«Ананасовый» вкус рок-н-ролла
Все новости
СОБЕСЕДНИК
23 Июля , 15:05

Жизнь журналиста, или Мечты сбываются. Часть шестая

(Беседа)

из архива С.В. Алешковича Сергей Алешкович (на кресле справа) за работой.
Сергей Алешкович (на кресле справа) за работой. Фото: из архива С.В. Алешковича

Глава 3

Сотрудники телекомпании «Салават» потихоньку покидали рабочие места. Кто-то спешил домой, кто-то за ребёнком в детский сад, кто просто выйти на улицу, отдохнуть после насыщенного трудового дня, но каждый заглядывал в кабинет, прощался и желал Сергею Владимировичу Алешковичу хорошего вечера.

Мне подумалось в том моменте, что в этом тоже заслуга руководителя — создать атмосферу, из которой не хочется уходить, а если уходишь, то попрощайся — махни рукой, да хоть кивком головы. Иначе будет создаваться ощущение неоконченного напряжения, какой-то недосказанности, похожей на тревогу и преходящей в неё. А доволен ли человек, а всё ли правильно он или я сделали, а не таит ли что-то нехорошее, недоброе в душе? Сергей Владимирович отвечал всем дружелюбно, с шутками. В добродушной манере он подбадривал уходящих и напоминал им о том, что нужно будет сделать следующим днём. Потом откинулся на спинку стула и сказал: «Мы на этаже сейчас одни остались, больше нас прерывать не будут, разве что мы сами захотим прерваться».

Чтобы продолжить разговор, мне пришлось нарушить паузу репликой, следующей основному вектору нашей беседы:

 

— И тут Валерий Александрович Фершалов сажает молодого Серёжу Алешковича в куб, залитый морем света. Так? Что было дальше?

— Утвердили меня или не утвердили после душного куба с камерами и софитами, мне никто не говорил. Но через два-три месяца Чулпан Сафиева и я уже вели передачу, посвящённую празднику 8 Марта. Это было моё первое появление в эфире. Год тогда стоял 1991-й. Тогда стал осознавать, что я на телевидении. Меня привели в боевой порядок, патлы исчезли, меня постригли.

Тут стоит оговориться, что тогда не было того понятия, что это телевидение в полном смысле слова. Прямых эфиров не было, велась запись. Монтировать было сложно и очень долго. Так как оборудование ещё только-только поставлялось. Технику получали, собирали, долго и мучительно подключали. Многие приборы изучались на месте, их назначение порой угадывалось опытным путём или за счёт приглашения сведущих людей, кто мог что-то подсказать или объяснить. Всё затягивалось надолго, а мне нужно было работать, и я ушёл обратно в городскую газету.

Съёмочная бригада телекомпании «Галстрир-ТВ», г. Салават, 1993 г. (Сергей Алешкович - сидит в обнимку с камерой. Сразу за ним стоит Чулпан Сафиева).
Сергей Пронин - музыкант, режиссёр, продюсер. Долгое время был директором и главным редактором АТМ и АТМ-TV. Стоял у истоков создания и развития телевидения в городе Салавате.
Сергей Пронин за работой.
Сергей Пронин, «ТРЯМ».
Съёмочная бригада телекомпании «Галстрир-ТВ», г. Салават, 1993 г. (Сергей Алешкович - сидит в обнимку с камерой. Сразу за ним стоит Чулпан Сафиева).

Понятно, жить-то на что-то нужно.

— Тут, похоже, речь не про деньги. Несколько лет отработал в газете. Потом руководство «Галстрира» меня позвало обратно на телевидение: «Нужно новости делать! Соглашайся». «Не знаю как», — говорю. «Пойдём учиться!», — сказали. Вот я и пошёл снова «учиться»… Наступил 1993 год. В этот момент я услышал фразу про то, что поработав на телике однажды, больше ничего другого делать не сможешь и не захочешь! В справедливость этих слов в тот момент я, конечно, поверить не мог, но потом убедился в этом сполна…

Я не понимаю, как это всё происходит. Валерий Фершалов, Салимжан Кутлумухаметов, Сергей Пронин… Встречи с этими людьми не просто совпадение, они не просто так появились в моей жизни.

К примеру, Сергей Пронин… Мы познакомились в мой доармейский период, когда появилась группа «ТРЯМ». Брал у них интервью, хотел написать, но не успел, написал только когда вернулся из армии. Но мы уже были знакомы. Я тогда какое-то время базировался во дворце культуры «Нефтехимик». Пронин приехал, зашёл и говорит: «Серёг, пойдём». «Куда?», — спрашиваю. «На улицу нужно выйти, идём», — говорит. Выходим. Стоит «Москвич-2141» белого цвета. Он открывает багажник, а там лежат микрофон, камера, две треноги, видеомагнитофон, пульт и другое оборудование. Смотрит на меня и говорит: «Мы муниципальный центр открыли при администрации города. Называется АТМ — Ассоциация творческой молодёжи. Хочу делать телевидение. Вот это оборудование уже купил. Что ты здесь сидишь? Айда ко мне!». Ну, и всё… (пауза, мы рассмеялись)

— Прямо так? Так просто?!

— Да, именно, просто. На дворе стоял 1994-й год. Какие там сложности?! Ничего не было ещё… Мы стали вплотную заниматься телевидением. Вплоть до начала 1995-го года велась подготовка. Мы пробивали эфирное время на канале «Галстрир» и нам это удалось. Были сказочные времена.

Когда организовывался «Галстрир», там собрались все самые крутые творческие силы Салавата из пишущей и снимающей сферы в основном. Но сорганизовать эти силы и направить в нужное русло не получилось. Тусовка собралась — тусовка разбежалась.

Здесь же — я имею ввиду АТМ — удалось собрать тоже многих людей…

Телевидение — это же не только журналисты-телевизионщики. Это и музыканты, и исполнители, и организаторы-постановщики танцевальных номеров, и сами танцоры, и пантомима — писали песни, исполняли, ставили номера. Концертная программа была мощная. Все эти люди участвовали в наших проектах и программах, не считая самой телевизионной бригады.

Но опять что-то не сложилось и все разбежались.

Именно с этими двумя эпизодами связаны мои два очень больших разочарования…

В 1995 году на «Галстрир-ТВ» появляется студия «ПИРС». Это я так ушел из АТМ и АТМ-TV! И всё это несколько странная история…

Вячеслав Скосырский — видеооператор, видеомонтажёр. Стоял у истоков создания и развития телевидения в городе Салавате.
Зуфар Тухватуллин — видеоператор, видеорежиссёр, продюсер, автор передач. Стоял у истоков создания и развития телевидения в городе Салавате.
Олег Розанов — видеооператор, видеограф. Стоял у истоков создания и развития телевидения в городе Салавате.
Азамат Салихов — журналист, репортёр, собственный корреспондент ВГТРК по Башкортостану, Удмуртии и Оренбургской области. Награждён орденом Салавата Юлаева за смелость при исполнении профессионального долга. Директор ГТРК «Башкортостан».  Член Общественного совета при УФНС России по Республике Башкортостан.
Тимур Гайсин — журналист, корреспондент, репортёр, телеведущий, видеопродюсер.
Виктория Дзень — известная телеведущая, корреспондент студии «ПИРС»  с 1995 по 1997.
Сергей Алешкович (слева), Сергей Ладик (справа) — ведущий телепередач, автор телевизионных программ студии «ПИРС» с 1995 по 1997 гг.
Евгений Терехов — Телекомпания «Галстрир-ТВ», г. Салават, 1995-1998 гг. Журналист, телеведущий, коррреспондент. Автор и ведущий музыкальной программы «Чёртова Дюжина»; (1996-1998 гг.) Редактор студии информационных, познавательных и развлекательных программ.
Салават Фахретдинов – теле- и видео оператор, видеограф, видеомонтажёр, автор телепрограмм студии «ПИРС» с 1995 по 1997 гг.
Вячеслав Скосырский — видеооператор, видеомонтажёр. Стоял у истоков создания и развития телевидения в городе Салавате.

— История зачастую бывает трагичной, смешной или загадочной…

— Это какая-то трагикомическая история… Четыре человека: Олег Розанов, Зуфар Тухватуллин, Слава Скосырский и я. Олег и я были творческими единицами, а у Славы и Зуфара были собственные камеры — они уже на свадьбах «халтурили». И мы вот этой боевой дружиной перешли на «Галстрир» и создали студию познавательно-развлекательных и информационных программ, а если коротко — ПИРС.

В ПИРСе или лучше на ПИРСе нам удалось собрать другое поколение, более молодое, что ли. Среди них были Азамат Салихов, Тимур Гайсин, Виктория Дзень, Сергей Ладик, Евгений Терехов, Салават Фахретдинов, Ольга Исакова, мы все вышли оттуда — сначала АТМ, потом «ПИРС», «Галстрир» и дальше по карьере пошло…

«7 дней» от 17 августа 1996 г. Ведущая: Ольга Исакова. Студия «ПИРС».
Программа «Трешка» 1997 г. Студия «ПИРС». Идею этой программы предложил Салават Фахретдинов, он же много и упорно работал над её воплощением.

По прошествии времени я задумывался о вереницах событий, ситуативных пазлах, обстоятельствах разных… Ну почему всё так происходит, а не иначе? Ответов нет. Только новые вопросы возникают. Правильно ли ты всё делал?.. Шут его знает. Я не хочу сейчас об этом говорить…

— А может быть, стоит попробовать? Стоит отвечать на вопросы, которые сам ставишь себе? Вот этот вопрос ведь тоже не сам по себе всплыл…

— Ну, не могу я сам себя судить… Оценивать что-то… Если до сих пор воспитанники салаватского телевидения продолжают трудиться на телике, но уже в Уфе, Казани, Питере и Москве, то значит мы всё это делали не зря… И я сам ещё до конца не выдохся как творческая единица! Ещё есть, что нужно сделать на ТВ. Это, мне кажется, высшая оценка… Эх-х-х… (глубоко вздохнул)

Повисла неудобная пауза. Воцарилось молчание.

Какие-то доли секунд мне казалось, что я повернул разговор не в ту степь, что человек может обидеться, что он мне и так много чего рассказал, а я будто надавливаю на мозоль и жду реакции. Но Сергей Владимирович профессионал. Он улыбнулся, поднял сначала кулак, а потом большой палец над кулаком. Тут я понял, что он ответит, что не будет молчать, ведь он журналист и с неудобными вопросами он в силах справляться. Шутка ли, ведь этим он занимается почти всю свою жизнь.

Продолжение следует…

ПРЕДЫДУЩИЕ ЧАСТИ:
Автор: Илья КАЗАКОВ
Читайте нас: