Об оценках своего творческого пути, плодов своей деятельности, вложенного в них труда, использованного времени и потраченных сил говорить сложно. Но это делать не просто нужно, а необходимо, чтобы избежать выгорания, чтобы понимать, что всё не зря, что есть эпизоды, моменты, да даже мгновения, ради которых стоило пройти этот путь, преодолеть трудности и преграды. Оглянуться и понять, что в другой жизни сделал бы тот же выбор, поступил бы именно так и никак иначе.
— Как же оценить то, что делаешь? Какими критериями оперировать?
– А себя не нужно оценивать, себя нужно ценить! (смеётся). Но если уж так нужно, то самая высокая оценка ‑ это когда идёшь, к примеру, после работы домой, сидят мужики у подъезда. Увидели, узнали и кричат тебе: «О, Спидвей! Иди к нам, угощаем!». Или вызвал такси, сел. Едем, разговариваем, а таксист смотрит на тебя внимательно и говорит: «Я тебя помню… Я тебя ещё на „Галстрире“ видел… Передачи твои смотрел…». Всё равно же в памяти у людей остаётся то, что мы делали…
Я понимаю, возраст ещё не совсем «аксакальский», в этом году мне 57 лет. А вот общаюсь с людьми, и они говорят, что кто-то на моих передачах вырос. Это же приятно… И значит, что не зря работал!
— Несколько раз в нашем разговоре проскальзывала тема чуда и слова «волшебство», «волшебно». Так что же, всё-таки в жизни есть чудо или это больше совпадения, стечение обстоятельств, хитросплетение поступков и действий?
— Никогда я над этим не задумывался. Объясню… Никогда не вникал в смысл изречения: «Когда сильно чего-то хочешь, начни это делать сам и тебе начнёт помогать вся Вселенная». Есть еще такая мудрость: «Если хочешь, чтобы Бог тебе помогал, начни прикладывать собственные усилия». Но есть и другая трактовка, интерпретация этой фразы: «Сами обстоятельства складываются так, чтобы ты это сделал».
В нашей телевизионной жизни невозможно что-то предсказать, но, когда начинаешь делать — фильм это, клип или какая-то новая программа — вот начинаешь, и… вообще ничего не получается. И тебе там нужно что-то преодолеть, тут не складывается, оборудование сломалось или ещё что-то с пятого на десятое переносится, человек заболел, не пришёл, уволился, — всё. И сидишь в этот момент и не понимаешь, что делать. Додавливать, дожимать ситуацию или бросить всё и начать другое?
А бывает, что задумал что-то, начал обсуждать, писать сценарий, да даже просто идею свою обсуждать, и оно само всё складывается, складывается одно к одному. И подходишь к финишу на таком пике удовольствия и удовлетворения, что в конечной точке просто выдохнул и понял — «вот оно!.. получилось!..». Потом смотришь, вглядываешься, спрашиваешь себя: «Да как же такое могло произойти?.. Что это?». А это чудо!
— И нет смысла объяснять по-другому и искать подтверждения или дефиниции?
— Конечно! Как вот можно объяснить следующий момент.
Прошлый 2024 год. На носу День города. Где-то на просторах интернета наткнулся на одного человека. Он связан каким-то образом с городом Салаватом, но в городе уже не живёт. Я знал, что он пишет стихи, начитывает их, накладывает музыкальное сопровождение и выкладывает их в интернет. Это, вроде бы, называется декламацией… (делает паузу, задумался)
Я до сих пор не понимаю, почему выбрал именно его. Всего лишь один или два раза видел его страничку. Но вот здесь что-то есть… (указывает рукой в область сердца)
Обращаюсь к нему, объясняю ситуацию — мол, хочу это, вот это и вот так, родному Салавату 75 лет. «Напиши мне стихи про город», — прошу. Он отвечает: «Да я же не живу уже в Салавате!». «Так это и плюс, ведь ты можешь рассмотреть его со стороны. Ты вырос в этом городе, учился, работал, семью создал и бизнес. Но ярче памяти о детстве, о родных местах быть не может!» — объясняю. «Хорошо, попробую»… И через некоторое время он присылает стихи под музыку…
Смотрю и вижу, как на музыку и слова сам собой накладывается видеоряд. Затем Рустем Гайнанов, наш старший видеооператор, этот самый видеоряд уложил так как нужно, и получился хороший, душевный клип…
Во время просмотра этого клипа в каких-то моментах у людей слёзы наворачивались. Наш город такой. Он маленький-маленький-маленький, он не вмещает в себя столько любви, сколько в нём есть. Но когда эта любовь плещет, то бьёт целым фонтаном эмоций, радости, смеха, счастья и ещё много чего…
— Это про какой клип мы сейчас говорим?
— Стивен Гудман — творческий псевдоним этого автора. Можно найти на просторах интернета… Кому-то точно будет интересно. Повторюсь, он в душе салаватец, хоть и долгое время там не живёт…
— Вот мы и подошли к теме о городе, к салаватцам, к их эмоциям… Всё-таки у журналиста, работника телевидения рука всегда на пульсе. Думаю, этот город стоит того, чтобы сказать несколько слов.
— М-м-м-м… Во-первых, я в нём вырос, я в нём состоялся. Я считаю, что это мой город. Люди, живущие в нём неотделимы от самого города. А люди бывают разные… Так и наш город разнообразен.
Мой Салават он такой, какой он есть. Он развивается насколько возможно. Не скажу, что всё получается идеально, но город очень сильно изменился за последние пять лет. Конечно, я понимаю, что болезнь маленьких городов состоит в том, что все уезжают, все куда-то рвутся, ломятся. Сейчас к тому же очень много возможностей и прочих моментов. Но я бы поспорил с тем, что ВСЕ уезжают!
Совсем недавно мы с друзьями сидим, разговариваем. И тут кто-то говорит: «Ну вот, все лучшие уехали, а кто остался?». В этом отношении я всегда вспоминаю слоган из рекламы — «Лучшие из лучших!». Вот и получается, что лучшие из лучших уехали, а лучшие остались (смеётся в голос).
В любом случае своим уютом, расположением, тихими уголками и зеленью город отличается от других. Салават — город уникальный. И я всегда этому удивлялся… (делает многозначительную паузу).
Мне Казань не нравилась в 90-е годы. Да, я приезжал туда, учился, жил. Там куча мест, связанных с известными и великими именами, всё пахнет историей: тут Толстой сидел, там Лобачевский стоял, туда Пушкин приезжал. Имён очень много — и Василий Аксёнов, и Максим Горький, и Муса Джалиль, и Фёдор Шаляпин, и даже Александр Дюма, ещё и целая плеяда авторов Серебряного века, и много-много других. Всех перечислять ‑ с ума можно сойти… Но какой-то своей ровностью, особенно старая часть Казани, настолько стала мне близка, что однажды я поймал себя на мысли, что иду по Казани, как по Салавату — «я здесь почти всё знаю!». Так вот самонадеянно…
Конечно же, там жизнь немного другая и хочется, чтобы некоторые её проявления были и в Салавате, но это на уровне мечтаний. Нельзя суть миллионного мегаполиса перенести просто так в малый город в 150 тысяч населения. Салават очень сильно преобразился в плане того, что можно, где погулять, что посмотреть, отдохнуть при желании. Конечно, на всё я смотрю уже с точки зрения, мягко говоря, пожилого человека, с другой стороны и талантливой молодёжи стало очень много.
— Чего остро не хватает в Салавате?
— А я отвечу. Не хватает кинотеатра.
— Культурных мероприятий? Тусовки?
— Культура присутствует. Мероприятия проходят. Но я не могу сейчас говорить, чего не хватает нашей молодёжи. Честно признаюсь, я не знаю, чего сейчас хочет молодёжь… Может быть, я уже меньше общаюсь с молодыми, но понимаю, что всем нужен какой-то драйв. С чем этот драйв связан у меня, я знаю, а с чем у других — не знаю или могу только догадываться. Может быть, со скейтбордами, может быть, с баскетболом, а может, с концертами или ещё с чем. Всё проходит и всё это в городе проводится. Но когда я приезжаю на салаватскую набережную, то вижу всё и сразу своими глазами. Вот она, молодость, которая занимается спортом, тут с колясочками и детишками идут молодые мамы и папы, вот мальчишки гоняют мяч и т. д. и т. п…
— И вот она, молодость, на скамейке сидит, пьёт пиво…
— Не без этого. Но они все там. Вот они. Вот оно, будущее города Салавата.
Частенько с друзьями приезжаем на набережную покидать в теннис настольный. И каждый раз, как я там появляюсь, удивляюсь. Там всё кипит. Может быть, это и есть тот самый искомый драйв?! Поразительно! Более того, он ежедневный, там каждый день так! И нашей набережной можно только гордиться…
Продолжение следует…