Десять стихотворений месяца. Ноябрь 2024 г.
Все новости
ГРАММОФОН
16 Апреля 2023, 14:10

Существует ли Уфа – рок-сити?

Каждый живет в том, из чего он состоит, а состоит человек из того, чем он интересуется. И в моей реальности довольно много места занимала рок-музыка и рок-окружение.

Это, некоторым образом, продолжается и по сей день различными способами. Например, таким, творческим:

«Меня посетил дух Моррисона. Почему и зачем – я написала стихи про него «Это поэзия, детка». А теперь впервые с зимы 95-го смотрю в эти открытые двери. В общем-то, они никогда для меня не закрывались, как выяснилось»
«В комнате, где сто дверей держит вместе что людей?...»
Или таким, аналитическим:
«Гуд бай, Америка, мне стали малы твои потертые джинсы»
Поняла эту строчку из любимой песни, когда прочла Тима Керби: «Кто-то говорит, особенно либералы, что там «все для людей» – это значит, что все удобно, настолько удобно, чтобы жить всю жизнь как ребенок, для них это хорошо, а мне противно.»
Эта песня о взрослении, а вовсе не об утрате мечты. Такое «гудбай, ясли, мне стали малы твои стульчики и слюнявчики, и надувной бассейн с шариками, где я не была никогда» – могла бы спеть моя дочь, которая не ходила в ясли, а сразу в 5 лет пошла в детский сад. В надувном бассейне с шариками, который был виден в открытую дверь младшей группы, дочь весьма мечтала полазить. Но в старшей группе оного уже не было.
Интервью было невкусное, такое избитое – ощущение «новояза» Хаксли. Может журналист, который с ним разговаривал, так адски сузил канву разговора. Только по последним строчкам я поняла, что у этого человека есть или были «крылья, которые нравятся мне».
Или совершенно прямым непосредственным посещением выступлений и живым общением.
Разговоры о судьбе уфимского рока
После концерта группы «Пупсы» у меня возникли некие вопросы насчет уфимского рока.
Илья Казаков мне сказал, что был опрос на портале, чтобы выяснить количество рок-групп в городе. Критерий, предъявляемый к группам, – минимум два человека и три самостоятельных произведения в проф. записи.
Итого: зарегистрировалось 600 групп.
Вопрос: где я могу хотя бы новенькие из них послушать вживую?
Ответ – нигде. Ну, то есть площадок в городе, где могут выступать команды не первого десятка – нет.
Те, примерно 5 площадок, которые есть, типа «Рокс», «48 чайников» – они не ротируют команды. Выступают там одни и те же. И везде выступают одни и те же последние 15 лет.
Например, в 90-е годы на Талалихина в Москве был «R-клуб», где могла выступить практически любая команда из любого уголка страны. Нужна была кассета с демо и распространить-выкупить 30 флаеров на выступление группы, они ставили музыкантов в график где-то за месяц, за вечер у них выступало по 3–4 команды.
Я туда когда-то привезла выступать группу «Старый нектар» из Питера, вокалист у них был из Симферополя (Витя – привет!), сама лично договаривалась. В тот вечер, когда они выступали, были еще ребята из Оренбурга и из Таллина.
В конце разговор свелся к узкому кругу. Я, Рустик Нуриев, Илья Казаков и Зухра Буракаева.
Почему разговор свернул на музыку, не знаю. Короче, я (каким-то образом написала) прочла свой текст для «Лестницы в небо»:
Девушка купила лестницу.
Девушка хотела повеситься.
Девушка купила лестницу
И нашлись: потолки,
Которые срочно надо белить,
Небывалый урожай вишни
Жалко оставлять гнить.
Женщина среди деревьев
Ставит лестницу.
И поднимается.
Ведро за ведром.
14 ведер вишни
– когда будет вершина.
Когда будет вершина дерева
Даже с лестницы не соберешь...
А она на последней ступеньке,
Опирается только на небо.
Да, всю жизнь на последней, на крайней,
И личное небо ты держишь руками
Не продать эту лестницу,
Не отдать, не забыть,
Не оставить на память, не потерять.
Эта лестница в небо твоя тень
И беззвездной полночью
И в дождливый день.
По поводу «Лестницы» Рустик сказал: «Вот пример того, как хороший гитарный пассаж украшает композицию».
Для тех, кто не знает, Рустик Нуриев – обычный гений, музыкант, работает в симфоническом оркестре.
А Илья, как человек, долго работавший в музыкальном магазине, рассказал байку:
«В нашем уфимском магазине над инструментами плакатик висел, было написано: "Большая просьба: "Лестницу в небо" Led Zeppelin не играть!" Приезжаю я в Москву, захожу в их музторг, а там тоже плакатик: "Большая просьба: а дальше среди списка - Люмен, "Сид и Ненси" не играть!"»
И тут мы выпили пива, помянули покойного Бреда из «Аннигиляторной пушки». «Любил он глазки девушкам строить, но не мылся – сказала очаровательная муза башкирского кино Зухра. – Ребята, даже если вы, рокеры, принимайте душ ежедневно! Это же невыносимо. Как-то Слава Задерий в Уфе завис на пару месяцев, ну и те, кто его видел в этот период, знают, до какого ужасного состояния себя человек может довести. Короче, мойтесь и проживете дольше, и женской любви будет больше»
А пока за уфимский рок.
Мир рока разнообразнее, чем мы привыкли
У нас самыми интересными в последние годы по звучанию являются этно-рокеры. Остальные как-то мало ищут неповторимое звучание. А на стыке двух гигантских музыкальных пластов оно само собой получается, у всех по-разному, у некоторых очень качественно.
Когда начинаешь писать, то хочется подкрепить чем-то написанное. И полезла искать записи фолк-рок-группы «Аргамак».
А я четыре раза была у них на выступлениях. И вживую они обалденно заводят. Предпоследний раз я их видела на «Ак торна» и сказала – лучше бы они одни весь концерт отыграли, чем этот полуживой попсо-кошмар из филармонии. А вот записи их впервые смотрю. Вживую, конечно, лучше.
Вот когда писала про местную уфимскую башкироязычную рок-команду «Буреляр», закопалась в поисках примера в творчество турецкого коллектива «Йоксек Садакат». Одна вещь мне весьма понравилась. Поняла, что существует не только западный и русский рок.
Если кто-нибудь из френдов поделится наводками на разноязычные команды, не обязательно тюркоязычные (их у меня в Уфе...), можно всякие финно-угорские: коми, удмуртский, марийский, мордовский будут приветствоваться, так как финский, венгерский и эстонский варианты рока легко находятся. И также прочие алтайско-тибетско-китайские рокеры привлекательные музыкально, наверняка существуют.
Привлекательные группы в Азии я нашла даже без содействия френдов – Вселенная слышит и отвечает, даже на концерт японской пост-роковой группы «December» сходила – однажды они посетили Уфу. Рок-мир безграничен, а благодаря Интернету и доступен. Сижу, слушаю корейскую группу «boohwall». Вчера закончила смотреть четырехсерийный фильм про эту группу и историю ее лидера. Фильм называется «Рок. Рок. Рок», он низкобюджетный, но игра актеров и музыка просто великолепны, потому что такая искренность, такая чистота, такая эмоциональная прозрачность…
Как бы я хотела увидеть такой фильм про Кормильцева или Федю Чистякова.
Но если наши возьмутся снимать, то наснимают фальшивого говна, уже сняли суррогат про Есенина и Высоцкого. Что же произошло с нашим кино, почему оно утратило ту прозрачность и искренность, которые имело? Ну, какую я чистоту и прозрачность вспоминаю у нашего кино про рок? «Ассу» или «Иглу». Вот и все – два фильма, в стиле лубка оба. И никаких размышлений о том, что рок – это личное высказывание, самоотдача, иногда до фатального саморазрушение, но не обязательно. В общем, русский умный рок эпохи «Наутилуса Помпилиуса» дает открытие и откровение о жизни. Люди в искусстве ищут наслаждения, а рокеры ищут лекарство для своей души. Это спорная фраза. Но пока не нахожу никого, кто устроил бы меня анализом происходящего с эпохой больше, чем искренние тексты рок-баллад:
Я наблюдаю драматургию
В своей не очень-то логической нише.
Я точно знаю, что значит другие,
И никого не люблю, кроме Ницше.
Не обхожусь во снах без пророчеств,
А явь – что хочешь, то и найдешь в ней.
Константин Арбенин, «Никого кроме Ницше», группа «Зимовье зверей»
Читайте нас: