От горы Саит-тау до предгорья Алатау. Часть вторая
Все новости
КИНОМАН
16 Августа 2019, 13:13

Первая Республика

Начинается путешествие. Журналист Касым Азнабаев идёт по улице. Начинается действо. Но это особое путешествие. А не просто прогулка по Уфе. И особое действо, особый спектакль. А не просто первые шаги башкирской сцены.

Мы спускаемся в лабиринты земли и времени. И Касым Азнабаев будет нашим проводником-Вергилием в этом, Дантовского размаха, путешествии.
Вернее, в почти религиозном Действе о таком путешествии. То ли средневековом миракле о святых. То ли языческой мистерии о жертвоприношении.
Здесь свой башкирский Орфей будет спускаться в Аид. И своя башкирская Кассандра-Сфинкс, уставившись распахнутыми, бездонными, безумными глазами в камеру, прочтёт в ней решение Рока.
Но сначала мы увидим прекрасную летнюю круговерть на реке. Белые одежды. Услышим смех.
Словно распахнулись двери «райского» чердака литургической драмы, демонстрируя счастье блаженных душ. В которое должны устремляться герои всё время представления их «страстей» на основных подмостках.
И, поскольку это и театр священнодействий, и история башкирского театра, и история, данная через театр: переворачивать действо и швырять его дальше будут сцены лицедейства, «театра в театре», переборы клавиш и пение песен. И здесь не будет ничего смешного или случайного. Потому что по законам этого зрелища, этого вертепного помоста – любая случайная нота приближает рай. И даже страшный суд происходит на обычной сцене.
И, поскольку перед нами мистерия об отважных героях и житие мучеников, – все слова подлинны, все сходства неслучайны. Не актёрство, а представление. Ведь мистерия же! Таинство! Здесь молодая женщина вполне может быть знаменитым пожилым педагогом. Ведь не игра, а состояние!
Здесь основная пружина действия – античный Фатум. А противостоять ему, неотвратимой судьбе, – нельзя. Но можно сохранить веру, добродетель, достоинство. Помня о сверкнувшем уже однажды райском окне.
Сгущается темнота кружащихся лабиринтов. Оживают Минотавры. Цвет героев и фильма увядает, жухнет, как цвет тех самых лилий, которые «завтра будут брошены в печь». Пока, наконец, завершающая песня (необъяснимо схожая с одной из «роковых» тем Густава Малера) – не выведет героев в тот самый, давно накликанный, летний советский рай. Всех героев. Живых и мёртвых. Целиком или в воспоминаниях. А бессмертная театральная сцена за их спиной зацветёт весенней зеленью и новыми весенними лицами.
И останется на экране только журналист Касым Азнабаев, наш проводник-Вергилий в этом Дантовом мире. Он выпал из лодки Харона, вырвался из кружения душ, проделал обратный путь. И вновь вывел нас на улицы Уфы. И оставил там. И теперь удаляется от нас. Фильм завершается.
А перед нами возникает Советский Союз, как самая религиозная из нерелигиозных идей. И «Первая Республика», как Град Божий.
СПРАВКА:
Булат Юсупов (Россия, Башкортостан) – режиссер, сценарист, продюсер. Окончил режиссерский факультет Всероссийского государственного института кинематографии им. С.А. Герасимова, мастерская В.Н. Наумова. Член Союза кинематографистов России. Заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан, лауреат государственной республиканской молодежной премии в области литературы и искусства имени Шайхзады Бабича.
Основатель Киношколы Булата Юсупова. Организатор международного кинофестиваля «Кинозрение» и международного кинофорума «Слово Земли». Булат Юсупов также является членом жюри нынешнего кинофестиваля «Серебряный Акбузат».
Основатель и руководитель кинокомпании «Живая лента». Фильмография режиссера насчитывает около 20 фильмов, многие из которых удостоены призами на российских и международных кинофестивалях.
Молодая советская страна становится страной уникальных возможностей, трудовых и культурных побед. Башкортостан, как первая республика, вошедшая в состав новой России, переживает свой расцвет. Бурно развивается наука и культура. Искусство становится ближе к народу. Внезапное убийство Кирова вызывает волну партийных чисток. Неумолимо раскручивается маховик репрессий…
Юлия ЛОМОВА-УСТЮГОВА
Читайте нас: