Все новости
КИНОМАН
14 Августа 2019, 13:46

«Виртуоз»

Встречая кинофестиваль "Серебряный Акбузат" Музыкальная импровизация – вещь бесконечно родственная кино. Её осмысленная свобода – тождественна кинематографу. А импровизация на кубызе-варгане как музыка, возникающая почти из пустоты, спонтанная, как дыхание, мгновенная, как вздох и неуловимая, как ветер – это уже чистая киногения.

Обладающий подобной киногенией звук в фильме – выстроит весь фильм. Как это и происходит в кинокартине о Роберте Абдрахмановиче Загретдинове, знаменитом мастере этого древнейшего инструмента.
Музыка на кубызе – это импровизация импровизаций. Нечто почти неуловимое, едва фиксируемое. И оттого она вмешивается в монтаж. Свойственная каждому её моменту сиюминутность как бы уравнивает все составляющие фильма. И вечные горы, и простая деревенская жизнь, и научные изыскания, и любовь близких, и блеск признания и всё остальное – равны перед ультимативным «здесь и сейчас» музыки кубыза. И не только равны, но и (не отменяя развития сюжета) как бы одномоментны. Спрессованы музыкой в одно, бесконечно длящееся, но бесконечно изменчивое мгновение. Мгновение незабываемое и полное.
Отчего документальный фильм башкирских документалистов о башкирском виртуозе башкирского инструмента получается, действительно, чем-то предельно башкирским. Потому что одной из самых своеобразных черт народной культуры является именно своеобразие восприятия времени, его течения. То есть, время здесь, в привычном смысле, как раз не течёт, а состоит из бесконечного числа «здесь и сейчас», быстро сменяющих друг друга. И составляющих одно большое «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС». Как в творчестве мастера-виртуоза. Как в песне кубыза. Как в документальной ленте. Как в башкирских «шэжэрэ». Где фразы: «некогда в окрестностях рода появился огромный дракон»; и «тогда мы с отцом сели на поезд и поехали в город Троицк» – спокойно соседствуют в одном небольшом, совершенно неделимом и предельно концентрированном тексте.
Да, музыка кубыза – она такая же. Может вместить весь мир, изобразить любой предмет – коня, поезд, лес.
Многое может полёт трепещущей импровизации кубыза. И перелететь по воде, аки посуху. И привести с этого берега на тот, зелёный.
Кубыз – это подлинный звук мира. Слышимая музыка сфер. Прерывистое дыхание вселенной. А любая мелодия кубыза – настоящий неснятый фильм. Который, наконец, снят.
СПРАВКА:
Радик Кильмаматов (Россия, Башкортостан) – родился в 1972 году в Уфе. В 2010 г. окончил Уфимскую государственную академию искусств им. З. Исмагилова. (Режиссер драмы). В 2013-2015 – Высшие курсы кино и телевидения ВГИК им. С.А. Герасимова. (Режиссер научного и документального фильма, мастерская В.А. Ман и М.М. Бабак).
Документальный фильм о Роберте Абдрахмановиче Загретдинове, всемирно известном исполнителе на народном инструменте кубыз (варган).
Юлия ЛОМОВА-УСТЮГОВА
Читайте нас: