Виктор Иванов: «…но в душе я русский офицер!»
Все новости
ГРАММОФОН
12 Ноября 2023, 15:24

Звуковые вибрации на все случаи жизни

Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 2.2 от Сбера
Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 2.2 от Сбера

Суровый закон Матери-Природы основан на постоянной эволюции, конкуренции и выживании. А это значит – жить будет сильное и здоровое, а хилое и больное обречено на гибель. Древнему человеку с самого рождения инстинкт безошибочно это подсказывал. Homo sapiens, будучи интеллектуальным существом, сообразил, что, родившись хилым и больным, можно, если целенаправленно работать над собой, стать сильным и здоровым.

Именно поэтому он обожествлял силы природы.

А звуки природы, их возможности и воздействие на оздоровление организма и доселе остаются неразгаданной загадкой.
Восточные мудрецы называли человеческий голос самым идеальным, божественным, волшебным, музыкальным инструментом. И это воистину так, ибо воздействие голоса на окружающую жизнь огромно.
Голос – это целый пласт культуры, искусства, науки и, наконец, Слова Божьего. Еще в дохристианские эпохи – в доисторическое время и античность – существовало искусство воздействия на людей, животных и даже растения с помощью звуков – шаманизм, который впоследствии перерос в фольклор, затем в джаз, далее – в современное ассимилированное музыкальное искусство, так называемое New Age, способное наглядно показать взаимосвязь звука, цвета, телесного движения и исцеляющего эффекта.
А в процессе звуковой ассимиляции (в условиях всеобщей глобализации этот процесс иным быть и не может) актуальным стал вопрос о возрождении древнейших, редких народных (этнических) музыкальных инструментов.
По некоторым предположениям современных искусствоведов, первым музыкальным инструментом была простая щепа, которую певец прикладывал к губам, к зубам, которая, совершая разные колебания под воздействием дыхания и активной работы голосовых связок человека, служила отличным аккомпанирующим средством к пению.
В условиях современной звукозаписывающей и звуковоспроизводящей техники вышеприведенный прием музицирования может прозвучать как целый оркестр.
Певец мог прикладывать к губам (точнее – вставлять себе в ротовую полость) также и лук – охотничий или боевой.
Так вот, древний человек сумел соединить простое музицирование с окружающей его жизнью, а именно такое искусство всегда востребовано народом.
Далее, когда на смену язычеству пришли пророки Будда, Моисей, Иисус и Магомет, провозгласившие Единого Бога, музыка стала неотъемлемой частью ритуалов. Даже в исламе, не особенно поощрявшем светские развлечения, и то в чтении сур из Корана использовалось искусство горлового пения!
Вставал вопрос о создании более совершенных музыкальных инструментов с более богатыми тембровыми окрасками. Немецкие мастера – Шайблер и Буш – из простого металлического варгана сделали сначала ауру, затем – губную гармошку. Потом пошла меховая гармошка, от которой произошли аккордеон, баян, фисгармония, орган.
При таком “эволюционном” развитии появлялся серьезный минус – утрачивалась взаимосвязь музицирования с оздоровительным дыханием.
А прогресс шел дальше. Шарманки, механические музыкальные шкатулки, оркестрониумы, фонографы, граммофоны, патефоны, электрофоны, магнитофоны и, наконец, CD и MD-плееры. Все эти достижения науки и техники в какой-то степени уводили людей от истинного предназначения музыки в повседневной жизни, а именно – от оздоровления и душевной гармонии, которые можно получить в процессе изучения музыки телодвижениями, дыханием и нутряным музицированием.
Нутряное музицирование изначально жило в народе и было почитаемо в тех местах скопления людей, где не было никаких музыкальных инструментов, а музицировать хотелось...
Музыкальный слух, поставленное дыхание, активная работа голосовых связок, подщелкивающие в такт пальцы рук и народная фантазия породили целый пласт видов искусства нутряного музицирования: “зубарики-зубари” (игра пальцами на зубах); “богородичен на швычках” (пение соло с нащелкиванием ритма пальцами); “белендрясы” (игра пальцами на губах), “баззинг” (жужжание губами); мелодический свист (вследствие ряда предрассудков, “популярных” в народе, к нему относятся с опаской); горловое пение (имеется около 10 разновидностей у аборигенов как российского, так и канадского Севера); пение в нос (которое похоже – по тембру – на засурдиненную трубу); пение в полураскрытые губы (похоже по тембру на звучание тромбона).
И, наконец, имитация звуков природы.
Древний человек производил собственным дыханием вибрации внутри полого стебля тростника, где предварительно были проделаны по бокам отверстия, внутри вылепленного из глины сосуда, внутри ветки с выжженной сердцевиной и с боковыми дырочками; приводил в звучание собственным дыханием прикладываемые к губам древесный листок, щепочку, железную пластину – или, набрав в рот воды, полоскал горло, напевая при этом какую-нибудь любимую мелодию.
Впоследствии, когда на смену язычеству пришла вера в Единого Бога, с “усовершенствованием” музыкальных инструментов, подобные идеи в цивилизованном мире стали непопулярны, хотя в сельской местности и по сей день (и слава Богу!) сохранились народные обряды, сопровождаемые народными инструментами. Их в настоящее время срочно требуется возродить, поскольку в условиях “музыкальной академизации” многие из них мало-помалу исчезли из употребления.
В наши дни, в условиях усовершенствованной техники звукозаписи, способной уловить и записать малейший шорох или ультразвук, стала реальной возможность взглянуть на мир редких (так называемых “примитивных”) музыкальных инструментов иными глазами и услышать их “иными ушами”.
Кубыз – инструмент всеобъемлющий, ибо он занимает особое место в мире искусства. Будучи “сверхскромным” по внешности, он требует “сверхсложной” внутренней дыхательно-голососвязочной работы от исполнителя, поразительным образом ассимилируя в себе все тембры и звуки, существующие в мире флоры и фауны.
Бытуя у различных народов с различными названиями, буквально означающими или “зубной барабан”, или “губную трубу”, или вообще “отсутствие мысли”, он дает нам понять, что исполнителю, в общем-то, не так уж много требуется для того, чтобы немногочисленными приемами суметь создать интересный общевдохновляющий звуковой образ.
Или, проще говоря, “сварганить”, поскольку русское название этого инструмента – “варган”.
А “сварганить” музыкальный образ можно не только с помощью варгана или так называемых “варгов” (как в старину назывались губы), но и с помощью разных предметов, которые, на первый взгляд, не имеют ничего общего с миром музыки...
Однако на всем этом невозможно поставить точку. А только многоточие, ибо процессы певческих поисков еще принесут новые и новые открытия.
Автор:Илья МЕТЛИН
Читайте нас: