Ольга Козлова родилась в Уфе, закончила УГАТУ, УГАУ и прошла предподготовку в Российском экономическом университете им. Плеханова.
Инженер-энергетик, бухгалтер, оценщик, аудитор. В 42 года успешно окончила Школу акварели С.Н. Андрияки. Принимала участие в выставке, посвященной Школе акварели С.Н. Андрияки в Москве.
В настоящее время учится в Уфимском училище искусств в мастерской художника РБ Калитова Георгия Гайнияхматовича.»
Я посетила выставку (правда в последний день успела), взяла у экскурсовода номер телефона Ольги Козловой, и некоторое время спустя встретилась с художницей в училище искусств и задала ей несколько вопросов.
– Откуда и когда появилась тяга к искусству?
– В детстве любила собирать картинки. Всякие были открытки, даже из Дрезденской галереи, откуда они у меня – не знаю. Я там смотрела «Сикстинскую мадонну», помню монаха с шестью пальцами.
– А дети всегда что-то необычное отмечают, видят всякое несоответствие, всякую мелочь, на которую взрослый не обратит внимание…
– Мне нравилось все время какое-нибудь художественное рукоделие, вышивать, букетики составлять из сухих листьев, цвета в одежде комбинировать.
– Это все женщины любят и могут, но вот, пройдя большой этап, вдруг оборвать, перечеркнуть дорогу, и встать на новый путь. Перевернуть всю жизнь. Снова стать студенткой. Это немногие могут. Каково в вашем возрасте снова учиться, быть невероятной студенткой училища искусств?
– Мне нравится. Сначала, когда вливаешься, был период настороженности, как-то притирка идет. Ничего, притерлись.
– Как получилось, что вы поехали в Москву учиться в финансовой академии им. Плеханова, и вдруг вас занесло… Вы, что, шли по улице и увидели набор в школу Андрияки и вдруг – озарение?
– Ну, нет, я просто уже доходила до мысли – рисовать быстрее будет, чем вышивать. И у меня тогда какое-то депрессивное состояние было. И когда я увидела его, объявление про набор, то сразу решилась.
– А где вы его увидели – на улице, в Интернете?
– Да, увидела на улице баннер. Я туда, в школу Андрияки, быстренько позвонила. Представляете? Но у них уже основной набор прошел, и они меня потом, как добор пригласили уже в середине года. Кто-то ушел, отчислился. И вот я пришла, с такой активностью начала заниматься. Когда смотрела на рисунки выпускников, думала: я так, наверное, никогда не смогу писать акварелью. Ну, ничего справилась, проучилась 4 года, успешно сдала экзамены. Конечно, это такое было наполненное время, когда жили в Москве! Когда вернулись, я думала, куда дальше двигаться, потому что цветы, натюрморты – это все исчерпано. Застопорилась я. Ходила здесь один год в школу – вторую художку. Там тоже взрослая группа – девочки, такие как я, с детьми. Талантливые все, но может по семейным обстоятельствам не получается у них дальше учиться. Но я вот решила – хочу. Хочу! Позвонила в училище искусств. Мне сказали – приходите.
– Пришла подавать документы. Известный художник и преподаватель Сергей Николаевич Игнатенко смотрит работы абитуриентов. Сижу так в стороночке, он говорит: «Вы, наверное, чья-то мама?». Я говорю: «Нет. Я учиться пришла». Но он так: «Ох… ах…, идите в приемную комиссию, там разговаривайте». В приемной комиссии меня поддержали. Здесь работает народ творческий. Ну, говорят, будешь сдавать экзамены, наравне со всеми, по итогам, если сдашь, то поступишь. Ну, писала вместе со всеми – рисование, акварель, композицию. Потом пришла, смотрю – я зачислена на коммерческой основе.
– Но вы, как человек с двумя высшими образованиями, уже не можете быть зачислены на бюджетной основе: бюджет страны такого не выдержит. Как родные отнеслись?
– У меня большая поддержка со стороны семьи. В частности, мужа. Потому что если бы он сказал «нет, не ходи, а занимайся этим или этим», я б конечно не пошла.
– А вы по техническим специальностям своим работали?
– Конечно, я всю жизнь проработала инженером. Я сначала на сороковом заводе на ЭВМ работала, потом в Энергосбыте. Потом переехали в Москву. Я там временно не работала, поэтому получилось какое-то зависание: куда пойти, чем себя занять? И рисование вошло как пазл в эту пустоту. А там, у Андрияки, все работающие учились – по выходным мы занимались.
– А ведь вы понимаете, это большой психологический барьер – взрослому человеку радикально изменить свою жизнь.
– Нет, у меня нет барьера после того, как я проучилась в школе Андрияки, потому что там тоже сидели взрослые и молодежь. Рядышком все были. Думаю, будем все сидеть, одним делом заниматься – творчеством. Что здесь чиниться.
Мне повезло еще с преподавателем здесь. Калитов Георгий «Ганеевич» – это человек вообще такой душевный и с юмором. Доносит темы просто, шутит над нами иногда, так что нам здесь уютно.
– Скажите, что людям дает искусство? На самом деле много приходится тратить: живопись – дорогое увлечение – кисти, краски, холсты, прочие материалы и нужные вещи очень недешевы. Что же такое особенное искусство дает человеку?
– Самовыражение. Творчество – это же усложнение, наслаждение.
– Искусство дает наслаждение? Хотелось бы уточнить. Мне иногда кажется, что оно питает душу. Когда мы имеем талант и потенциал, а не делаем – то омертвеваем.
– Жизнь по-всякому направляет людей.
– А когда люди сами направляют жизнь? Когда возникает сожаление, как прошла жизнь, оглядываешься и думаешь, а если бы?.. И вот возникает идея попробовать и то и это, если, конечно, есть внутренний энергетический ресурс?
– У женщин вообще после 40 лет начинается творческий подъем. До этого момента женщина занята плотно и на производстве, и дома, детей растит. Ей много чего надо успевать. Потом дети вырастают, у женщины освобождается время. И она начинает творить в той области, которой у неё есть желание. Эмоциональные силы должны быть. Меня несколько лет назад прям распирало –хотелось овладеть и вокалом, и гитарой – начинала всем и сразу заниматься.
Но живопись победила в душе Ольги Ивановны. Мимоходом переговорили с ее преподавателем, Георгием Калитовым: «Я ей сразу сказал – ты человек взрослый. Тебе выставляться надо. А новые темы придут в процессе». Так что ждем новых выставок.