Все новости
СОБЕСЕДНИК
30 Декабря 2022, 15:10

В переводе с персидского «Светлая»!

Сегодня гость редакции Заслуженный художник Республики Башкортостан Раушания Мусавировна Бадретдинова. Член Союза художников России и Республики Башкортостан, Союза дизайнеров России и РБ, Международной Ассоциации ЮНЕСКО. Создаёт авторскую линию одежды "RUSHA", основатель проекта «Путь к себе» и студии творцов «Rusha».

Родившись в башкирском селе Яшерганово, в спрятавшейся в полях и перелесках деревенской глубинке, всё тепло родной башкирской земли, краски детства она стремится перенести на свои холсты. Её нарекли именем Раушания, что в переводе с персидского означает «Светлая». А в творческом мире республики Раушания Мусавировна известна своей благотворительностью.

– Раушания, вы успешный художник, лауреат премии «Человек года 2014», в вашей творческой копилке Золотая медаль в международном конкурсе New York Realism, Золотая медаль на биеннале художников ARS INCOGNITA в Турине, Италия. Вы лауреат и дипломант международных, всероссийских, региональных выставок. В творческом активе – более тридцати персональных выставок. А какая ваша самая яркая и значимая заслуга?

– Самая главная заслуга для меня – это служение людям. Это благотворительные проекты, проведение благотворительных мастер-классов детским домам и коррекционным школам в г. Уфе и Республике Башкортостан, это и аукционы в помощь благотворительным фондам и картины, подаренные больницам и медицинским учреждениям.

– Расскажите, пожалуйста, поподробнее о своем детстве, о родителях.

– Я родилась в деревне Яшерганово Стерлибашевского района Башкирии.

Папа, Мусавир Закиахметович очень творческий и добрый человек, он научил меня с детства видеть во всем хорошее и трансформировать это в лучшее. Делать это как на листе бумаге, так и в жизни. Он всю жизнь проработал сварщиком, что никогда не мешало ему писать стихи. Помню, по его просьбе я привозила их для публикации в газету «Истоки». Он также увлекался историей, очень тонко и философски воспринимал мою живопись, хотя принимал не все, отдавая предпочтение более реалистичным работам. Папа сам рисовал, например, портрет Ленина в клубе Яшерганово (его брат работал художником-оформителем). Это в советское время разрешали не каждому.

Я же, сколько себя помню, всегда рисовала. Еще мечтала стать балериной, потому что моя мама Зинфира Мавлявиевна танцевала. От той детской мечты осталась любовь к национальным костюмам, которые перекочевали в мои работы. Это не случайно. Мама танцует до сих пор, и я танцую, и дочка… Но, из-за травмы в юности, мамина карьера прошла вдали от сцены – она всю жизнь проработала главным бухгалтером. У меня не сложилось с балетом тоже по воле случая. Члены выездной комиссии сочли меня «полненькой», а я просто не могла объяснить, что на мне слишком много теплой одежды, которая помешала сесть на шпагат. Плохо тогда говорила по-русски.

Позже мама, следуя моим желаниям, привела меня в художественную школу. Это было уже в Ишимбае, куда семья переехала, когда мне исполнилось пять лет. Мне очень повезло с учительницей, которая сразу высоко оценила мои способности и взяла в первый класс, а не в нулевой, как того требовали правила. На четвертый год обучения я уже сама учила малышей. Так что первые свои деньги я заработала в седьмом классе, и это было круто.

Со временем маме передался дар целителя, были в роду такие, она стала помогать людям. Какое-то время я не принимала ее способности. Теперь понимаю, что я веду себя также, много работаю и помогаю людям, только через искусство и творчество. Очень благодарна родителям за их безграничную любовь и поддержку, чтобы я не делала.

– У вас есть брат… Он тоже рисует?

– Волей непростых поворотов судьбы брат стал муллой, хотя в свое время окончил Уфимский нефтяной институт. Живет сейчас на севере, недалеко от Сургута. Это семейное. Наш дедушка был муллой, прадедушка – суфийским учителем. При советской власти дедушка содержал мечеть, скрывая её от посторонних глаз и ушей. Я посвятила ему одну из своих картин. Она даже не про то, каким он был внешне. Скорее про душу, через которую пролегла дорога через Яшерганово. На ней изобразила его дом. Раскрытые ладони подняты, он призывает к молитве. Перевернутые дома в небе означают, что его уже нет среди нас, только память о нем жива. Картина далека от реализма, и все же я пыталась передать его черты, у него такое вытянутое лицо было. Бабушку изобразила на картине «Намаз». Бабушка всю жизнь молилась, и когда она это делала, мне казалось, что ее платок превращается в крылья. Молитва возвышала ее и делала ближе к звездам. Когда Талгат Таджуддин увидел «Намаз» на выставке, он захотел ее приобрести. Потом говорит: «Она очень мне нравится, но её должны люди видеть». Ему импонирует моя техника, которая не копирует реальность. Таджуддин сказал, что это как раз приемлемо с позиции мусульманства. Заказал мне эту картину.

Еще одну работу я посвятила папе. Со временем он стал заниматься пчеловодством. Идея картины родилась в тот момент, когда я смотрела на вращение бачка медогонки, которой мед качают. Мне вдруг показалось, что папа будто Вселенную раскручивает. Пчелы как люди, ульи – дома. Хотелось передать это вращение Вселенной. Там тоже есть строки из Корана, они про то, что нельзя человека заставить веровать, каждый сам должен к этому прийти.

– Поделитесь вашими духовными исканиями.

– На меня, безусловно, сильное влияние оказала мусульманская религия. Не могу похвастаться тем, что читаю Коран на арабском. Хотя основные молитвы знаю, конечно, я же с этим выросла. По моей просьбе брат переводит строки, которые просятся на холст. Но был период, когда я погружалась с головой в изучение христианства, потом вообще в Индию уехала, мантры учила. Постепенно пришло понимание, что не только религия, но само творчество, в том числе работа над картинами, делает художника чище, возвышает над суетой, дает успокоение, что и передается через холсты зрителю. Во всяком случае, мне приходилось слышать от поклонников моих работ, что картины в буквальном смысле исцеляют.

Помнится, была выставка в Президент-Отеле, где я представляла серию работ «Объятия». Спустя некоторое время меня нашла женщина, которая верила, что вылечилась, созерцая одну из моих работ, позволяя себе поплакать рядом с ней. Еще был такой интересный эффект: стены темные, и картины эти как будто светились. Я уж не знаю, что там на самом деле произошло…

– Раушания, ваши работы находятся в музеях, частных коллекциях не только в России, но и США, Канады, Англии, Австрии, Германии, Италии, Швейцарии, Франции, Испании, Голландии, в Китае, Индии, Турции, Намибии. Это огромный успех. А кого вы можете назвать своими учителями?

– Это, конечно же, не один человек. В пятнадцать лет я самостоятельно уехала из Ишимбая в Уфу, сбежала фактически, послушав свою любимую учительницу художественной школы Любовь Леонидовну Грачеву, которую называю второй мамой. Ещё тогда, в моем детстве, Любовь Леонидовна сказала, что я стану известным художником. Как запрограммировала! Получила сначала специальность учителя рисования и черчения, что впоследствии пригодилось мне, помогало выжить за счет небольшого дохода от преподавания. Позднее свою первую выставку я посвятила своему первому учителю. В педучилище посчастливилось учиться у Алика Насыповича Валиуллина. Потом поступила в институт искусств (ныне Уфимская государственная академия искусств имени Загира Исмагилова), где на меня сильное влияние оказали Николай Александрович Калинушкин и Николай Леонидович Пеганов.

– К какому направлению живописи можно отнести ваш стиль?

– Искусствоведы спорят, говорят о новом звучании неоэкспрессионизма, присутствии символизма. Нет однозначного прочтения. Вдруг в какой-то момент я поняла, что могу рисовать для себя, что мне не надо больше подстраиваться под кого-то. И тогда же состоялась выставка в филармонии, составленная из работ, в которых я, честно говоря, не хотела никому понравиться и ничего доказывать, вызвала сильный резонанс. «Ты нашла себя», – говорили художники в один голос.

Например, у меня есть работа, которая называется «И в клетке можно летать», где я изобразила птицу в парящей клетке с открытой дверью. Есть жесткие бытовые рамки, как прутья воображаемой клетки, за которые женщина может выйти, но боится утратить дорогие ей связи с близкими. Важно понимать, что выбор есть, и видеть эту дверь…

Для любой картины нужно внутреннее состояние готовности. Когда ты устала или болеешь, но что-то из себя вымучиваешь, чаще всего ничего не получается. Иногда сам холст как будто подсказывает. Я смотрю на него и вижу… образ. Иногда ставишь задачу перед собой, ходишь, делаешь домашние дела, и вдруг – перед тобой картина. Может, и не законченная, но уже можно делать эскизы, переносить ее на бумагу. А иной раз даже набросок карандашом не делаю – сразу акварель или гуашь на бумагу.

– Что вы предпочитаете: заниматься любимым делом и зарабатывать немного денег или заниматься тем, к чему у вас нет сердца, и зарабатывать достойно?

– А почему это нужно разделять? Я достаточно зарабатываю любимым делом и занимаюсь этим с детства. У меня долгое время были самые земные цели: купить квартиру в Уфе, поставить детей на ноги и все они сбылись. Обучаясь, работала дизайнером в издательстве «Старая Уфа», бралась за любую работу: разрабатывала наклейки для напитков, делала всевозможные баннеры, пригласительные билеты, оформляла брошюры, верстала журналы, стены расписывала, даже ночью картины рисовала. Все получилось, встретила любимого человека, замужем, воспитываем двух сыновей и дочь, а также приемного сына.

– Кстати, о детях. Они рисуют? Какое образование выбрали для себя?

– Старший сын получил специальность дизайнера в Санкт-Петербурге, очень мне помогает, второй выбрал архитектуру и уехал в Москву. Дочь тоже оказалась натурой творческой, она хорошо рисует, удивительно чувствует цвет.

– У вас есть проект «Путь к себе», расскажите о нем поподробнее.

– Проект «Путь к себе» – социально-благотворительный, состоящий из презентаций серий картин «Путь к себе», «Свет и Тень» и «Я есть Семь». Содержание проекта представляет собой краткую инструкцию как быть счастливым. Задача проекта – через визуальный образ современнейшего изобразительного искусства и глубокую классическую музыку погрузиться в себя, чтобы осознать свою значимость, свой творческий потенциал. Я даже иные свои выставки провожу под классическую музыку. Мы создаем свою реальность, сначала мыслями, потом словами и действиями. Я хочу научить человека брать ответственность за свою жизнь, учиться принимать решения. Мы все зеркала, каждый встречающийся на нашем пути это учитель, и он учит тому, что мы не принимаем в других или в себе.

В студии творцов RUSHA, например, мы работаем над художественно-эстетическим развитием личности ребенка, раскрываем его творческий потенциал, одним словом подготавливаем одаренных детей к поступлению в художественные школы и вузы.

– Я слышал еще об одном проекте: «Химия была, но мы расстались».

– Да, мы приглашаем вас сделать шаг в Новый Год, творя добрые дела. В свое время мне поставили диагноз рак, но я успешно с ним справилась. Отсюда и возникло название проекта. Мы подготовили несколько благотворительных открыток с теплыми пожеланиями. Чтобы сделать доброе дело, достаточно выбрать открытку на сайте проекта, нажать на нее, скачать и внести любое пожертвование. Ваше пожертвование пойдет на развитие проекта и помощь больным. Так еще больше мужчин и женщин, которые борются раком, смогут получить психологическую поддержку с помощью искусства. Мы выбрали лучшие работы, чтобы вы с их помощью могли донести важные мысли и пожелания близким для вас людям.

Блиц-опрос:

– Что является самой большой гордостью в вашей жизни?

– Скорее, кто. Это мои дети!

– Расскажите о переломном моменте, судьбоносном моменте.

– Когда мне поставили диагноз рак. И это помогло мне поменять мышление и сознание, чтобы жить и любить.

– Какие 3 книги вы бы порекомендовали прочитать каждому человеку?

– «Путешествие домой», роман-притча Крайона, «Две жизни» Конкордия Антарова, «Исцели себя сам» Луизы Хей.

– Вы хотите что-то изменить в своей жизни?

– Нет, считаю, что нужно благодарить за каждый прожитый опыт.

– Можно ли с уверенностью сказать, что вы счастливый человек?

– Счастье – это быть здесь и сейчас в осознанности, радоваться и принимать то, что есть. Я учусь этому до сих пор. И я чувствую, как Бог меня любит! Испытания даются по силе.

– Мечтать – хорошее качество?

– Конечно, это вдохновляет и ведёт к цели!

– Поделитесь лучшим советом, который дал вам хорошие результаты.

– Все, что ты делаешь, нужно делать с любовью!

– Как вы реагируете на критику в ваш адрес?

– Смотря от кого! Если оппонент профессионал в своём деле, то это всегда полезная для меня информация.

– Какая самая большая неудача в вашей жизни?

– Не бывает неудач, бывает опыт.

– Опишите своего персонажа пятью разными словами.

– Честность, служение, трудолюбие, прощение, любовь.

– Если бы вы написали книгу, какое название вы бы дали ей?

– «Как стать счастливой!»

– Если бы у вас была возможность познакомиться в детстве, что бы вы сказали самой себе?

– У тебя все получится!

– Какое желание вы бы попросили от золотой рыбки, если бы вы ее поймали?

– Мира на всей Земле!

– Спасибо за беседу. Удачи вам и новых творческих успехов в Новом году!

Беседу вел Василий АРТЕМЬЕВ

Читайте нас: