Все новости
СОБЕСЕДНИК
10 Марта 2022, 16:00

«Нелюбовь или всё-таки…»

В Башкирской государственной филармонии им. Хусаина Ахметова 9 марта состоялся концерт «Нелюбовь» в исполнении Ансамбля солистов Московского музыкального общества «TEMPUS NOVUM ART»: Денис Чефанов (фортепиано), Наталия Калиничева (скрипка) и Михаил Калиничев (виолончель). Ансамбль активно концертирует как в Москве, так и во многих городах Российской Федерации. С 2021 года коллектив является представителем Московского музыкального общества, основанного более чем 160 лет назад. Ансамбль предложил публике очень серьёзную программу: Фортепианное трио № 2 op. 87 И. Брамса и трио «Памяти великого артиста» соч. 50 П.И. Чайковского.

Брамс и Чайковский. Два гения. Два творца, музыка которых одинаково гениальна и прекрасна. Два мастера, которых называют антагонистами. Письменных подтверждений о неприязни Брамса к Чайковскому нет, но можно предположить, что отсутствие оценки – тоже своеобразный отзыв. А вот Чайковский своё негативное отношение в Брамсу никогда не скрывал и всё своё умелое красноречие использовал в высказываниях о музыке немецкого композитора. С чего началась такая вражда (со стороны Чайковского уж точно, хоть почитать его «Дневники», 1873–1891) – неясно, но именно эти два сочинения композиторов-антагонистов (два фортепианных трио) мы услышали в одном концерте, на одной сцене – на удивление звучащим как единое целое. Музыка произвела в этот вечер фурор у слушателей. А чтобы узнать больше об идеи концерта, я побеседовала с одним из его участников – Денисом Чефановым.

Здравствуйте! Думаю многим интересно узнать, что же подразумевает загадочное название концерта «Нелюбовь»?

– Здравствуйте! Как известно из истории музыки, Брамс с Чайковским достаточно прохладно относились друг к другу. А эта вражда ещё «подогревалась» поклонниками и даже критиками. Но между ними есть очень много связующих моментов, какая-то общая интимность высказывания. Мне кажется, что они очень по-композиторски близки. Поэтому это «Нелюбовь», которая всё-таки переходит потом в Любовь.

Вы уже не первый раз играете в ансамбле с четой Калиничевых, как вы считаете, что самое важное в игре в ансамбле?

– Я играю во многих ансамблях, очень люблю эту специфику исполнения. В ансамбле весь смысл – момент музицирования. Здесь никогда нельзя просчитать всё точно, это всегда какая-то импровизация. Важно доверять своему «напарнику» – его музыкальному чутью. Уметь вести – но не подавлять, поддерживать – но не заглушать, и понимать, что здесь нет главных и второстепенных участников процесса. Я считаю, что камерный ансамбль – это одно из высших достижений в музицировании.

Что подтолкнуло вас обратиться именно к этим произведениям?

– Они просто очень красивые (улыбается). Эти сочинения знаковые. Когда ты играешь такие произведения, ты переходишь на другую ступень исполнения. Я вспоминаю, как играл мой профессор, великий музыкант и педагог, профессор Московской консерватории Наум Штаркман «Трио», посвящённое смерти Рубинштейна, я даже переворачивал ему страницы, как он естественно чувствовал Чайковского, как умело обходил «провокации» в виде, например, двух форте, каких-то гипертрофированных темпов и т. д. У него было очень искреннее высказывание от души, он умел обращаться «от сердца к сердцу». Для меня это оказало большую помощь для работы над этим Трио. Да, я ещё не достиг того уровня как мой преподаватель, но я стремлюсь к этому, и очень надеюсь, что сыграю это сочинение ещё не один раз.

В пятницу, 11 марта, вы будете играть фортепианный концерт «Сабантуй» Д. Хасаншина с Молодёжным симфоническим оркестром РБ, откуда такой интерес к произведению нашего башкирского соотечественника?

– Интерес – как можно больше сыграть музыки. Я считаю, что нужно исполнять не только композиторов предыдущих столетий, но и современников. Если ты знаком с композитором лично – это больше счастье, ведь ты можешь получить естественную реакцию, быть ближе к автору. С другой стороны, ты и рискуешь больше, но это тоже тебя по-особому заводит в каком-то смысле. Ведь может и не понравится твоё исполнение, а может наоборот, оно повлияет на создание новых творений композитора.

Данное сочинение, мне кажется, очень молодёжное внутри. Такие сочинения всегда популярны: в них чувствуется и композиторское дарование, стиль, а также непосредственность высказывания. Ярко выглядит оркестровая партия, но в то же время рояль не проигрывает на общем фоне. Таких сочинений не очень много, поэтому я считаю, что нужно держать в исполнительской копилке такие произведения, которые как минимум этого достойны.

Я знаю, что вы первый раз в Уфе. Как вам наш город, и планируете ли вы приехать к нам ещё раз, например, уже со своим сольным концертом?

– Я бы очень хотел выступить сольно. Если меня позовут, я с удовольствием приму приглашение. Я ещё очень мало видел Уфу, но у меня есть два дня, за которые, как я надеюсь, успею посмотреть хотя бы частичку этого города. Первое впечатление об Уфе – что это невероятно гостеприимный город и очень тёплая публика. Чувствуется яркая самобытность, как во внешнем облике, так и во внутреннем пространстве. С одной стороны, негромкий и спокойный город, но при этом очень активный, с внутренней энергией. И хочется отметить, что посетив несколько культурных заведений, могу сказать, что видно, что культура здесь не на последнем месте.

Спасибо.

В связи с эпидемиологической ситуацией многие концерты отменялись, а исполнители из других городов чисто физически не могли приехать. Поэтому когда идёт весть о том, что к нам едут исполнители из Москвы, а особенно с такой программой как Брамс и Чайковский – это как глоток чистого воздуха для нашей искушенной уфимской публики. А после успешного концерта нам остаётся лишь бежать на следующий концерт, где мы вновь услышим Дениса Чефанова вместе с Молодёжным симфоническим оркестром Республики Башкортостан (художественный руководитель и дирижёр Азамат Хасаншин) 11 марта, в 16:00, в Уфимском государственном институте искусств. А данное событие примечательно тем, что исполнением фортепианного концерта «Сабантуй» Данила Хасаншина – открывается новый проект МСО РБ, в рамках которого в ближайшие годы планируется исполнить все фортепианные концерты башкирских композиторов. В ближайших планах концерты Загира Исмагилова, Роберта Газизова и других наших авторов. Успейте на «открытие» нового проекта!

Автор:Айша ХАСАНШИНА, студентка УГИИ
Читайте нас: