Все новости
СОБЕСЕДНИК
6 Декабря 2018, 13:04

Ирик Галимов: «Живу в цветном мире!»

Юрий ПОЗДНЯКОВ Ирик Мугалимович Галимов родился 12 сентября 1950 года в поселке Шингак-Куль Чишминского района. Окончил художественно-графическое отделение МПУ № 2 и отделение прикладного искусства по миниатюрной живописи в Уфе. Затем работал по специальности на ряде предприятий столицы республики и г. Благовещенска. За годы творческой деятельности участвовал в двадцати выставках, половина из них – персональные. Имеет почетные грамоты и благодарственные письма Министерств культуры и просвещения РБ, муниципального Управления культуры.

Талант подразумевает ответственность. Истинный художник на протяжении всей жизни оттачивает мастерство, обогащает палитру выразительных средств. Поначалу нередко подражает корифеям, а потом отыскивает самого себя, свой стиль, нарабатывает свойственные только ему приемы и «секреты». Заявить о себе в искусстве очень непросто, и хорошо, если сделать это удастся вовремя.
Приведенная выше сентенция вполне отражает жизненное кредо такой незаурядной личности, как Ирик Галимов. Его творческий почерк основателен, самобытен, а путь – честен.
Кто-то из мудрецов изрек: «Без понимания чувства прекрасного человек неполноценен». Надо использовать любую возможность для развития своих чувств в соприкосновении с искусством.
Мотивированный такими соображениями, я и отправился на выставку «Арт-путь: графика И.М. Галимова». Она устроена в старинных стенах Благовещенского историко-краеведческого музея.
Первое впечатление меня ошеломило: столько ярких элементов и неожиданных форм, такая разнообразная цветовая гамма! Непосвященному человеку тут впору растеряться и многого не постичь. Однако относить себя к разряду профанов я не склонен, поэтому начал потихоньку разбираться. А тут как раз и автор картин оказался рядом и поделился трактовками сюжетов.
– Здесь представлены работы разных течений и направлений, – поясняет Ирик Мугалимович, – мы видим образчики импрессионизма, абстракционизма, сюрреализма, кубизма, а также их сочетаний.
Услышанное обилие «измов» смутило меня своей замысловатостью. Казалось, данные слова означают что-то непостижимо сложное. Но постепенно, внимая мастеру, я ощутил, будто передо мной открыли окно в доселе неведомую и вместе с тем волнующе захватывающую сферу.
Попробуем коротко представить читателю хотя бы несколько из тридцати восьми вывешенных на просмотр картин.
«Несовместимость». Создана по мотивам поэмы Лермонтова «Демон». Встретились прелестная девушка и крылатый полубог. Зов молодой плоти привлек их друг к другу, но, к своему крайнему изумлению и огорчению, они вдруг поняли, что им не суждено быть вместе, ибо они – из разных миров.
«Пять состояний души». Один и тот же рисунок, благодаря смене красок, передает и, соответственно, вызывает сменяемые чувства и настроения. Условная игра цвета способна на чудесные превращения.
«Отчаяние». Юноша с тяжелым камнем на шее удаляется от берега в глубь моря. Он решил свести счеты с жизнью. Но что толкнуло его на столь отчаянный шаг? Жгучая обида? Отвергнутая любовь? А может, финансовый крах и бытовая безнадега?..
«Черный ворон». Хищник широко распростер крылья на фоне тусклого небосклона, высматривая добычу. Живи, но помни о смерти, и в роковой час ты встретишь ее достойно и мужественно.
В одной статье все картины охарактеризовать невозможно, лишь добавлю, что каждая из них, на мой взгляд, нашла удачное жанровое воплощение, будь то «Воины Севера», «Восторг», «Жонглер», «Собака в офисе»… Некоторые работы выполнены в стиле реализма, например, рыба на плоском блюде или птичка в нарядном оперении. Есть и портреты, их своеобразие в том, что они гиперболичны, можно поразиться необычайно «распахнутым» девичьим глазам, причудливо развевающейся на ветру шевелюре… Мужчины, как правило, брутальны, женщины загадочны и притягательны.
– Честно говоря, я не стремлюсь навязывать зрителю свою интерпретацию той или иной картины, – говорит И. Галимов, – у каждого сугубо личное видение, пусть размышляет, фантазирует, еще и подсознание включается. Индивидуум понимает ту или иную коллизию так, как он ее хочет или способен понимать. В любом случае эмоциональная подзарядка гарантирована.
– Ирик Мугалимович, не могу не спросить о вашей творческой «кухне». С чего все начинается?
– Я не отношусь к педантам, сидящим за мольбертом ежедневно «от сих до сих». Вдохновение может нахлынуть в любое время. Порой сразу хватаюсь за карандаш, чтобы не упустить идею, а потом вынашиваю ее, даю дозреть.
– Ваша графика в таком солидном собрании впервые вынесена на обозрение. Ранее выставлялись, в основном, пейзажи, со многими я знаком, они изумительны, сразу угадываешь тонкого знатока и ценителя природы.
– Я вырос на селе, среди естественных красот, да и сейчас живу на высоком берегу реки Агидель. С детства и по сию пору испытываю страсть к рыбалке, причем, в любое время года. Это сближает с природой, проникаешься нежным чувством к родному краю.
– Вы, будучи отцом большого семейства, по собственному признанию, зарабатывали на жизнь только художественным ремеслом – живописью, дизайнерским и оформительским мастерством, никогда, даже в девяностые, особо не бедствовали, построили добротный дом, вывели детей в люди, трое пошли по вашим стопам. Вы всегда были востребованы?
– Да. И сейчас заказы есть. Многие мои работы – в собственности ряда предприятий и учреждений, а также в частных коллекциях не только в России, но и за рубежом.
– Что бы вы пожелали молодым, отправляющимся в самостоятельное «плавание»?
– Найти себя в профессии и утвердиться в ней. Это нелегко, но чрезвычайно важно.