- Айдар, мы прервались на Вашем высказывании, которое, уверен, многим покажется спорным: «Можно и не давать писателям денег, почему бы и нет? Но тогда нет и надежды на то, что в тяжкое время придет помощь из ниоткуда. Легко ли жить с таким грузом? Что лучше – сэкономить копейки и жить в страхе потерять все или верить, что тебе помогут несмотря ни на что в самую трудную минуту?». Предприниматели – люди реалистичные, они вынуждены считать деньги и просчитывать риски. Поверят ли они в помощь ниоткуда?
- Наши бизнесмены таких вещей не понимают, но пусть задумаются над этим. Какой-то поэт просто придёт, почитает им стихи, что-то скажет, они издадут ему книжечку небольшую, а дела у них пойдут гораздо лучше.
- Боюсь, что практически любой предприниматель в этом месте задаст вопрос: почему вдруг дела пойдут гораздо лучше?
- Просто потому, что он привнёс некую божественную субстанцию, которая живёт в поэтах.
Наши предприниматели привыкли жить в таком срединном мире, где, как им кажется, всё зависит от сугубо материальных вещей: надо где-то взять кредит, что-то произвести, быстро этот продукт продать, заработав на этом, и так далее. А, на самом деле, здесь очень много неких таинственных вещей, и те предприниматели, которые обратят внимание на поэтов и будут с ними сотрудничать, найдут своих поэтов, получат бонус, который может оказаться в сотни и тысячи раз больше их расходов на поддержку поэта (какие там расходы).
Впрочем, я не собираюсь доказывать что-то кому-то, достаточно посмотреть на статистику. Вот в 90—е чуть ли не половина предпринимателей отдала богу душу. А сколько разорилось— считать не пересчитать. Да последние годы для предпринимателей время нелегкое. Что ж вы не можете решить проблемы? У вас же денежки в руках. В случае Березовского так совсем большие.
Так что мои слова проистекают не из желания что-то получить, а из сочувствия. Все мы люди, у всех нас есть проблемы, лучше решать их сообща.
- Айдар, давайте всё же вернёмся в более-менее материальный мир. Вы говорили о различных сегодняшних литературных группах, группировках и так далее. Но ведь это не новое явление – они были всегда. И при Пушкине, и в эпоху Серебряного века русской литературы, и в 20-е годы прошлого века. Я прекрасно помню подобные неофициальные группировки, существовавшие 50 лет назад, я даже состоял в некоторых из них.
Разница была в том, что опубликоваться было гораздо сложнее: за свои деньги не публиковали, интернет ещё не изобрели. Тем не менее регулярно собирались люди, пишущие, читали друг другу свои стихи, реже – прозу и критику. Я, например, помню, как Анатолий Якобсон читал в таком кружке единомышленников статью «О романтической идеологии». И это было важно для людей, собиравшихся на эти встречи, чтения, дискуссии.
Более того, люди что-то издавали, конечно, крошечными тиражами («Эрика» берёт четыре копии», - пел Александр Галич), для своих, для передачи из рук в руки.
- Конечно. Просто эти группы не были на виду.
- На виду было опасно оказываться.
- В том-то и дело: эти группы не просто не были на виду, они не составляли главное направление. А вот сейчас вся литературная жизнь сводится ни к каким не к союзам писателей: это всё уже превратилось в какие-то ремни, вращающиеся в воздухе. А реальная литературная работа идёт в различных кружках, объединениях, группировках. Они же неформальные, они перетекают друг в друга, раскалываются, но вместе с тем в них рождается совершенно новая литература.
- Когда есть интернет-площадки, на которых пишущие люди могут выступить со своими произведениями, неформальные группы могут работать не хуже официальных союзов.
- Интернет интернетом, но, хоть его наличие хорошо, всё равно, авторитетность необходима. Всё равно, нужно продвижение. Всё равно, нужна популярность, а она создаётся в этих группах: в какой-то группе кого-то уважают, ценят, поднимают: конечно, этот поэт будет популярен. Это не так, что некий человек живёт где-то в деревне, написал стишок, поместил в интернете, и вдруг его увидели. И он вдруг стал популярным. Так не бывает – литература устроена не так.
- Знаете, о популярности в своё время хорошо написал практически забытый ныне поэт Николай Доризо:
Популярность шумна и изменчива.
По натуре она такова.
Только слава — надёжная женщина,
Но она не жена, а вдова.
Так что я бы не обольщался популярностью в некий момент реального времени какого-то поэта.
Но давайте вернёмся к нашей теме: чем, кроме редактирования журнала, Вы занимаетесь?
- Мы занимаемся многим. Дело в том, что вокруг нас объединяются писатели, которые у нас публикуются.
- Ваш круг писателей.
- Да, наш круг писателей. Но вместе с тем мы стараемся объединить всех писателей, которые у нас есть, мы их замечаем и стараемся объединить. Этим мы отличаемся: мы не партийное издание: чтобы у нас опубликоваться, не нужны партийные пристрастия и особые связи, достаточно хорошо писать.
Не секрет, что есть масса изданий, публикующих только «своих» - тех, кто делает «ку» и прочее. Мы же стараемся объединять писателей со всей республики. Кроме того, у нас есть литературное объединение, которому уже 21 год. Называется оно «Уфли», и мы воспитываем многих писателей. Сегодня мы можем прямо сказать, что несколько поколений писателей мы воспитали.
Книжки издаём, альманахи, проводим фестиваль на турбазе «Айгир», кстати говоря, в этом году он был в начале августа. Так что работы много.
- А какой у вас фестиваль?
- Поэтический фестиваль «Айгир» - камерный литературный фестиваль, где нас бывает немного. Мы собираемся, читаем друг другу стихи, общаемся на лоне природы. Это место, где можно очень много времени уделить друг другу, ведь в обычной жизни уделить друг другу столько времени мы не можем. А здесь происходит неограниченное общение и глубокое понимание творчества друг друга.
- Одним словом Вы стремитесь воспитывать и продвигать поэтов.
- Да, и нашу культуру в целом.
- И всё это – на энтузиазме.
- В основном да, конечно.
Понимаете, есть один момент, который люди не замечают: им кажется, что идеи витают в воздухе, что идей этих много, их, может быть, миллиарды, и любую можно взять. А, на самом деле, идеи рождают поэты – зачем они и нужны, и поэтов нужно поддерживать. Если не поддерживать поэтов, не будет стоящих идей.
Если поэты в загоне, в жизнь начинают проникать такие идиотские идеи, что нормальные люди за голову хватаются. Вот, например, у нас в Уфе уже стало мемом – уфимская скульптура. А что это у нас стоит? Да скульптуры из дерьма и палок, соответствующего цвета, полная ерунда. И стоит это себе спокойненько, все плюются, но сделать ничего не могут, потому что люди, которые это поставили, считают эти «произведения искусства» красивыми. Стихов они не читают, и у них сложилось такое вот представление об искусстве, о красоте.
- Айдар, в Якутии человек принципиально делает скульптуры из навоза. Правда, стоят они у него на приусадебном участке, а не на городской улице.
А вдруг пройдёт пять – десять лет, и это станет мейнстримом в скульптуре вообще.
- Да, я слышал об этом «скульпторе». Но Вы же понимаете, что это – определённый троллинг с его стороны. А здесь нам показывают, что это якобы образцы высокого искусства. Нет, конечно.
Вместе с тем я хочу сказать, что у нас есть такая Советская площадь, и там поставили прекрасный памятник генералу Шаймуратову, и площадь вся преобразилась. Московский скульптор Салават Александрович Щербаков сделал потрясающую работу, и это немного примиряет с действительностью.
- А кто такой генерал Шаймуратов? Извините, я впервые слышу эту фамилию.
- Генерал Шаймуратов – командир 112-й башкирской кавалеристской дивизии во время Великой Отечественной войны. Он погиб на фронте. Это – герой башкирского народа.
- Увы, но из героев башкирского народа я знал только Салавата Юлаева: других героев как-то не пропагандировали.
- Теперь вот есть ещё один герой, хотя их, на самом деле, много.
- Я понимаю, что у каждого народа есть не один и не два героя.
- Конечно. И сейчас происходит увековечивание памяти генерала Шаймуратова. И это хорошо.
- Как я понимаю, Вы собираетесь продолжать свою культуртрегерскую деятельность, считая это необходимым.
- Она необходима по одной простой причине: мы знаем, что, когда развалился Советский Союз, там, где культура была на не очень высоком уровне, сразу начались вооружённые конфликты, пролилась кровь, и всё это было очень печально.
Мы живём в то время, когда умение создавать и воспроизводить высокую культуру становится очень важным. Я бы сказал, даже жизненно важным. Поэтому я и занимаюсь культуртрегерством. Грань, отделяющая культурного человека от некультурного, очень тонкая, и, если не будет культуры, достаточно будет небольшого усилия, чтобы всё обвалилось.
Ну и потом—литература это лучшее дело на земле. Попробуйте, вам понравится!