По ком звучит набат
Все новости
СОБЕСЕДНИК
19 Января 2021, 18:26

Метрополитен умеет удивить!

Москва, как и любой другой город, непредсказуем обильными осадками. Так, 6 января 1931 года на столицу СССР обрушился мощный снегопад. Парализовало весь город, весь транспорт, и гужевой, и автомобильный, и трамваи встали. Стало очевидно, что дальше так жить нельзя.

На ближайшем пленуме ЦК ВКП(б) по Москве принимается наиважнейшее решение: строить метро, как единственное средство быстрых и дешевых людских перевозок. Уже в ноябре 1931 года на Русаковской улице заложена первая шахта будущего метро. Зарубежные эксперты отводили на сооружение первой очереди метро не одно десятилетие. Реально же на сооружение первых линий, протяженностью 11,2 километров с тринадцатью станциями потребовалось три с половиной года. При этом основной объем работ (90%) был выполнен уже в 1934-м году.
Так получилось, что в первые годы метростроения значительная часть (до 10%) метростроевцев были родом из Башкирской АССР, причем не со всей республики, а из одного Калтасинского района.
В невиданно сжатые сроки был создан не просто метрополитен, который к тому времени уже работал в двадцати трех городах мира. Была создана принципиально отличная от других метрополитенов магистральная транспортная система, которая сразу значительно превзошла другие метрополитены по техническому уровню и… красоте. Многие из станций украшены тематическими панелями, мозаикой, люстрами, скульптурами и витражами различных художественных стилей и больше похожи на подземные музеи.

Ключевую роль в организации движения и бесперебойной работы всей инфраструктуры Московского метрополитена играет «Единый диспетчерский центр». Руководителем Единого диспетчерского центра метрополитена является Алмаз Баянов. Так, за проект «Единый диспетчерский центр», который, кстати, был создан только в 2019 году, Московский метрополитен в 2020 году получил заслуженную награду в номинации «Лучшее решение в области цифровизации транспорта» на Международном форуме «Транспорт России».
В связи с этим мы попросили ответить А.Ф. Баянова на ряд вопросов.
– Алмаз Флюнович, метрополитен умеет удивить: даже ЕДЦ здесь похож на Центр управления полетами. Почему его решили создать?
– В метро сегодня открыто 269 станций, больше 80 из них – только за последние 10 лет. И будут новые. Для управления таким хозяйством необходима максимальная автоматизация и цифровизация многих процессов. При создании ЕДЦ учитывался опыт транспортных операторов более 30 городов мира. Под своей крышей Центр объединил все службы, которые связаны с работой метро, – это и управление эскалаторами, и координация движения составов, и подача электроэнергии, и обеспечение безопасности, связи, аналитика, контроль эксплуатации и даже пресс-служба. В Центре работает более 800 человек.


– Вы пришли в метро из сферы телекоммуникаций. Что Вас привлекает на этом месте работы?
– Масштаб. Сегодня невозможно представить Москву без метро. Его можно назвать городом под землей со своим правилами, ритмом, даже культурой и достопримечательностями. Оно функционирует как отдельный организм, но вместе с тем является неотъемлемой частью столицы. И каждое десятилетие в истории московской подземки отличалось от остальных. Появляется много интересных задач, которые предстоит решить, организуя работу ЕДЦ. А еще возможности по накоплению нового и применению своего опыта накопленного в телекоме.
– Нам известно, что Вы родом из Башкирии, но даже в ее столице Уфе метрополитена нет. Расскажите, как Вы связали свою жизнь с метро, где родились, учились, что закончили?
– Да, я из прекрасного города Октябрьский Республики Башкортостан, где родился, закончил среднюю школу и профессионально-технический лицей. Затем я ушёл в армию и отслужил в пограничных войсках на российско-литовской границе. Во Владимирский государственный университет я поступил уже после армии, где изучал машиностроение. Позднее, в 2015 году по президентской программе подготовки управленческих кадров я окончил «Московскую международную высшую школу бизнеса МИРБИС».
– Как часто бываете в родном городе?
– По-разному, раньше получалось чаще, а сейчас стараюсь один-два раза в год бывать. Там у меня остались родители, родственники и другие близкие мне люди.


– У Вас большая семья? Супруга родом не из Башкирии?
– Нет, моя жена москвичка, сыну уже 9 лет.
– А в Москве поддерживаете связь с земляками?
– Конечно. Так, совсем недавно, по моему приглашению Единый диспетчерский центр посетили студенты башкирского клуба МГИМО. Во время визита студенты познакомились с особенностями работы диспетчеров и увидели, как на практике регулируется работа метро. После экскурсии у нас была встреча за круглым столом, где в непринужденной обстановке делились своими впечатлениями, задавали друг другу вопросы, в том числе вспоминали родной Башкортостан.
– Многие сотрудники говорят, что метро затягивает: привыкнув, трудно уйти. Так ли это?
– Согласен. Такое чувство возникает. Думаю, что это связано со стабильно интересной работой и чувством причастности к чему-то важному. И потом московское метро по ряду параметров является одним из лучших в мире, например, второе место по количеству перевозимых пассажиров (перевозит 2,4 млрд пассажиров в год) после метро Токио. Очень высокий уровень цифрового развития, лучшая в мире билетная система, ну и, конечно, это самое красивое метро в мире. Есть огромные перспективы для развития, что дает каждому сотруднику уверенность в завтрашнем дне. В нашем центре мы стараемся создать комфортные условия для работы. Например, во всех помещениях ЕДЦ организованы самые удобные современные рабочие места, установлены бесплатные кофемашины, есть душевые, раздевалки и столовая. На сегодняшний день ЕДЦ – место, где хотел бы работать каждый диспетчер метрополитена.

– Чем сотрудники ЕДЦ метрополитена, на ваш взгляд, отличаются от других?
– Большей собранностью, организованностью, дисциплинированностью. И своей спокойной решимостью. Здесь все знают, что нужно делать, и уверенно выполняют работу. Это, пожалуй, сравнимо только с работой авиадиспетчеров, где малейшая ошибка может обернуться трагедией и даже риском потери человеческих жизней. Несмотря на это, мы активно работаем над автоматизацией процессов диспетчера, то есть на снижение влияния человеческого фактора.

– Многие наши земляки, как впрочем, жители других регионов, попав в Москву начинают активно заниматься политикой…
– Я политикой интересуюсь, но пока не занимаюсь вообще, хотя в числе моих друзей и хороших знакомых есть те, кто достиг на политическом поприще немалых успехов.
– Какие есть резервы развития для ЕДЦ?
– Всего за 10 лет, с 2011 по 2020 год, в Москве проложено около 200 километров линий и открыто свыше 100 станций метро, считая МЦК. Примерно столько же было построено с 1965 по 2010 год, то есть за 45 лет. Ярким событием в жизни города стал запуск в 2016 году Московского центрального кольца – городской железной дороги, интегрированной в структуру метрополитена. 31 станция, расположенная на линии, позволяет горожанам быстро пересаживаться, минуя центр.
Перед нами поставлены амбициозные задачи по централизованному управлению этой огромной инфраструктурой. Мы должны научиться контролировать ход, регулярность и качество всех работ по обслуживанию инфраструктуры, собирать информацию в автоматическом режиме, мгновенно анализировать ее, предугадывать и предотвращать инциденты.


– Сегодня многие, ранее считавшиеся «мужскими» профессиями, становятся «женскими». И это не только, скажем, крановщики или сварщики, а даже летчики и капитаны морских судов. А есть ли сегодня в метрополитене женщины-машинисты?
– Да, теперь есть. С начала 2021 года профессия машиниста снова стала открытой для женщин и уже 12 девушек прошли обучение и вышли работать на Филевской линии.
– Алмаз Флюнович, в период пандемии и самоизоляции многие предприятия, организации, учебные заведения и прочие перешли на работу в режим удаленного доступа. Повлияло ли это на пассажиропоток в метрополитене?
– В зависимости от степени ограничений, вводимых властями на передвижение в период пандемии, снижение пассажиропотока было в 2, а иногда и в 3 раза. Но надо отметить, что все это время метрополитен работал в штатном режиме, совсем не сократив интервальность и количество выдаваемых поездов.
– Вы бывали в других метрополитенах России и зарубежных стран? Какие впечатления?
– Да, я изучал принципы организации движения и диспетчеризации метрополитенов Санкт-Петербурга, Шанхая, Гонконга, Берлина и Мадрида. С уверенностью могу сказать, что Московский метрополитен в той или иной степени удобнее, быстрее, красивее, и интуитивно понятнее для пассажира всех вышеперечисленных. Однако, есть полезные детали, на которые мы обращаем внимание в таких командировках, собираем их и реализуем в Москве. К сожалению, пандемия закрыла возможность практики обмена опытом, но я думаю, что это временно.

– Мне также приходилось побывать в метрополитенах многих европейских городов. Но я больше обращал внимание не на техническую сторону, а на внешний облик. Например, многие станции метро в Будапеште выполнены как под копирку, в лучшем случае выложены мозаичной плиткой и напоминают хороший московский подземный переход. А вот у нас бронзовые скульптуры на Площади Революции, мозаичные панно на Комсомольской и Маяковской, фарфоровые фигуры на Театральной, колонна-цветок на Курской, витражи на Новослободской – сюда можно ездить как на экскурсию! А есть ли у Вас любимая станция?
– Мой личный рейтинг сегодня возглавляет станция рядом с домом – «Рассказовка» на Солнцевской линии. Она современная и напоминает пространство классического читального зала общественной библиотеки. А учитывая мою любовь к технологиям, особо радует виртуальная библиотека с QR-кодами, нанесенными на лицевой поверхности картотечных ящиков.
– Ваши увлечения? На Вашей страничке в соцсетях я видел семейные фото на рыбалке, за стрельбой в тире и прочее…
– Я стараюсь проводить свободное время с семьей. Нам нравится бывать в новых уголках страны, на природе, и мы стараемся отдыхать активно. Да, люблю пострелять в тире, у меня даже есть какой-то юношеский разряд по стрельбе.
А в каком районе Москвы находится ЕДЦ, и как можно попасть к Вам на экскурсию?
– «Единый диспетчерский центр» располагается в здании бывшего кинотеатра «Ереван» на Дмитровском шоссе. Но ЕДЦ закрытый объект метрополитена, сюда не так просто попасть обывателю, и тут не проводятся экскурсии для широких масс, как в других подразделениях метрополитена. Однако мы проводим экскурсии в рамках обмена опытом. Для рассмотрения возможности участия земляков из Башкортостана в экскурсии Единого диспетчерского центра московского метрополитена требуется предварительная запись. Для этого нужно обратиться в пресс-службу Полномочного представительства РБ при Президенте РФ по номеру телефона 8 (495) 621-49-57.
– Спасибо за беседу, успехов Вам в дальнейшей трудовой деятельности и личной жизни!
Беседу вел Василий АРТЕМЬЕВ
Фото пресс-службы ЕДЦ и из домашнего архива А.Ф. Баянова
Читайте нас: