Артист и волшебник Айрат Ахметшин
Все новости
КИНОМАН
22 Июля 2019, 14:04

Киргизское кино, триумф операторской школы и явление духа

ГАЛАРИНА На свете есть разное кино: голливудское, индийское, французское, японское. Были когда-то грузинское кино и итальянское – итальянский неореализм, были – не значит, что теперь в этих странах не снимают кино, снимают, но такое же, как везде. Хорошее и плохое, но какой-то характерной особенностью оно не обладает. Из стран-участниц, приславших свои фильмы на Первый международный фестиваль национального и этнического кино «Акбузат», отличилась Киргизия. Киргизы привезли четыре фильма и увезли пять призов.

«Переваливший через века народ» режиссера Марсбека Бузурманкулова – один из четырех фильмов, привезенных киргизской делегацией, и первый из двух киргизских документальных, который я увидела. Единственный из киргизских – оставшийся без приза. Но впечатление производит грандиозное и красотой, и историей одного из киргизских родов, отделившегося сотню лет назад и потерянного с тех пор в горах Афганистана. Люди живут там на высоте 4000 километров в состоянии средневековья. Впечатление производит и труд автора, который смог добраться до этих высокогорий. Девять дней на машине, три дня пешком, и не просто пешком, а по-альпинистски, и все пришлось тащить на себе. Красота картинки невероятная, девушки в алых платьях, как маки на картинах импрессионистов. Национальные костюмы и животные, пейзажи и лица невероятны. Машина времени в действии. Зрители заброшены в другую эпоху, где девочки не ходят в школу, нет на них никаких джинсов. Мальчики в школе учат наизусть строчки на чужом языке и даже не знают, о чем эти строчки. Взрослые не могут, не умеют и не знают многого, привычного нам – писать и читать, например. Контейнер с медицинской помощью, присланный когда-то, остался невостребованной рухлядью с нетронутыми лекарствами и медицинскими средствами, нет никого, кто мог бы понять, как это используется. А красота и простодушие ошеломляют. Сильнейший этнографический материал. И мужественный подвиг режиссера, который поехал в экспедицию на свои средства. Узнал об этих потерянных среди гор, загорелся и преодолел невероятное число трудностей. И не зря. Своим фильмом Марсбеку Бузурманкулову удалось открыть окно в минувшую цивилизацию.
Киргизский режиссер Марсбек Бузурманкулов снимал там, где никакие машины не проедут, и даже лошади не пройдут, на высоте 4000 километров над уровнем моря. Создателю документального фильма «Переваливший через века народ» можно было бы присудить звание «самого упорного и выносливого пользователя современной портативной видеотехники».
Неудивительно, когда молодые режиссеры снимают современное кино. Удивительно, когда современное кино снимают взрослые режиссеры. Очень редки случаи, когда творец является великолепным аналитиком. Этот случай представляет режиссер Тынай Ибрагимов. Он уже много лет работает на «Киргизтелефильме», в кино пришел ассистентом оператора около 40 лет назад. У нас состоялась очень содержательная беседа о том, как воплотить идею, как строится сюжет фильма, какое значение для усиления впечатления имеет монтаж, чем надо руководствоваться при создании эмоциональной линии фильма. Тынай имеет огромный опыт операторской работы, в кино за четыре десятка лет он прошел все профессии и стадии создания фильмов. Для четкого и стремительного документального фильма «Тринадцатый» сюжет родился из съемок районных скачек, их в Киргизии называют «байга» и проводят по праздникам. Мальчик в майке под номером 13 неоднократно участвует в скачках, выигрывает. Дом и семья с пятью детьми, папа и старший сын увлечены лошадьми, мама мудрая и все стоически переносящая, младший сын – прирожденный брейкер, отлично танцует, дочь вся в современной технике, ее жизнь внутри гаджетов. Режиссер признался, что поначалу даже не мог решить, про кого из членов семьи сделать фильм. Настолько все были интересны. А фильм получился о дружбе мальчика и лошади. Лошади – они умные, они все помнят, на предыдущей скачке пришел вторым, и очень хотел победить не только маленький хозяин, но и конь. Он победил, пересек первым финишную черту и упал замертво. Отдал за победу все, свою лошадиную молодую жизнь. Зрители за 25 минут фильма успели проникнуться жизнью этой киргизской семьи и плакали в зале вместе с мальчиком в майке под номером 13 на экране. Тынай Ибрагимов закономерно получил приз «За лучший сценарий в документальном фильме».
В киргизском кино сложилась великолепная операторская школа – три приза. Два «за лучшую операторскую работу» в игровом короткометражном фильме «Перегон» Руслана Акуна получил оператор Талант Ургазиев (редкое совпадение имени и дарования), и в игровом полнометражном « Жаужурек мын бала» казахского режиссера был приглашенный киргизский оператор Хасан Кыдыралиев. А приз имени Гильвана Амирова «за операторское искусство» получил Мурат Алиев за эпический и зрелищный фильм «Курманджан Датка».
Этот фестиваль оказался ярким триумфом сложившейся операторской школы. Но предполагаю, что следующим у киргизов будет триумф сценарной киношколы. Таково мое мнение после общения с блистательным оратором Бакытбеком Турдубаевым, который «стянул на себя» всю пресс-конференцию – просто и доступно рассказывая, как эффективно обустроить отбор и выращивание сильных молодых профессионалов в современном кино, если государство не может это в достаточной мере финансировать.
Курманджан Датка – это имя последней правительницы киргизов перед присоединением к Российской империи. «Курманджан Датка» – полнометражный фильм режиссера Садык Шер-Нияза, который длится 134 минуты. Картина наполнена невероятной красотой людей, костюмов, лошадей и горных пейзажей. Сегодня это вершина айсберга под названием киргизское кино. В Кыргызстане фильм шел в прокате три месяца, собирая полные залы. В данный момент он идет в прокате в Америке. Претендует быть выдвинутым на «Оскара». Потому и его режиссер сейчас находится в Америке, а на фестиваль в Уфу приехали автор сценария Бакытбек Турдубаев и режиссер монтажа Элдияр Мадакимов. Переговоры о прокатной судьбе в России ведутся.
Монументальная кинокартина « Курманджан Датка» (Королева гор) получила кроме приза за операторское искусство еще один – «За яркое художественное отражение истории народа».
И не зря именно такая формулировка, потому что это был единственный фильм на кинофестивале, который удостоился паломничества собственного народа. Не было паломничества армянской диаспоры на фильм «Доктор» Анны Гороян, не было нашествия азербайджанской диаспоры на фильм «Степняк» Шамиля Алиева, а это очень сильная лента об одиночестве и внутреннем мире. Не видела осетинских зрителей на поэтичном и музыкальном фильме «Рудник» Мурада Джусоева.
А вот киргизы в большом количестве пришли посмотреть на свою королеву гор. Изумившись количеству девушек, некоторые в красивых национальных костюмах, завела с ними разговор, что они знают о жизни «алайской царицы». Выяснилось, что они читают про нее в киргизских учебниках истории в 6 классе. Девушка по имени Мизур участвовала в конкурсе рисунков, изобразила Курманджан, но никакого личного мнения о ней не имела. Я увидела, как фильм создал это мнение. В этой картине одинаково сильно цепляет и уникальный шанс узнать о различиях народов, и возможность понять, как люди похожи.
После распада СССР образовалось много маленьких, ничем не примечательных, кроме этнического своеобразия и экономической слабости, государств. Как выделиться среди других таких же маленьких государств? Как сохранить и приумножить свое уникальное, как быть интересными своему подрастающему на общемировых стандартах поколению? Киргизское кино дает намек на рецепт. В небольших странах, в маленьких людских сообществах, где голос каждого может быть донесен до правительства, важно иметь свое искусство, чтобы сохранить душу народа, оно жизненно необходимо. В больших государствах, где затруднен процесс участия простых людей в делах страны, голос подрастающего поколения может значить очень много. Королева гор думала о судьбе своего народа, собирала разобщенные роды, посвятила этому свою жизнь, заплатила за это смертью своих сыновей. Кинокартина о ней продолжает дело ее жизни – сохранить, не дать раствориться киргизскому этносу среди гула общемировой информации, обрести свою нишу и внимание людей во всем мире. Удивление и восхищение. И открытие – что большое кино можно делать не только за огромные деньги и не только в Голливуде.
Читайте нас: