Все новости
СОБЕСЕДНИК
30 Января 2022, 13:15

Город близких людей

Город становится родным, когда ты просто идешь по улице, и встречные люди здороваются с тобой и ты с ними тоже. Чем больше такого энергообмена, тем комфортнее и теплее жить.

В каждом населенном пункте есть своя атмосфера, которую создают люди: рядовые жители и публичные фигуры. Величина публичности, да и качества личности известного человека могут варьироваться – от известности в своем дворе до известности на весь мир. Но есть непременное условие – запоминают тех, кто что-то вложил в общий энергообмен. Так художник вкладывает свои картины, актер свои роли, а музыкант свою музыку. Известный музыкант Рустем Асанбаев много лет своим тщательным подбором репертуара и мастерством исполнения формировал в уфимских слушателях чувство стиля и взыскательный вкус. Все, кто бывал на выступлениях группы «Бугги бэнд», уносили в своей душе его музыку, как эталон звучания. Несмотря на дотошность и требовательность Рустема, как профессионала, эти концерты в течение более чем двух десятков лет несли возможность личного общения, что тоже очень ценно. Свет доброты позволяет вырасти чему-то прекрасному в душе любого человека. Все прекрасное, что появилось в душах горожан благодаря музыке Рустема Асанбаева и его коллектива, делает его близким человеком для целого города.

Некоторые уфимцы поделились своими историями, подтверждающими эти ощущения от общения с Рустемом Асанбаевым, как человека близкого и теплого к людям.

Незадолго до концерта нам удалось побеседовать с другом Рустема Асанбаева, Рафаэлем Шмергельским, рок-музыкантом, барабанщиком:

– Точно не помню, как Рустем Асанбаев и я познакомились. Одно могу сказать – это знакомство состоялось на почве любви каждого из нас к рок-музыке. Встречались на разных концертах, музыкальных тусовках, обменивались информацией, впечатлениями о новых записях и т. д. Получилось так, что в группу «Бугги бэнд», где играл Рустем, я попал после смерти их барабанщика Сергея Пустарнакова. Работа в группе еще больше сблизила нас. В последнее время Рустэм и я сотрудничали в проекте «Blues Trip». Рустем Асанбаев – это человек, который на протяжении всей своей жизни и до сих пор предан рок-н-роллу и блюзу. Для него всегда было принципиально – что играть, а что нет. Никогда, нигде и ни за какие деньги он не играл попсу! Помню одну историю, когда на какой-то тусовке в Конгресс-холле одна очень важная дама-организатор потребовала от него, чтобы он переодел джинсы на брюки, так как в зале будут важные персоны. Асанбаев собрал свои инструменты и молча ушел, а вслед за ним ушла и вся группа! А гонорар-то был хороший.

Идея концерта 5 февраля принадлежит Юрию Юлиановичу Шевчуку. Он попросил, чтобы на концерте выступили наряду с ним и уфимские рокеры. Спасибо многим музыкантам за то, что откликнулись!

Один из авторов этой статьи, Илья Казаков, вспоминает: Я познакомился с Рустемом Асанбаевым в 1997 году. В то время было известно, что практически весь первый состав легендарной группы Юрия Шевчука проживает здесь, в Уфе.

Солнечным днем я проходил мимо остановки «Центральный рынок», и тут как током ударило: «Это же Асанбаев!» Остановился, как вкопанный. Стою, разглядываю, замерло дыхание. «Как подойти? Как заговорить? Что сказать, что спросить?» Рустем заметил меня и понял мою нерешительность: «Ты что затормозил? Что-то хотел?» и обезоруживающе улыбнулся. «В-в-вы тот? Я-я не ошибся? Вы Рустем Асанбаев?». «Да, я… Не „тот самый”, а просто Рустем. Подожди, я товарища провожу и поговорим».

Я не поверил своим ушам. Мне казалось, что это Боги спустились с Олимпа и…

Через несколько минут ступор разогнал мягкий голос, чуть с хрипотцой: «Ну что? Ты пиво пьешь?». «Да даже если бы и нет, то, конечно же, пью!» – подумал я. В кафе Рустем заказал кофе, а я то, что следовало молодому башкирскому рокеру. Мы разговаривали о музыке, инструментах, общих знакомых. Ни какой дистанции, апломба или надменности. Что может быть проще: сидеть в кафе, беседовать и знакомиться с жизнью друг друга. Совершенно незнакомые люди со временем стали приятелями.

Так случилось, что я стал работать в сфере музыкального бизнеса и общался с известными, «звездными» людьми, и каждый раз сцена знакомства с Рустемом всплывала перед глазами как пример простоты общения и душевной открытости. Эти качества Рустем умеет перенести и в творчество, и на сцену. Сдержанная подача, без бурных эмоциональных всплесков или раскрашенного пестрого ребячества, располагает к себе точностью извлечения, работой над качеством звучания инструмента и гармонии с общей музыкальной палитрой коллектива, проникновенностью и скрытой, едва уловимой, грустью. «Иногда я смотрю на то, как безалаберно относится современная молодежь к своим гитарам, комбоусилителям, примочкам и мне становится не по себе. Гитары бросают под ноги на сцене, комбики пинают ногами, а примочки у них только для шума. Звук такой, что хочется вскочить и убежать подальше, чтобы не видеть и не слышать, – рассказывает мне Рустем после прослушивания молодежных команд при отборе для работы на сцене в легендарный уфимский блюз-рок-бар, а потом добавляет, так, по-отечески, – не все, конечно. Есть и очень достойные ребята. Но вот этих раздолбаев, даже если они гениальные, я на сцену пускать не буду».

Наше внимание привлек священник, его появление было неожиданным на рок-концерте. Мы подошли к нему. Батюшка Сергий Бакланов напрямую ответил на наши вопросы:

– Священник нужен не только для того, чтобы крестить или венчать. Священник нужен еще и для того, чтобы выслушать. Порой выслушать человека – это уже запредельно. Так мы с Рустемом и познакомились. Хочу добавить, что в отделении паллиативной помощи, а оно в республике сейчас развивается, все люди улыбаются не напоказ, а честно, от сердца – и врачи, и родственники, и сами больные. И не то чтобы это заслуга только психологов, психотерапевтов, сейчас и братья мусульмане посещают, и я, грешный, прихожу служить. Необходимо отметить, что духовная и душевная поддержка важны с самого начала.

Ребята из группы «the Donuts» на вопрос, как вы попали в сет-лист этого концерта, ответили, что лично знакомы с Рустемом Асанбаевым, и уже несколько раз выступали на рок-пати вместе с группой «Буги-бэнд»:

– Нам поступило предложение от Рафаэля Шмергельского поучаствовать в благотворительном концерте. Само собой разумеется, что мы сочли необходимым и естественным поддержать аксакала башкирского рока.

Преемственность на сцене обеспечивает уфимской рок-музыке новую энергетику и свежий подход, даже в таком заезженном деле как исполнение «каверов» (новой интерпретации известной музыкальной композиции в исполнении другого музыканта, коллектива) на мировые хиты. У ребят есть много возможностей и надежда, что их собственные музыкальные композиции тоже станут широко популярными и любимыми народом, как песни Юрия Шевчука.

Многие просили не размещать их слова в статье, но, обезличив эти фразы, возгласы, реплики и соединив их в один глас, мы взяли на себя смелость привести и их:

– Рустем много времени проводил на сцене, много репетировал, работал с молодежью и развивал новые направления в музыкальной среде и так случилось, что на каком-то этапе он остался практически без средств к существованию, а пенсия вообще смешная. Разве это нормально? Он человек гордый и скромный и такой концерт – это выход в сложившейся ситуации, чтобы поддержать его не только словами, но и конкретной помощью.

Были люди, которые прибыли на этот концерт буквально издалека: из Екатеринбурга, Челябинска, Учалов, Янаула, Санкт-Петербурга, Самары. Из общего гула голосов удалось выхватить историю друзей, которые не виделись более десяти лет, а встретились именно здесь, именно сейчас. Концерт уже начался, и музыканты меняли инструменты после первого сета (блок из нескольких песен). В фойе к нам подошла женщина с большой спортивной сумкой и спросила: «А где здесь вход в зал, чтобы на Юру и Рустема посмотреть?» Мы вместе прошли несколько метров и показали где вход. Открыли дверь, а в зале – тишина. Женщина с едва уловимым испугом воскликнула: «Я только с автобуса, а я успела?» В этот момент заиграл Юрий Шевчук, на лице путешественницы появилась улыбка, она узнала эту песню и ринулась в зал. Мы переглянулись – ее душа искрилась и пела!

Зрители всех возрастов вели себя открыто, душевно, раскованно и сложилось такое ощущение, что все знакомы друг с другом. Редко на рок-концерте можно встретить одновременно с молодежью такое количество седых голов.

В этот вечер жизнь нескольких поколений одного города слилась в единый стихийный поток, в нем легко потеряться людям, у которых совсем нет опыта присутствия на таких действах. Было очень неожиданным увидеть много зрителей на колясках, людей с ограниченными возможностями. Как сказал один из сопровождающих, их «пригласили лично Юрий Юлианович Шевчук и Рустем Николаевич Асанбаев». Остается только посетовать на то, что зал не очень оснащен для приема таких гостей. Было заметно, что им не видно то, что происходит на сцене. Администрации и владельцам нужно еще поработать в этом направлении. Подобные нюансы часто всплывают на первых этапах, в самом начале, но только тогда, когда делаешь что-то конкретное. А всего предусмотреть не получится, как ни крути.

Музыканты групп «OUTRIDER», «The Donuts» и «Бугги-бэнд» подхватили эстафетную палочку, переданную им Юрием Шевчуком. Рашид Рамеев, Анатолий Симонов, Нариман Красненков, Василий Портянко – эти артисты умеют завладеть вниманием публики, направить его и обратить в общий драйв, «движуху», катарсис.

Первый благотворительный рок-марафон в поддержку Рустема Асанбаева длился в общей сложности около четырех часов. Пресса и представители разных СМИ безуспешно продолжали атаковать подступы к гримеркам артистов до тех пор, пока не стало ясно, что пресс-конференции не будет. Нам показалось это верным решением – не стоит путать или смешивать благотворительность с шоу и саморекламой.

А для тех, кто не мог присутствовать в тот день, приведем слова Юрия Шевчука, которыми он открыл свое выступление:

– Это было в то время, когда никто про нас ничего не знал, да и мы сами про себя ничего не знали. Но нам хотелось играть музыку, сочинять и писать песни. Шли мы вот так, шли, бродили по улицам… Тут я говорю, что нужно группу как-то назвать, чтобы было мощно, радикально, альтернативно и Асанбаев говорит, а вот: «Дэ Дэ Тэ!» (ДДТ)… Ну мы, конечно, все прослезились… И так это было для нас серьезно, что какая-то жизнь прошла под этими тремя буквами… Дорогие друзья, товарищи, Рустик здесь с нами и вы можете его поприветствовать!

2016 год. 

Автор:Илья КАЗАКОВ, Галарина ЕФРЕМОВА
Читайте нас: