Путь до Белого волка, или Подарок для мамы
Все новости
СОБЕСЕДНИК
29 Июля , 15:15

Жизнь журналиста, или Мечты сбываются. Часть восьмая

(Беседа)

из архива С.В. Алешковича Сергей Владимирович Алешкович
Сергей Владимирович Алешкович Фото: из архива С.В. Алешковича

Глава 3

Несколько глотков холодной воды освежили и дали новую энергию для развития разговора. Сергей Владимирович Алешкович продолжил рассказывать о родном городе Салавате с ещё большим воодушевлением:

 

— Вот, к примеру, обновлённый салаватский парк культуры и отдыха — уточки с лебедями плавают, рыбки плещутся, зелень кругом, клумбы красивые и на всё это смотрят детишки. Красота! Конечно, не хватает аттракционов, новых каруселей, но, может быть, со временем что-то изменится. Кинотеатры и аттракционы — это всё приходящее…

— Прозвучало слово кинотеатр, и я хочу высказаться по этому поводу. Часто бываю в Салавате, и тоже ощутил, что именно кинотеатра не хватает. Последний раз я был в кинотеатре «Октябрь» в 2019 году, смотрел отличный фильм «Достать ножи». Но в самом здании мне очень не понравилось. Неудобные изношенные кресла, зал какой-то вытянутый, экран уже выцветший, все полы обшарпанные, атмосфера в общем гнетущая, древняя. С одной стороны, и хорошо, что сие заведение закрылось, но с другой стороны — пустота, словно черная дыра в городе… Потом я прикинул, что, может быть, даже не совсем кинотеатра не хватает, а киноклуба. Например, в Уфе очень популярны киноклубы, причём их несколько. В уфимской «Родине», к примеру, всегда аншлаги на собраниях киноклуба, полный зал. Ведущий прямо посреди фильма после определённого эпизода делает паузу, рассказывает об идее, о приёмах, аллюзиях, и идёт обсуждение отрывка, причём обсуждение живое. Затем запускают ленту и смотрят дальше до следующего важного момента. И после посещения нескольких подобных просмотров, люди начинают понимать язык кино, понимать режиссуру и режиссёров, понимать вообще искусство. Реально ли такое создать или организовать в Салавате, ведь есть же залы? Будут туда ходить люди?

— Раз это происходит в Уфе, это может происходить в любом месте, и в Салавате в том числе. Это один момент. Другой момент в следующем. Всё, о чем тебе рассказывал, я старался создать своими руками. Что-то реализовать, что-то продвинуть, сочинить, снять и так далее. Но сегодняшний день больше про потребление, подавляющее большинство желают что-то получить и желательно малыми затратами, как ума, так и физических усилий… Вот с этим что делать? Может, я ошибаюсь? Но человеческая природа такая, если постоянно откуда ни возьмись тарелочка с голубой каемочкой или скатерть самобранка… Это расслабляет, и становишься каким-то… Не то чтобы пассивным, но… (щёлкает пальцами, пытаясь подобрать точное слово)

Кинотеатр «Октябрь», г. Салават.
Площадь с обелиском и кинотеатром «Октябрь» в г. Салавате
Площадка близ кинотеатра «Октябрь» в городе Салавате с зимними забавами.
Из архива Ильи Казакова Памятник Салавату Юлаеву на улице Пушкина в городе Салавате. (Сейчас на его месте стоит памятник А.С. Пушкину)
Кинотеатр «Октябрь», г. Салават.

— Аморфным, может быть?

— Ты всё время что-то ждёшь от других, а сам-то ты ни черта ничего не делаешь. Вот в этом отношении я и вижу разницу между поколениями. Нам никто на блюдечке ничего не подносил. Если ты хотел что-то написать, ты брал бумагу, ручку и писал. Опубликуют это? Нужно это кому или нет? Об этом ты не задумывался — ты делал. Это поступок. Если ты хотел играть на гитаре, создать музыкальную группу…

А нынче как? Что-то набрякал в программе и через десять минут у тебя песня.  А то и просто сказал: «А ну-ка, напиши мне, искусственный интеллект!». И программа тебе выдаёт готовую песню! Даже программу не нужно скачивать, устанавливать, всё уже встроено…

А теперь перекинемся на тридцать лет назад и что мы увидим? Для того, чтобы записать песню ты должен был так много сделать, уметь, знать. Не говоря уже о том, что ты должен был сочинить текст, создать мелодию, продумать ходы, темпо-ритм, продумать ритмические ямы, разные ходы, полифонию и обязательно бридж, а если нужно, то и соло…

— Мы ещё не говорим, что нужно было найти, на чём играть! В то время были проблемы с инструментами, особенно с электро…

— Да, ты должен был знать и уметь всё! Потому тогда жизнь бурлила и кипела, потому что люди страстно хотели, и с такой же страстью делали. Ты загорался идеей. Ты шёл и собирал людей, таких же воодушевлённых, как ты. Ты добивался, искал, кого-то подкупал, уговаривал. Ты действовал и продвигался вперёд.

Илья Казаков  Дом с надписью на улице Ленина в Салавате. 2025 г. (Раньше здесь располагался любимый магазин салаватской детворы «Детский мир»).
Илья Казаков  Парк имени Пушкина на одноимённой улице. 2023 г.
Илья Казаков  Салаватский домик. Зима 2023 г.
Илья Казаков  Дом с лепниной в городе Салавате. 2025 г.
Илья Казаков  Входная группа в парк культуры и отдыха в городе Салавате. Зима, 2025 г.
Дом с надписью на улице Ленина в Салавате. 2025 г. (Раньше здесь располагался любимый магазин салаватской детворы «Детский мир»). Фото: Илья Казаков

— Как однажды сказал Мик Джаггер: «Вы либо мертвы, либо двигаетесь вперёд»…

— Да, он совершенно прав. Ведь, в то время в любом случае желание — означало действие. А сейчас, когда ты окружён всеми этими гаджетами… (стучит ладонью по столу)

В этом отношении я всегда говорил, и буду повторять каждый раз, что прогрессом движет не наука, и тем более не реклама. Прогрессом всей нашей планеты движет лень!

Могу привести простой пример. Когда телевизоры были без пультов дистанционного управления, вместо пультов мы использовали младших братьев, потом детей или внуков. Потом появилась швабра или лыжная палка, когда телевизоры стали с кнопками для каналов. Можно было дотянуться и переключить, слава Богу, что их было три-четыре-пять (смеётся), кнопок немного было нажимать. А что сейчас мы имеем? Ты телевизору говоришь: «Ну-ка, включи мне вот это» или «Переключи-ка мне на двухсотый канал». Вот и всё. Это же от лени идёт! Ты прикован к дивану, от которого зад свой можно и не отрывать, а вокруг тебя всё жужжит и делается само. Кондиционер по таймеру, робот-пылесос по полу снуёт, микроволновка полуфабрикат готовит, хлебопечка сама замешивает, сама время выбирает по программе, и даже орешки сама засыпает в тесто. Искусственный интеллект тебе тексты пишет, он же выбирает, что тебе читать, что слушать, что смотреть. Всё вроде круто… Но это же обманка! Это великая обманка, которая стала капканом, из которого очень сложно выбраться…

— «Алиса, сделай заказ, привези мне еды»…

— И не говори. А потом мы удивляемся, когда говорим о будущем той же журналистики. Как человек может написать хороший текст без начитанности, широкого кругозора или богатого жизненного багажа? Ну, ладно, ты изучил, выложенный в интернете великий труд «Как писать завлекающие тексты». Хорошо, что изучил. Допустим. Ты умеешь читать, ты умеешь писать, ты умеешь печатать — тоже хорошо. Но когда ты начинаешь писать о более глубоком… Не просто так писать, мол, тебе нужно продать некую побрякушку. Допустим, поместил парочку завлекающих абзацев на сайт, зацепил человека и всё — побрякушку купили. Это что, журналистика? Это говорит только о том, что ты узнал, как складывать по порядку буквы алфавита. Писать-то ты должен, имея в голове свой взгляд, который помогает выстроить нить изложения и оценить то, о чём пишешь. И только потом уже выстроенное в голове повествование переносить на бумагу или в текстовый редактор. Вот это — журналистика!

А без вышеизложенного — всего лишь «бла-бла», не более. «Я сегодня приготовила вот такое вот блюдо, но не знаю, буду я его есть или нет, но я расскажу вам, как я его делала». Кто-то ведь свято верит, что, рассказывая про свою повседневную рутину в блоге, тоже освоил азы журналистики? (заливается смехом). Смех, да и только!

Но я ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. В современном мире право на существование и сосуществование имеет всё, что происходит в сети. Любой человек имеет право голоса, а вот зритель, слушатель, потребитель этого контента должен уметь отличать зерна от плевел. Глядишь, шарлатанов и мошенников станет поменьше!

Мы прервались на перекур. Спустились на первый этаж, чтобы подышать свежим воздухом.

Дождь уже перестал тарабанить по крыше навеса. Лужи уже стали уменьшаться в размерах, перетекая друг в друга, стекая по желобкам в траву, уходить в почву.

Мы молчали, изредка перебрасывались фразами, лёгкими шутками. Мы понимали, что нас ждёт серьёзный разговор о нашем настоящем и будущем. Каким он получится, может знать только провидение. Скорее всего, таким, какие мы есть.

Продолжение следует…

ПРЕДЫДУЩИЕ ЧАСТИ:
Автор: Илья КАЗАКОВ
Читайте нас: