Само слово «игра» вызывает в нас стойкую ассоциацию, обычно связанную с чем-то очень приятным и веселым: спортивные игры, квесты, разгадывание кроссвордов, детские игры и т.д. Но сам термин игры настолько широк, что мне не хватит целой газетной полосы, чтобы описать его. Игры зародились со становления человечества и продолжают развиваться и жить одной с вами жизнью до сих пор. Они являются основой для социальных взаимодействий и нашего собственного развития. При такой глобальной теме я боюсь быть необъективным, но попробую передать свои знания и соображения об этом удивительном феномене. Являясь по существу не только журналистом, но и актером, в одно время я натолкнулся на эти теории и знания, еще и проверил некоторые на практике. И вот поэтому «я хочу поиграть с вами в одну игру».
Игра всегда интересовала человечество. Ее препарировали философы, психологи и, конечно же, сами актеры. Сам список источников достаточно велик, но хочется остановиться на нескольких значимых работах по исследованию феномена игры.
Одна из основополагающих работ в этой области была создана культурологом Йоханом Хайзенгом. Ее название «Человек играющий» (Homo Ludens). Хайзенга считал, что культура, искусство, и даже военное дело и судопроизводство, и многие другие сферы нашей жизни имеют игровую структуру. «Можно отрицать все серьезное, но нельзя отрицать игру». Также выделяются несколько признаков игры, такие как свободное действие (игра лишена принуждения), серьезность или несерьезность, строгий внутренний порядок (игра всегда должна быть подчинена правилам). При этом игра, по Хейзингу, имеет четкую границу между реальностью: она в любом случае действует в другом пространстве и не является настоящей.
Следом теорией игр заинтересовывается психология в лице Эрика Берна. В знаменитой книге «Игра, в которые играют люди», Берн касается уже социальных игр, которые предполагают притворство и принуждение. То есть это и есть навязанные кем-то нам роли, и желательно их пресекать. Хотя, есть и категория «хороших игр» при которой, все участники остаются в выигрыше даже при неоднозначности мотивов. Эрик Берн описывает сценарии многих социальных игр (супружеские, политические и т.д.) и предоставляет четкую схему, по которой можно их определить.
Но теория, о которой я сейчас веду речь, была окончательно сформирована и скомпонована в одну четкую структуру благодаря актеру Вадиму Демчогу. Он соединил актерское мастерство, психологию, философию и эзотерику и вывел уникальную систему под названием «Самоосвобождающаяся игра». Данная книга более чем сложна и в понимании и в восприятии, но кое-что выудить из нее мне все же удалось. Наглядный пример его техники в простом изложении он приводит сам: «Мне было где-то 12-13 лет, и мы с ребятами всегда выезжали, у нас была традиция, мы на велосипедах выезжали в карьер, где была очень холодная вода, а это апрель-месяц, еще лед был по кромке берега, вот. И все ребята в таком юношеском воодушевлении бросаются в эту воду, а я бросаюсь вроде бы, но меня что-то останавливает, и я хожу у кромки воды и не могу никак войти, чтобы адаптировать температуру воды под тело. И вдруг на меня что-то находит, я вспоминаю персонаж из фильма «Максимка», там был боцман такой бородатый, я не помню, кто его играл, но какой-то очень мощный актер – все тело в наколках, волосатая грудь, мозолистые, залитые битумом руки, и вдруг, этот мальчик двенадцатилетний, он почувствовал себя боцманом, и я вошел в воду, просто даже не чувствуя ожога холодной воды, и поплыл». Сам Вадим Демчог очень увлечен феноменом множественной личности, он убежден, что в каждом человеке скрывается несколько персонажей, и самое главное – в этом не потеряться. Одним из его проектов была радиопередача «Фрэнки-шоу», где его персонаж Френки каждый раз просыпался в теле какой-нибудь знаменитой личности и проживал его жизнь от начала и до конца, а задача слушателя была угадать – в какой роли он сегодня. Может быть, среднестатистическому человеку такая литература покажется крайне сложной, но для актера, как профессионального, так и начинающего, есть много полезной информации. Ну и конечно, никто не отменяет Станиславского, Михаила Чехова и других мэтров театральных техник.
То, о чем мы будем сегодня говорить, является еще одной версией виртуальной реальности. Если в предыдущей публикации, мы сталкивались с видеоиграми, то теперь мы приблизимся больше к обыденной жизни. И даже там хватит места для виртуальности. Актерская профессия превратила этот феномен в ремесло. Хотя большинство актеров стараются не использовать актерские знания в жизни. Как нам говорят в театре – кто играет в жизни, не сможет хорошо играть на сцене. Но лучше меня скажет актер Николай Караченцов: “Нас учили, что, чем лучше актер, тем он меньше играет в жизни. Ему будет мешать хотя бы чувство самосохранения. Актер экономит себя: если разыграться, расшутиться в жизни, то будешь пустоват потом, на сцене». В актерском мастерстве одно из самых главных умений – это вера в то, что делаешь. Не будет правды на сцене – зритель и сам не поверит.
Чтобы оценить феномен игры в современной жизни достаточно просто посмотреть на детей. На то, как они самоотверженно играют. Например, девочка играет с куклой. Она может выстроить целый сюжет для этой куклы, она же будет ею руководить, наблюдать за ней, плюс сама же и оказаться в роли этой куклы. И для нее все это будет правдой, она будет верить каждому действию. Игрушечные танковые баталии в песочнице для ребенка также ничем не будут отличаться по правдоподобности в сознании ребенка. Куда же все это уходит, когда мы становимся взрослее? Наверно, с возрастом мы утрачиваем фантазии, вступаем на более реальные территории и играем в другие игры. Иногда нам неизвестны даже правила и роли, которые мы исполняем. И большое отличие от детской игры в том, что не мы выбираем роль, а роль выбирает нас. Умение состоит в том, чтобы осознать, что вы находитесь во второй позиции, и перемахнуть в первую.
Всем известно понятие «ролевых моделей». На работе – один человек, дома – другой, с друзьями он третий, при общении с незнакомыми людьми – четвертый. Отчасти это связано со средой, в которой мы находимся (рабочая, неформальная и др.), и правилами, в которых она действует. Но можно ли этим управлять?
Конечно, но если это осознавать. В любой, даже стрессовой, ситуации можно подобрать себе подходящую роль, так чтобы она работала для вас. Например, в психологии существует много подобных методов: предположим, для человека, который боится выступать публично. Как можно ему помочь? Во-первых, несколько раз прокрутить будущее выступление в своем воображении, обязательно с положительным результатом. Во-вторых, вообразить себя профессионалом, имеющим большой опыт выступления на публике. Порой этот метод действительно творит чудеса. Также важно осознание ролей, которые причиняют дискомфорт. Это первый признак навязанных ролей и их очень важно менять. Например, травмированный психически в детстве ребенок может вырасти во взрослого человека, пожизненно несущего на себе роль жертвы. Осознав эту роль, человек может ее изменить и избавиться от целого ряда проблем.
Активно и подражательство. У вас бывало такое, что, посмотрев интересный фильм или спектакль с харизматичным главным героем у вас на несколько дней сохранялось его модель поведения? Пытались двигаться, разговаривать и действовать как он? Объяснить это можно очень просто: мы переносим на себя те качества личности персонажа, которыми сами хотели бы обладать. Правда, эффект от этого очень кратковременный. Значительно длительный эффект действует в детском возрасте: ребенок наблюдает за взрослыми людьми и пытается делать как они, также он может перенять модель поведения и персонажей мультфильмов и фильмов, иногда эта модель может стать основной.
Подводные камни этого метода кроятся в том, что можно с легкостью затеряться в ворохе ролей. К сожалению, многие актеры, даже самые опытные, подвержены этому. Одно из главных правил состоит в том, чтобы досконально знать самого себя и свое естественное поведение. Заблудиться с небольшими жизненными ролями, с четким разграничением реальности, в принципе, сложно; если в порядке психика человека, то ему не грозит диссоциативное расстройство личности (так называемые множественные личности). Психика профессионального актера должна быть достаточно гибкой, ведь вживание в образ происходит намного глубже, и выход из роли может быть довольно сложен, но этому актер должен учиться, овладевать необходимыми навыками.
В последнее время интерес к актерскому мастерству и феномену игры сильно увеличился: открываются театры-студии, проводятся разовые мастер-классы. Спрос обычного человека на раскрытие своего внутреннего потенциала рождает предложение. Сам театр постепенно выходит за свои пределы, смешиваясь с обычной жизнью: различные уличные перфомансы, интерактив со зрителями, занятия с актерами и прочее. И в этом нет ничего удивительного: не только актеры играют, но и сами зрители не против игры.
Актерское мастерство способно снять множественные телесные и психологические зажимы, раскрепоститься, поднять уровень владения телом, и ,конечно, «прожить тысячу жизней». Играть вам или нет – решать вам. Но то, что игра везде и повсюду, а в нас самых таится огромное количество интересных персонажей, которые проявляются в определенных жизненных ситуациях – это факт. То, что рассказано в данной статье - только теория в огромном ворохе других, всего лишь одно из интересных видений мира через призму игр. Реальность почему-то часто не оправдывает надежд, и отсюда уход в виртуальные миры, в фантазии и собственноручно написанные сценарии. Один из вариантов - разнообразить действительность, привнести в нее что-то свое или с головой уйти в выдуманные миры. Будь то видеоигра или проигрывание роли – это не совсем и важно, понимание причин этого позволяет использовать эти инструменты более правильно. И тогда от игр можно получить максимум удовольствия и остаться самим собой.