- Айдар, насколько я знаю, Вы занимаетесь журналом.
- Да. Хотя, на самом деле, это – электронный журнал, в общем, сайт. Электронное издание.
- Оно позиционирует себя как литературный еженедельник.
- На самом деле, у нас сейчас не еженедельник, а ежедневник.
- То есть он работает как литературная площадка, где каждый день появляются новые материалы.
- Да, мы ежедневно что-то выкладываем: стихи, прозу, статьи, рецензии, материалы о культуре.
- Тогда вопрос: Ваше издание самоокупаемое или оно живёт за счёт спонсорских денег?
- Это – государственное издание. Мы были газетой, культурной и литературной, а теперь стали электронным сайтом. Учредитель у нас – Республика Башкортостан, и мы освещаем культурную ситуацию в республике.
- То есть Вы можете не заморачиваться поиском спонсоров, рекламодателей…
- Будем честными, об этом нельзя не думать. Правда, времена сейчас непростые для поиска рекламодателей. Как бы это лучше объяснить…
- Потенциальные рекламодатели сами испытывают некоторые трудности и стеснены в средствах.
- Да, можно сказать и так.
- И в этих условиях Вы освещаете культурную жизнь Башкортостана и не только его. Последнее я понимаю, как автор, публиковавшийся у Вас.
- Да, не только. Но 90% - наши местные авторы, и всё, что касается нашей республики.
- И у Вас, как я знаю, издание безгонорарное.
- Да, к сожалению, это так.
- А сложно ли работать с авторами, если журнал не может выплачивать им гонорары? Или сейчас авторы неприхотливы, и для них возможность напечататься важнее денег?
- Я думал на эту тему и пришёл к определённым выводам. Дело в том, что в советское время всем было понятно, что культура, литература – инструменты воспитания советского человека, с их помощью коммунистическая партия занималась агитацией и пропагандой. Пропагандой советского образа жизни и так далее, и так далее.
А что происходит сейчас? Сейчас, на мой взгляд, литература постепенно превращается в хобби. Она становится образом жизни. Она абсолютно не вписана в рынок.
Вот Вы спрашивали меня про рекламу. Когда какой-нибудь руководитель коммерческой структуры размышляет, куда дать рекламу, он, конечно, не понимает, зачем ему нужно издание художественное, литературное, культурное. Вот какая-нибудь новостная лента или ещё что-то такое – там всё понятно: там миллионы ходят.
- Там, прежде всего, больше потенциальных клиентов, которым может оказаться нужен его товар или услуга.
- Да, какой-нибудь порнохаб, куда ходят миллионы, и туда же идут рекламные деньги. А люди, зайдя туда, видят рекламу каких-нибудь памперсов, или макарон, и купят их. Конечно, такие рекламодатели не понимают, зачем им нужно культурное издание.
А результатом становится то, что в литературе нет денег.
- И она превращается в хобби тех, кто не писать не может. Хотя у нас недавно выступал Михаил Гундарин, объяснявший, как можно прожить на литературные заработки.
- Можно, но, в общем, краник прикрутили. Но, хотя мы знаем: где прикрутили денежный краник, там всё исчезает, литература исчезать не хочет. На мой взгляд, она не исчезает, во-первых, потому, что, как только что было сказано, становится хобби. Понимаете, для того, чтобы стать врачом, нужно шесть лет учиться, потом – ординатура. Чтобы стать инженером, надо учиться пять лет, кем-то ещё – тоже. А чтобы стать поэтом, можно написать один стишок, выложить его в интернете, и ты уже – поэт: ходишь и рассказываешь, что пишешь стихи.
- По-моему, чтобы стать поэтом или писателем, нужно иметь талант. Иначе станешь графоманом. Вот профессиональное образование, как известно, не обязательно: Чехов был врачом, Достоевский – инженером, Толстой и Лермонтов – военными, Тютчев – дипломатом.
- В сегодняшней ситуации большую роль играют взаимоотношения людей: вот ты ходишь и всем рассказываешь, что написал стихотворение, кто-то другой ходит и рассказывает о том же. Если вы признаёте друг друга, то вы – поэты, если не признаёте – не поэты.
Поэтому происходит консолидация людей: они начинают объединяться в группы, в какие-то организации, объединения и так далее. И я считаю это очень важным: таким образом люди получают навыки социализации: они не только пишут стихи…
- Я бы сказал, что они занимаются цеховой деятельностью.
- Да, и цеховой деятельностью, и созданием определённой литературной среды. Они понимают, кого надо ругать, кого не надо ругать, определяют какие-то принципы и так далее.
И вот, когда ситуация прояснилась, начали появляться фестивали, разные фестивали, где стали пытаться эти сообщества перетянуть на себя. И мы сейчас видим, что человек пятьсот раз приехал на такой фестиваль, но никем не стал. И, хотя его издают, награждают, писателем он не становится, хоть и получил какой-то бонус. Он становится известным в неких кругах, становится здесь авторитетом и начинает что-то транслировать. Но поскольку такие люди заняли вполне определённую позицию: они не состоялись как писатели, но зато стали в своём кругу авторитетами и начали транслировать позицию, противоположную сегодняшним тенденциям.
- Учитывая, что сегодняшняя тенденция во многом – литература сугубо развлекательная: «попаданцы», РПГ, «фанфики» и тому подобное – наличие позиции, противоречащей ей, с моей точки зрения, совсем неплохо.
- Да, и результат налицо: нормальные люди думают, стоит ли с ними общаться. И вся многолетняя работа оказалась насмарку, потому что воспитали людей, которые в трудный момент стали говорить: ой, ой, ой, не надо, не надо, мы вас не поддерживаем и так далее.
Вместе с тем эти сообщества живут, как вещь в себе. Какие-то книжечки издают, какие-то альманахи, пытаются как-то выжить, что-то сделать. И здесь, я думаю, есть один момент, который может помочь литературе снова занять какое-то достойное её место. Оказывается, позиция очень важна.
- Конечно.
- Хотя бы эти люди не будут ругаться в тот момент, когда это совсем не нужно. Исходя из этого, я считаю, должна быть некая программа, которая будет поддерживать тех, кто, скажем так, не против, кто не выступает активно против. Мне кажется, что это правильно. Во-первых, писательских сообществ достаточно много. Во-вторых, их голос не громок, но если эти голоса накладываются друг на друга, то становится ясно, что это что-то означает, и на кого-то они влияют.
- А против чего не надо выступать? Или против кого?
- Это очень хороший вопрос. Писатель может занять разные позиции. Он может выступить против. Что это значит? Это – просто негативная позиция: вы, допустим, решили купить себе кепочку, взяли посмотреть одну – вам говорят, нет. Взяли другую – опять говорят, нет. Вы уже всё перепробовали, уже шляпу надели, а вам всё говорят тоже самое нет. Это – неконструктивная позиция. А если писатель занимает неконструктивную позицию, он не может создать ничего стоящего.
И здесь есть один любопытный момент, заключающийся в том, что, на самом деле, предприниматели тоже могут получить какой-то бонус от писателей. Они просто не знают, что это возможно. Приведу Вам пример: снимали фильм о войне, и в кадре танк (вполне реальный) должен был повернуться вокруг своей оси. Однако механик – водитель, не актёр, а настоящий военнослужащий, никак не мог заставить танк совершить этот манёвр. И тогда на его место сел кинорежиссёр. Это – известный режиссёр, снявший фильм «В бой идут одни «старики».
- Леонид Быков. Речь, судя по всему идёт о съёмках фильма «Аты-баты шли солдаты», где есть сцены с танками.
- Да. Так вот, он залез в танк, что-то покрутил, и ему удалось выполнить этот манёвр. Творческий человек способен находить нетривиальные решения каких-то проблем.
И, на самом деле, есть даже такое понятие – «человек-талисман». Это человек, который просто находится на месте проведения каких-то работ, и дела в его присутствии идут лучше, хотя он, вроде бы, ничего не делает. Сегодня для предпринимателей нелегкое время, не так ли? Очень многие предприниматели сегодня богаты, а завтра впору встать на улице и просить копеечку на проезд. Так вот – есть смысл поддерживать писателей, чтобы просто подстраховаться. Вы дали денег на альманах или книжку, а Боженька вам за это скостит какой-то грех. Если действовать в такой парадигме, появляется надежда на благополучный исход, потому что позитивная карма писателей вам помогает.
Можно и не давать писателям денег, почему бы и нет? Но тогда нет и надежды на то, что в тяжкое время придет помощь из ниоткуда. Легко ли жить с таким грузом? Что лучше – сэкономить копейки и жить в страхе потерять все или верить, что тебе помогут несмотря ни на что в самую трудную минуту?
Окончание следует...
Источник: © НИСИПП