Можно смело потирать ручки – ведь мы добрались до самого вкусного и эстетичного жанра в музыке. Когда-то это была революционная музыка, сейчас этим наслаждается довольно узкий круг людей – те, кто ценит вкус жизни, импровизацию, сильный вокал, всевозможные переливы музыкальных инструментов. Про джаз можно сказать много, но лучше объяснить его природу, нащупать стартовую точку его возникновения и после этого, возможно, полюбить джаз еще больше.
Джаз – это даже не музыка, это – явление. Будучи на заре становления довольно популярным, он постепенно переходит в статус музыки из высшего света – в сферу высокого искусства. Сейчас невозможно представить джазовый фестиваль или концерт без сопутствующего флера, а само прослушивание джазовых композиций словно поднимает до уровня аристократа.
И это не пустые слова. Согласно исследованиям доктора Роберта Заторре из Монреальского неврологического института, занимающегося влиянием аудиоинформации на мозг, джаз является одним из самых сложных для восприятия видов музыки, требующим от мозга сложной и напряженной работы. А уж для исполнителей джаза, по его мнению, эта задача еще сложнее. После таких слов неудивительно, что сериальный герой Доктор Хаус обожал джаз – ведь это музыка интеллекта.
История возникновения джаза схожа с историей блюза. Точнее, они пришли из одного источника. Если блюз служил некой «жилеткой», куда можно поплакаться о тяжелой судьбе, то джаз возникал как средство коммуникации. Поистине, музыка – универсальный язык.
Истоки джаза
Как это было и с блюзом, первой «ласточкой» для возникновения нового жанра является завоз рабов из стран Африки на территорию Нового Света. Привезенные рабы не были из одного рода, и для того чтобы хоть как-то общаться друг с другом, они использовали музыку. Для африканских народов она имела всего лишь прикладной характер: сопровождала работу, религиозные обряды.
Большое значение имел ритм, музыка рабов не была четко структурированной, обладала определенной исполнительской свободой и, скорее, выражала эмоциональное состояние человека. Но это была только основа; сложная африканская структура, ритм и европейская гармония постепенно и рождают тот самый джаз.
Новый Орлеан – родина джаза
Можно совершить небольшое путешествие и перенестись в город Новый Орлеан (США, штат Луизиана), который считают родиной джаза. Ведь именно здесь постепенно сформировался джаз в традиционном его понимании.
Путь джаза начинается с момента открытия Сторивилла, района красных фонарей Нового Орлеана, прославившегося своими увеселительными заведениями. Желавших повеселиться и развлечься здесь ждала масса соблазнительных возможностей, которые предлагали танцплощадки, кабаре, варьете, цирк, бары и закусочные.
И везде в этих заведениях звучала музыка и могли найти работу музыканты. Постепенно, с ростом числа музыкантов, профессионально работающих в увеселительных заведениях Сторивилла, сократилось количество маршевых и уличных духовых оркестров, а вместо них возникли так называемые сторивилльские ансамбли. Эти составы, называвшиеся часто «комбо-оркестрами» и стали основоположниками стиля классического новоорлеанского джаза. В 1910–1917 годы ночные клубы Сторивилла стали идеальной окружающей средой для джаза.
После закрытия Сторивилла джаз из регионального фольклорного жанра начинает превращаться в общенациональное музыкальное направление, распространяясь на северные и северо-восточные провинции США. Наряду с Новым Орлеаном, в развитии джаза большое значение с самого начала играли Сент-Луис, Канзас-Сити и Мемфис.
Еще с конца XIX века стали популярными речные поездки из Нового Орлеана в Сент-Пол сначала на уикэнд, а впоследствии и на целую неделю. С 1900 года на этих прогулочных пароходах начинают выступать новоорлеанские оркестры, музыка которых становится наиболее привлекательным развлечением для пассажиров во время речных туров. Таким образом, о джазе узнает большое количество людей, и он постепенно выходит за пределы Нового Орлеана.
Постепенно возникают все новые и новые центры, для каждого из которых характерен свой стиль исполнения. Главным центром развития джазовой музыки к началу 1920-х становится Чикаго, в котором усилиями многих музыкантов, собравшихся из разных концов США, создается стиль, получивший прозвище чикагский джаз.
В эпоху Великой депрессии и сухого закона, джазовая сцена Канзас-Сити превратилась в своеобразную Мекку новомодных звуков конца 1920-х и 1930-х годов. Для стиля, процветавшего в Канзас-Сити, характерны проникновенные пьесы с блюзовой окраской, исполнявшиеся как биг-бендами, так и маленькими свинговыми ансамблями, демонстрировавшими очень энергичные соло.
Исполнители, захваченные движением кул-джаза в 1950-е годы много работали в студиях звукозаписи Лос-Анджелеса. Базировавшиеся в Лос-Анджелесе исполнители развивали то, что теперь известно как «West Coast Jazz», или джаз Западного побережья.
Дальнейшая судьба джаза витиевата и представлена в большей степени различными исполнителями и оркестрами, каждый из которых делал свой джаз. Это и Луи Армстронг, Майлз Дэвис, Гленн Миллер и многие другие. На перечисление всех видных джазовых исполнителей, стоящих на основе жанра, может уйти целая полоса газеты, и даже этого будет недостаточно, чтобы перечислить всех. Но так джаз дошел до наших времен, сохранив свою структуру, но постепенно мутируя от исполнителя к исполнителю, благодаря своей силе импровизации.
Джаз в СССР
Отношение советских властей к джазу на протяжении почти всей истории СССР было отрицательным. Воспринятый сначала как музыка угнетенного и эксплуатируемого чернокожего населения США джаз был допущен в СССР в начале 1920-х годов, однако уже к концу десятилетия джаз стал восприниматься властями как проявление буржуазной культуры и подвергаться резкой критике, а затем и запрету.
Западная джазовая музыка была в СССР почти полностью запрещена и недоступна. Иностранные джазовые альбомы можно было купить лишь нелегально. Отечественных джаз-исполнителей, как правило, не запрещали, но их возможности по доступу к аудитории резко ограничивали.
Джаз зародился в СССР в 1920-е годы одновременно с ее расцветом в США. Первый джаз-оркестр в Советской России был создан в Москве в 1922 году поэтом, переводчиком, танцором, театральным деятелем Валентином Парнахом и носил название «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха». Днем рождения отечественного джаза традиционно считается 1 октября 1922 года, когда состоялся первый концерт этого коллектива. Слово «джаз» приобрело в СССР широкую известность в 1930-е годы благодаря использованию его ленинградским ансамблем под руководством актера и певца Леонида Утёсова и трубача Я.Б. Скоморовского.
Заметный вклад в развитие советского джаза внес Эдди Рознер – композитор, музыкант и руководитель оркестров. В конце 1940-х годов джаз практически полностью перешел в подполье, музыканты подверглись гонениям. Советские власти рассматривали джаз не только как идеологически чуждое музыкальное направление, но и как форму «разлагающего влияния» на советских людей со стороны западных правительств.
С наступлением «оттепели» в 1950-е и 1960-е годы в Москве возобновили свою деятельность оркестры Эдди Рознера и Олега Лундстрема, появились новые составы. Биг-бэнды воспитали целую плеяду талантливых аранжировщиков и солистов-импровизаторов, чье творчество вывело советский джаз на качественно новый уровень и приблизило к мировым образцам.
Джаз с национальным колоритом
Если пойти по улице 50 лет СССР и дойти до дома под номером 8, можно обнаружить Уфимский джаз-клуб – единственное в столице место, где каждый день можно услышать настоящий джаз. Можно в живую испытать на себе эти чудные звуковые вибрации в этом замечательном клубе. Но, как и подобает культурному явлению, джазу нужно было проделать столь не близкий путь до слушателей города Уфы, да и всего Башкортостана.
В Башкортостане интерес к джазу проявился в начале 40-х гг. XX века, этому способствовала концертно-гастрольная деятельность эстрадно-джазовых коллективов страны и музыкантов, осевших в республике в конце 40‑х гг. в период массовой реэмиграции российских граждан из Китая. Дальнейшее развитие джазового искусства связано с творчеством больших оркестров и малых ансамблей, работающих при кинотеатрах, ресторанах, учреждениях культуры и образования, на танцевальных площадках.
Со второй половины 60-х гг. джаз в республике постепенно теряет популярность, сосредоточиваясь в основном в творчестве ресторанных ансамблей, а также ряда коллективов (биг-бэнды УНИ под рук. Л. Роскина и УАИ под рук. Г.Ж. Жебарова, джаз-оркестр ДК им. С. Юлаева под рук. Н.А. Утяшева). Высоким профессионализмом в области джазового исполнительства в конце 60-х – начале 70-х гг. отличались ансамбли при ресторанах гостиниц «Агидель», «Башкирия», «Россия», «Турист», в составе которых играли Ю.Н. Гаврилов, В.Н. Камнев, М.Х. Юлдыбаев и другие.
Широкой популярностью в республике пользовались биг-бэнд Стерлитамакского станкостроительного завода, «Бирский диксиленд». Ведущие джазовые коллективы 80-х – начала 90-х гг. – «Дустар», «Орлан», «Транс-Атлантик», трио «Уфа», ансамбль саксофонистов Уфимского училища искусств, ансамбли под управлением Бузника, Р.А. Хусаинова. Этот период оказался наиболее плодотворным для башкирского джаза: расширился спектр разрабатываемых стилей (от диксиленда до авангарда), исполнительский состав (от солистов до биг-бэнда). Интересные результаты в создании самобытного стиля на материале башкирского фольклора были достигнуты ансамблями «Дустар» и «Орлан».
Джаз – универсальный язык, и это вполне понятно: джазовые музыканты звуками своих инструментов имитировали вокал и даже человеческую речь. Неудивительно, что джаз популярен во всех частях света, оставаясь при этом неким элитарным жанром. Благодаря различным фестивалям и не только, интерес к джазу не только не утихает, но и продолжает свое шествие по миру.