Все новости
СОБЕСЕДНИК
19 Ноября 2021, 18:00

Цель одна — дать слово композиторам

IV Международный фестиваль современного искусства «БашkортARTстан» (художественный руководитель – кандидат искусствоведения Азамат Хасаншин) открылся 28 октября в зале им. Ф. Шаляпина концертом московских музыкантов.

«Эстафету» башкирскому проекту передал недавно завершившийся в Москве СТАМ-фестиваль (в расшифровке – современная тональная академическая музыка), тезисно представивший в Уфе итоги события в формате концерта. СТАМ – редкий в своём роде фестиваль, поворачивающий академическую музыку лицом к слушателю. Реализации столь масштабной идеи способствует новаторский формат: центральным событием фестиваля неизменно остаётся конкурс молодых композиторов, победителя на котором выбирает путём голосования публика. Концепцией мероприятия, планами и впечатлениями от прошедшего концерта поделились идейный вдохновитель, первый руководитель фестиваля писатель Юрий Кудряшов (ЮК) и нынешний арт-директор СТАМа, композитор и пианист Алексей Чернов (АЧ).

– Начнем с насущного: как пришла идея сотрудничества с Уфой?

АЧ: Некоторое время назад мне довелось встретиться на концерте с башкирским музыкантом Рустэмом Сулеймановым, приглашённым дирижировать в Хабаровск. Благодаря его инициативе туда же был приглашён и я. С того момента началась творческая дружба и идея привезти в Уфу СТАМ постепенно вырисовалась. Пробный вариант был в 2018 году: мы приехали сюда впервые. Не могу сказать, что получилось удачно, но это был всё же больше эксперимент: концерт получился перегруженным, людей практически не было, так как всё случилось внезапно и дать огласку времени просто не хватило. В тот год мы даже провели показательный конкурс: так же раздали листочки, попросили публику проголосовать. Я тогда приехал практически один, у фестиваля совершенно не было финансов, и компанию мне составил только Юрий Кудряшов – создатель СТАМа, ответственно отслеживающий судьбу своей идеи. В процессе довелось познакомиться с Азаматом Хасаншиным, исполняющим роль организатора. Это знакомство усилило идею сотрудничества с Уфой: я включил Азамата в состав экспертного совета фестиваля. Кстати, в этот раз ведь концерт тоже не воплотил всё ожидаемое. Половина публики не смогла рисковать в такой обстановке, на сцену не удалось вывести анонсированного Ансамбля современной музыки, созданного Азаматом.

– Как бы Вы оценили творческую атмосферу нашего города?

АЧ: Сейчас тяжело судить из-за пандемии. А если вообще – интересным показалось общественное пространство АРТ-квадрат, не в каждом городе такое встретишь. Общее ощущение такое: творческих людей много, но не всегда это востребовано. И вроде хочется, а и не востребовано – вот и нет динамики развития.

– Есть ли подобное сотрудничество с другими регионами?

АЧ: В первую очередь вспоминается наше давнишнее сотрудничество с Питером. Там существует фестиваль под руководством Михаила Журавлёва «Петербургская осень», в рамках которого с 2009 регулярно проходят концерты СТАМ-фестиваля. В Санкт-Петербурге бывают и конкурсы, и программы.

Есть ещё идея привезти СТАМ второй раз в Дубну, на Волге. В этом году там тоже будет концерт. Ну и конечно планируем расширяться – есть мысли насчет Ростова, Твери. Только что думали с Азаматом о Челябинске. С каждый годом будем стараться расширять, переходя на Всероссийский уровень.

– Правильно ли я понимаю, что в каждой точке планируется конкурс с региональными композиторами?

АЧ: Всё-таки центр – конкурс композиторов в Москве/Питере. То, что мы возим по побочным концертам и регионам – это презентация СТАМ. Обычно это концерты, включающие произведения лауреатов, а также композиторов, кому мы этот СТАМ посвятили. В этом году, как я говорил на вечере в Шаляпинском зале, такими композиторами стали редко исполняемые Георгий Катуар и Гавриил Попов. Их мы тоже пропагандируем вместе с молодыми авторами и так же возим по городам. Недавно возникла идея аналогичного конкурсного отбора по регионам: кажется интересным, если бы публика проголосовала в Уфе, Казани, Ростове и уже региональных финалистов затем мы включили бы в программу конкурса в Москве. Не знаю как и когда это всё реализуется – мы медленно, но верно идём к этому.

– Центральная идея, как я понимаю, – продвигать неизвестные имена?

АЧ: Нет, всё таки, не только сами имена выступают центральной идеей фестиваля. Стержень концепции фестиваля – разворот современной музыки к публике. Причем, не обязательно к публике академической: слишком сейчас имеет значение произошедшее размежевание между любителями музыки и профессионалами. Для нас главное – заинтересовать публику, грубо говоря просто угодить, элементарно чтобы она не чувствовала себя лишней, ровно как не чувствует она себя лишней в мире киноискусства. Попутно с этим мы привлекаем внимание к малоизвестным именам – Попов, Катуар и другие композиторы, незаслуженно не вошедшие в золотой репертуар. Если просто так написать на афише «КАТУАР» – никто не придёт. Как минимум нужно пригласить известных исполнителей, а лучше – связать с каким-то масштабным событием.

ЮК: Пианисты исполняют одно и то же. И музыку Рахманинова уже знают все, а вот что-то новое…

АЧ: А между прочим, у Катуара есть потрясающие произведения – например op. 10. Если будут хорошие исполнители, если будет бренд, если будет идея интересная – можно привлечь к этому композитору должное внимание.

– А что с продвижением имён современных композиторов? Видны ли результаты?

АЧ: Да, ещё одна цель как раз – дать слово композиторам. Ну вот Михаил Ковалев, которого мы привезли в этом году в Уфу, – кто бы ему ещё дал сцену? На него в композиторских кругах будут смотреть свысока: «Тональное с фактурой? Мы прошли это». А музыка-то хорошая и тоже современная. Пример видимых результатов – наш лауреат Иван Шмарыгин, чью музыку благодаря нам теперь хотят слушать. Нужно композиторам помогать.

От нынешнего СТАМа, если бы не внезапный локдаун, тоже ожидался ощутимый результат. Конкурс заранее вызвал резонанс – был шум в социальных сетях, в фейсбуке. Лично могу сказать, что я встречал коллег, которые участно интересуются – состоятся ли концерты, спрашивали соседи, знакомые. Видимо, всё было сделано в этом году хорошо. И, что приятно, люди отметили на этом фестивале не чопорную атмосферу, а уютную, семейную. Публика беседовала, обсуждала, все могли спокойно высказаться, пообщаться с композиторами. Я считаю, что мы идём в правильном направлении.

– Значит, Вы ожидаете публику не академическую?

АЧ: Как я вижу – и академическую, и не только. В первую очередь ту публику, которая ценит серьезное искусство. Людей, ищущих интересное и новое. Мы хотим расширить историю хорошей современной музыки! Не той, которая ориентирована на очень узкий круг профессионалов-композиторов, слушающих самих себя. Мы хотим не закрываться.

ЮК: Когда я создавал фестиваль, мной двигало негодование: Тарковского все знают, кино все смотрят, а современную академическую музыку слушают ТОЛЬКО музыканты! Так ещё музыканты и публику воспитывают – вот как надо, ведите себя так. А я вот ходил в кинокружок и там были люди, которые могут быть в музыке, она им интересна и понятна. Но музыка изолировалась…

АЧ: Сейчас мы, правда, сменили локацию на Рахманиновский зал Московской консерватории. И там уже своя публика, конечно. Но замыкаться мы всё ещё не собираемся.

– А есть ли у Вас поддержка, сотрудничество с другими организациями, например Союзом композиторов?

АЧ: Нет, сами мы за финансированием не ходим. «Помогите мы не местные» – такого у нас нет. Если сами приходят, как, например, к нам пришел в 2019 году секретарь Союза композиторов, и предлагают – мы не отказываемся. Марина Воинова – композитор и музыковед – предложила сделать свой спец-приз: совместный проект лауреатов СТАМа с художниками, даже пыталась грант получить. Но сами мы инициативу не проявляем – иначе придется идти на какие-то условия. А для нашей идеи, как можно догадаться, это губительно. Сразу начнется диктатура кого посадить в экспертный совет, кому дать слово. В итоге всё превратится…

ЮК: …в банальный фестиваль.

АЧ: В этом смысле, при нынешнем руководстве Московская консерватория – лучшее, что с нами могло произойти. Конечно, иногда приходится брать квоты, ну и пусть сидят в совете люди из консерватории. Среди них есть профессионалы таких же убеждений, что и мы. Я считаю, что отобранные на конкурс работы в этом году действительно достойны. Вот если сотрудничать на таких условиях – пожалуйста. Сами мы пока ни к кому не хотим идти, не так уж у нас все плохо!

Автор:Юлия КОШЕЛЕВА
Читайте нас: