«Американские животные» - чистый постмодернизм, которые смешит и пугает на серьезных вещах, часто заигрывает с жанрами, да и вообще способен за время хронометража столько раз сломать шаблон, что начинаешь теряться в догадках, что именно ты смотришь. Может, потому, прокат прошел хиленько, что я его пропустил – зато откопал сейчас. И не пожалел.
Перед нами, реальная (или нет) история дерзкого похищения студентами бесценного тома «Птицы Америки» Джона Джеймса Одюбона из библиотеки частного Университета Трансильвании в Лексингтоне, штат Кентукки, США. С самого начала, нас пытаются водить за нос, показывая титр, что фильм создан не на реальных событиях. Через пять секунд частица «не» исчезает. Фильм также содержит элементы интервью с «реальными» участниками событий – как героев, так и их родственников. Доказательств, что это реальные люди, а не актеры, нет, хотя титры убеждают – они «настоящие». Но верить этому нет нужды. Казалось, уже в таких деталях выражается вся идея фильма – одно сплошное надувательство всех и вся, и в дураках будут абсолютно все.
Первая половина фильма будет посвящена планированию, и она действительно внушает чувство восхищения. Любой план должен быть безупречен, и он таковой и есть, несмотря, на то что его разрабатывают студенты, ничего не смыслящие в криминальных делах. Но котелок у них явно варит. Тут же прилетает киношный привет «Друзьям Оушена» и самому Тарантино с его «Бешеными псами»: здесь герои придумывают клички по цветам, как в том самом нетленном фильме. «Я – мистер Желтый, потому что, я – мамино солнышко, а его я назвал мистер Розовый потому что хотел его этим достать». «Мой самый нелюбимый фильм Тарантино» - тут же утверждает один из героев. И тут же проскальзывает мысль, что жизнь – это не кино, и то, что хорошо и идеально воплощено на экране, в реальности имеет совсем другие оттенки.
Когда дело доходит до ограбления, эта мысль звучит еще более ярко. Дабы не спойлерить, лучше увидеть это самому, а потому я просто перейду на проблематику. И чего этим молодым, перспективным студентами не хватало, что они затеяли столь рискованную авантюру? Ответ в фильме будет, но не столь явный и он потонет в ворохе этой бессмыслицы и откровенной глупости. Молодые «Робин Гуды» превращаются в обыкновенных негодяев и тут наши симпатии «плохим парням» начинают стремительно таять. Вообще, фильм выруливает на разных поворотах и все здесь не так однозначно, как вам бы хотелось. Здесь желаемое могут выдать за действительное, а настоящее за фальшивку и наоборот. Я уверен, что не все заметят подмены, настолько искусно они сделаны, что не передать словами.
Часто, во время просмотра, я ловил себя на мысли – уж не экранизация ли это какой-нибудь альтернативной книжки? Уж больно подача материала вкупе с концептуальным монтажом навеяна «Бойцовским клубом» или «Внутренним пороком». Но нет, хотя это ощущение «альтернативы» витало на протяжении всего времени просмотра. А уж как здесь работает музыка: ну какая авантюра без рок-хитов 60-х – 70-х; или хотя бы то, как откровенно забавный эпизод выдают под такую тревожную музыку, что Хичкок бы обзавидовался. Как я и говорил, это постмодерн: здесь потолок – это пол и то, это еще не факт, что вы не провалитесь в какой-нибудь дверной проем, невесть откуда взявшийся. Я предупредил!
Как вы понимаете, «Американские животные» - кино с несколькими уровнями, которые вынуждены уживаться между собой, ибо они поставлены в условия одной истории, в которой обман играет решающую роль. И потому, мы сами готовы обманываться – хотим мы этого или нет. А чем само кино как не один большой обман, на который мы идем вполне сознательно? «Американские животные» - такой скромный шедевр, что любителям лучше не проходить мимо, а всем остальным – на их усмотрение. Фильм интересен, необычен, но за всем этим можно почувствовать легкий щелчок по носу смотрящего. Но этот щелчок до того приятен, что ругаться просто бессмысленно.