Не один день обдумывала наш разговор на Колизиуме современной музыки. И, в связи с приближающимся концертом и вашим днём рождения (Вероника родилась 22 апреля, в этом году праздничный концерт состоится 23 апреля - прим. ред.), поняла, что больше отложить не получится. Вы припёрли меня к стенке сроками, так же как привлекли своим обаянием и талантом. Да-да, я читаю вас в социальных сетях и довольно давно. Мы познакомились когда-то на Всемирном дне поэзии.
У меня всегда есть некоторое чувство смутной вины перед талантливыми людьми нашей страны за то, что мы в СМИ так мало про них пишем, мало знакомим народ с настоящими людьми сцены. Направляя прожектор на суетных и бессмысленных персон.
Пришла пора искупать эту вину, хотелось бы задать вам не банальные вопросы, смотрю и слушаю вас в интернете, придумываю что спросить, но не придумывается. Буду беспорядочная и хаотичная, но искренняя.
- В большой волне уфимских музыкантов нового поколения вы отличаетесь феноменальной производительностью – я как-то прочла про 78 концертов… Как у вас возник этот принцип – не отказываться выступать. Вы прямо как Жизель Бюндхен от авторской песни (Жизель Бюндхен фотомодель, которая в начале карьеры дала себе зарок никогда не отказываться от съёмок и не капризничать, и именно поэтому соглашалась на дешевые съемки, неудобное время и место, на малоизвестные бренды и неименитых фотографов, в результате последние оценили работу с ней так, что заполонили мир её фотографиями, именно трудолюбие сделало её суперзвездой).
– Добрый день! Не 78, а 100 концертов в год. Именно такой темп был в 2018–2019. Я вдоволь покаталась по стране с турами, было и интересно, и тяжело. Потом пандемия внесла свои коррективы, пока не знаю, вернусь ли в этот темп. Сферы деятельности расширились, не могу пока понять, нужно ли мне столько концертов сейчас.
Где берете силы для такой интенсивной концертной деятельности? Какая мотивация?
– Мотивация… очень простая. Если можешь не играть и не писать – лучше не играй и не пиши. Я пока что не могу себе такого позволить (улыбается).
– Мне показалась очень интересной задумка клипа песни «По тротуарам» – съемки во многих городах, где протекало ваше гастрольное турне. Ещё я увидела, что не только музыка, слова, голос, игра на гитаре, но неожиданно и монтаж клипа были вашими (а это уже моя больная тема). Поэтому, наверное, следующий вопрос будет о том.
– Вы нашли одно из немногих видео, которые я монтировала не сама. «По тротуарам» и «Зима» – вот два ролика, которые монтировал Роман Лосев – наш потрясающий художник и мой друг.
Но зачастую, да, приходится заниматься и монтажом видео в том числе. Знаете, когда ты независимый артист десять лет подряд, много что приходится делать самой. Но мне нравится, это никогда не было для меня каким-то сверхзанятием.
– Как вы постигаете новое? Ведь человеку всегда удобно находиться в том состоянии, в каком он уже Хорош. Как вы умудрились, среди бесчисленного количества выступлений, совершенствовать побочные технические навыки?
– Не было цели такой – совершенствоваться в какой-то области, просто я люблю и умею учиться. Первое высшее отложило свой отпечаток – умею искать информацию и её применять. Мне часто пишут, спрашивают – как ты сделала то или это? Мне, честно, иногда хочется ответить – дорогой, пройди мой путь, поищи в сети, почитай руководства – будет тебе праздник. Но нет, всем нужен какой-то готовый ответ, люди не любят учиться. Для меня это странно.
– Кстати, какие еще, кроме монтажа, освоили?
– Даже не знаю, что именно будет интересно. Неплохо разбираюсь в соцсетях, мой паблик – дважды обладатель Прометея (это такая награда от Вконтакте, за активность и правильное ведение).
Не скажу, что обладаю навыками записи и сведения, но каким-то образом песни «Осень» и «Новый Год» я сделала полностью сама, от идеи до релиза (предмет моей гордости, кстати, послушайте).
Неплохо строю маршруты по стране, так, чтобы не уснуть (сама же за рулем ездила) и еще концерт сыграть.
Умею оформлять релизы…
Сайт себе сама сделала…
Честно, для меня всё это настолько побочно, что я даже не понимаю, интересно это или нет… Это же так обычно, если некого попросить – просто взять и сделать самой. И скорее даже не так. Сначала попробовать сделать самой, а потом уж просить кого-то…
– Также будет уместно спросить о том, как вы пришли на стезю артиста? (Помню, что вы писали, как были рукодельницей.)
– О, соцсети! Что же вы делаете (смеется). Мой пост про рукоделие был о том, что не каждому хобби дОлжно становиться профессией. Увлечение рукоделием – сиюминутное дело (меньше года продержалось), я всего лишь хотела донести, что так бывает – увлекаешься, а это и не твоё вовсе.
А на стезю артиста я не пришла, я с нее не уходила никогда. Сначала музыкальная школа, потом народная студия эстрадной песни, сразу после – я, как независимый артист, автор и исполнитель.
– И тут можно повспоминать, как вы учились в музыкальной школе (кажется, скрипка). Нравилось ли вам, столько невезучих людей, закончив музыкалку, прямо с ненавистью её вспоминают. Как вас миновала сия грустная участь и почему у людей так бывает?
– Если я начну рассуждать на тему «почему так бывает» – мы точно выйдем за пределы интервью. Я буду раскрывать свои мысли по этому поводу, но, думаю, уже в форматах моих многобуквенных постов Вконтакте. Для меня это слишком сложная тема.
Здесь лишь скажу, что, учась в музыкальной школе, я не видела для себя другого пути, кроме как путь музыканта. Но, по окончании этого музыкального заведения, судьба распорядилась иначе. Сожалеть – глупо. Там время было соответствующее. И еще не известно, что бы из меня вышло, пойди я тогда дальше учиться по специальности. Случилось как случилось. И сейчас я благодарна и моему высшему техническому, и тому, что с музыкой в себе я не простилась с получением аттестата музыкалки и остаюсь ей верной по сей день. Осознанность очень важна. А какая может быть осознанность, когда тебе 14? Вероятно, в этом ответ на второй вопрос – почему кто-то вспоминает о музыкалке с сожалением. Не из собственного желания, значит, учились.
– Как взяли в руки гитару и написали первую песню?
– Тут удивлю, наверное – гитару взяла от скуки. Офисная работа накрывала, хотелось воздуха, пошла учиться. А дальше надо отдать должное преподавателю (бывают же такие): дал домашнее задание – написать песню. Ну, я и написала… Так до сих пор и пишу.
– На каком-то лайве вы спели «всю себя измучаю, стану я самою лучшею». И я немедля вспомнила все ваши концертные образы, ваши тщательные наряды. Вот моя мама говорит – «сделай лицо и душа потянется». Есть ли у вас какие-то вкусовые предпочтения в образах, что вы считаете изюминкой, которая непременно должна быть в облике?
– Песня не моя, конечно, но пришлась по душе, отражает. Спасибо, что заметили.
Изюминка любого образа для меня – уместность. Образ должен быть уместен. Мне сложновато бы было в бальном платье отплясывать с тамбурином, согласитесь? А исполнять лирическую песню на большой сцене под минус в кедах? Могу часами ходить по магазинам и искать платье под случай. Честно – не очень это занятие люблю, для меня это больше работа – найти себе образ, чем шоппинг-развлечение.
– У вас были интересные коллаборации с другими артистами, например, с группой «Тяжелое время». Как так получилось?
– Мы дружим. Однажды они позвали меня прописать вокал в их песню. Трек вышел и понравился. А потом случилось так, что было принято решение, что в формате «Группа Vero» я больше работать не буду. Попросила ребят подыграть мне мои песни. У нас была программа – половина песен «Тяжелого времени» с моим вокалом, половина моих. Позже они переформатировались и сейчас вообще существуют под называнием «Свободный поток». Молодцы ребята, не останавливаются.
– С кем бы гипотетически хотели бы спеть, или, может, мечтаете о каком-то эксперименте. (Мне вот всегда не дает покоя, как певцы выступают с лупером.)
– Вообще ничего не придумывается, у меня сейчас столько проектов в работе, что пока не мечтаю, пока – делаю.
– Поделитесь с народом своими площадками, ссылочками, где можно послушать ваши песни или скачать. Это важная задача СМИ – информировать публику.
– Из того, что нам осталось, наверное, следует обратить внимание на соцсеть Вконтакте.
Моя личная страница (много букв и фоточки): https://vk.com/veronika.murtazina
Мой паблик (вся моя музыка и видео): https://vk.com/veromusic
Есть в Яндексе, можно просто поискать «Вероника Муртазина» или прямиком идти к песням: https://music.yandex.ru/artist/6988231
Есть сайт, но это такая необновляемая структура, что даже жаль. Но он – есть: http://veromusic.ru/
– А еще хотелось бы ознакомить читателей на нашем сайте с вашими стихами, многие из которых стали песнями. Но ведь не все. Кстати, что раньше появляется – стихи или музыка? (Вот всё-таки скатилась к банальным вопросам.)
– Мой любимый частозадаваемый вопрос. Нет на него ответа, потому что вместе они приходят – стихи и музыка. Первый куплет или припев обычно есть полностью, получен из Вселенной где-нибудь во сне или прямо посреди обычной жизни, дальше дорабатываются детали.
А стихи… никогда не считала себя поэтом. Но те, что есть, на музыку не положены и не будут, скорее всего. Они самостоятельны, песнями я их не вижу.
Как много нам с тобой осталось
Моя задумчивая грусть,
Моя нелепая усталость,
Как долог этот странный путь,
Как много нам с тобой осталось.
Твоя улыбка и шаги,
И наши ночи вперемешку
С тем ожиданием любви,
Такой родной и вечно нежной.
Мне нравятся твои мечты,
И я люблю тебя в насмешку
Всем тем, чьи правила просты,
Всем тем, кто так не любит спешку.
И я люблю тебя всерьёз,
До слёз в полночном ожиданьи,
До всей несказанности слов,
И половины расстояний.
Моя задумчивая грусть,
Моя нелепая усталость,
Я знаю это наизусть:
Как много нам с тобой осталось.
Вероника Муртазина, 2014
Журавлиная Песнь
Звук. Стук.
Песнь. Плен.
Не спеши уходить от проблем,
Свой век живи по велению души –
Здесь нет другого верного пути,
Всё, что знаем – передать, донести.
Журавлиной песней на твоём пути
Обернусь, чтобы в сердце ты услышал ответ.
Слышишь?
Слышишь?
Нет?
Играй!
Так, чтоб дрожь по коже взяла,
Чтоб понять, где та твоя стрела,
Что врага победит силой песни моей,
Мудрость предков озвучит – их уже нет!
А Уралу стоять, не подвластным ветрам.
Играй.
Это нужно
Всем нам…
Вероника Муртазина, 2019 (для проекта KOZGON)
Когда ты меня любишь
Когда ты меня любишь –
Я всё делаю хорошо:
Читаю стихи в клубе,
Красиво еду в метро.
Пишу потрясающе песни,
Божественно их пою
И на тебя наглядеться
Конечно же, не могу.
Когда ты меня любишь –
Я практична и очень умна,
Тебе позавидуют люди –
Какая тебе я дана.
Когда ты меня любишь –
Я готова взлететь в небеса,
Достать пару звезд, в ладони
Принести тебе их – на!
И, если ты меня любишь,
Прошу, повторяй почаще,
Я буду любить тебя больше
И стану твоим счастьем.
Вероника Муртазина, 2021