В клубе уфимских литераторов
Все новости
ГРАММОФОН
26 Марта 2021, 13:40

Свердловский рок-клуб: и после 35-ти есть жизнь!

А ведь круглая дата в этом году у Свердловского рок-клуба – ровно тридцать пять лет. Официальный День Рождения 15 марта 1986 года. Хронос-время со своими шестерёнками, пружинками, вечно бегущими бог знает куда стрелками, сигает иногда вверх, или куда-то на несколько шагов вперёд, и голова начинает кружиться от невообразимых скачков в будущее. Вроде недавно восхищались новорожденными рокерами из Свердловска, а тут бац – уже тридцать пять лет.

Фото Алексея Густова г. Екатеринбург
Фото Алексея Густова г. Екатеринбург
И, к сожалению, удручает один момент: творческий клуб уральских рок-мастеров на сегодняшний день скорее мёртв, чем жив. Конечно, кое-как он дышит через трубочку и при помощи кислородной подушки, и прочих технических ухищрений… фигурально выражаясь, но кто теперь помнит о его существовании? Где его оглушительный рык? Где тот нордический и одновременно драйвовый надрыв? Одна бледная жалкая тень и осталась. И общеизвестный факт у его фанатов – якобы свердловский рок-клуб просуществовал всего лишь пять-шесть лет, однако наследил в рок-музыке он предостаточно. Не зря город Свердловск считается третьей столицей русского рока, и свой статус он, по сути, ещё не потерял. Но где же, где звёздные исполнители уральского рока сейчас, сегодня?
Хотя, что говорить, если бы только Свердловский клуб, так ведь сам рок… русский рок перестал бередить умы, человеческие души. Бунт иссяк. Напор истощился. Один скелет с дряблыми костями и остался. Уступил он и без всякого боя пальму первенства рэпу, хип-хопу, и, конечно же, попсе. Последняя группа, вошедшая в состав Свердловского рок-клуба, была «Смысловые галлюцинации», но сие произошло жуть как давно.

И что важно знать: рождение, всходы свердловского рока всё-таки появились немного раньше. Сорок лет назад, 6 июня 1981 года, когда состоялся первый на Урале рок-фестиваль на приз Свердловского архитектурного института. В некотором роде тихий плевок, но вполне значимый, в сторону комсомольских ВИА с их песнями-пустышками. Вперёд вырывалось нечто новое, с более выразительным слогом и, само собой, безбашенным творческим беспределом. Но довольно-таки милым беспределом. Блистали на фестивале тогда монстрозубые группы «Перекрёсток» Александра Костарёва, «Змей Горыныч бэнд» Алексея Гараня. Но более эффектно и вызывающе выступили новички, о которых тогда мало кто знал. Сидящих зрителей в зале впечатлил разудалой бит от пышминского «Р-Клуба» с харизматичным фронтменом по имени Егор. Выдал так выдал. Железный концептуальный прогрессив продемонстрировала группа «Трек», в голосовом исполнении – воительница-амазонка Настя Полева, которая потом в дальнейшем будет известна просто как Настя. Хотя загадочный «Трек» по преимуществу играл хард-рок, к нему и тянулся. В «Треке» Полева пела своеобразным загробным голосом, не имеющим ничего общего с её будущей сольной карьерой, где сыпались звонко (с приятным льющимся голоском) хиты «Тацу», «Клипсо-Калипсо» или «Снежные волки», где явное проглядывало влияние Ильи Кормильцева и Вячеслава Бутусова. Они для неё собственно и писали тексты и музыку. И они также поддерживали и других исполнителей уральского рока подниматься по творческой лестнице. К примеру, помогли «Чайфу» с выпуском второго альбома. Некие «Чип и Дейл спешат на помощь»! Разве не замечательно?! Но группа «Трек» нечто другое. Это наш подлинный живой, подвижный рок во всеоружии: в броне и на броневике. К прочему, стихи этой группе писал Аркадий Застырец (он сочинял тексты к песням и таким группам как «Сонанс», «Трек», «Степ», «Встречное движение», «ОТК» и «Кабинет»), а его статьи-рецензии на зарубежные рок-группы публиковались в нашей газете «Истоки» в 2019 году… пока не перестало биться его сердце. Насте же стоит отдать должное: она сейчас на шестом десятке лет, а иногда выплёскивает свежие синглы, что ничуть не слабее её шедевральных песен. Но вернёмся к нашему фестивалю, про который стоит договорить…

На рок-празднике, рок-феерии достойно выступил и «Урфин Джюс», трио с Александром Пантыкиным. Он же основатель свердловской рок-школы. А ныне глава Союза композиторов Свердловской области. Автор балетов, мюзиклов, «лайт-опер» и музыки к семидесяти кинофильмам. И за его плечами около ста спектаклей, где звучала его музыка. Так как он не только революционер от рок-музыки, но и профессиональный композитор с академическим музыкальным образованием. Александр Пантыкин окончил 6-ю музыкальную школу по классу фортепиано. В двенадцать лет стал в Свердловске лауреатом конкурса пианистов, сыграв ля-минорный концерт Баланчивадзе со знаменитым струнным оркестром музыкальной школы-десятилетки. Тогда же начал писать музыку. Но как всегда бывает в юные годы, когда и ветры свистят своевольные в душе… рок-н-ролл стал для него что-то вроде заменителя сахара. И открыто он всегда заявлял, что молодёжная музыка, то есть рок в «Урфине Джюсе» скорее шаг назад, чем вперёд. Но ведь хотелось быть на передовой, на участке, где идут «кровопролитные бои», где есть место дерзости и хулиганству, и надо бы сказать своё увесистое слово.
Потом, после рок-фестиваля, выйдет исторический выпуск газеты… стенгазеты «Архитектор» (отдушина от советской серой действительности, «своя курилка») Свердловского архитектурного института. Затем состоялся жёсткий разбор на уровне Обкома ВЛКСМ, где примут резолюцию, что «никакого фестиваля не проводилось». Якобы кошар рока, кривое блеяние рока нам ни к чему! На собрании «надавали подзатыльников» музыкантам с их несоветской музыкой и стихами. В особенности старались критиковать, бить больно комсомольско-кэгэбешные инструкторы, на то у них и талант имеется. Но критика системных деятелей осталась на своём партийном уровне. А сами участники фестиваля и его счастливые зрители осознали одну истину: этим мероприятием они подняли уральский рок на высоченную вершину, откуда уже будет сложно его скинуть. Или как вспоминал один из свидетелей того яркого и мощного события, художник и дизайнер Александр Коротич:
«Фестиваль завершился. Мы с Дмитрием Федотовым, вконец обалдевшие от увиденного и услышанного, вывалились из душного зала в зелёный июньский вечер. Вокруг нас шагали озабоченные свердловчане с авоськами и портфелями, мамаши катили перед собой коляски с детьми. Собаки привычно метили фонарные столбы. Они все ещё не знали, что в этот день мир изменился и таким как раньше уже больше не будет никогда. Потому что в этот день закончился доисторический период. В этот день началась история рок-музыки на Урале.»
Капельку скажу о своём отношении к уральскому року. Что-нибудь вспомню! Что-нибудь да расскажу! Хотя в ту пору мы, слушатели, не очень-то разделяли, что вот это свердловский рок-клуб, а это ленинградский. Эти взаправдашние «пилорамщики», а те – гуру рок-галлюцинаций. Просто все своим шли «особенным» строевым шагом в сторону фиолетового заката, чтобы там же смачно проматериться и дёрнуть дерзко струны электрогитары. Первым зазвучал у меня «Наутилус Помпилиус» на обычной отечественной аудиокассете «Свема» с 60-ю минутами, что дала послушать одноклассница-подружка. Он мне показался далеко не рок-группой… ну, сдвиг в другую сторону стены, что ли, и где нет потолка. Но и не попса в привычном ее звучании. Да, синтезаторы дребезжали с фоном железных скрепок, кнопок, булавок. И текст – фантасмагория! … «Ален Делон не пьёт одеколон». Чуть холодный космос, что разместился в двух альбомах. И какая была досада, когда запись после нескольких раз прослушиваний начала противно скрипеть. Поначалу едва пробивался скрип… визг. И как бы терпимо, ладно, и слушать ещё можно. И казалось, что так и останется. Но нет. Ещё пара прогонов в деке магнитофона «Агидель» и всё – вырывающаяся из колонки какофония раздирала черепную коробку на части. Невозможно слушать, ну никак. Кассетка уже просилась на помойку. Жалко «Наутилус Помпилиус» с Вячеславом Бутусовым – так и не насытился его музыкой. На какие только ухищрения не пришлось идти, чтобы на время приглушить скрипы: и войлочную подушечку вытаскивал из кассеты, и чем-то смачивал крутящийся ролик в деке. Но бесполезно, после одного «пробега» – и опять невыносимый ад звуков. Единственное средство от этой беды для всех меломанов являлось только одно – покупка чистых импортных аудиокассет Sony, TDK, BASF. Продавались ещё от MAXELL, но кассеты из первой партии всё-таки тоже скрипели страшно. Но так или иначе, «Наутилус Помпилиус» перешёл на импортную кассетку, при помощи второго соседского однокассетного магнитофона. И вот оно – счастье! В начале девяностых же валом в родном Отечестве пошли и двухкассетные дешёвые магнитофоны, что существенно упростили задачу с записями.

И на концерте «Наутилуса Помпилиуса» в нашем городе удалось побывать как-то. В ДК «Юбилейный», что сейчас Дворец Молодёжи. И шёл же год… в общем, во второй половине девяностых. К тому времени вышел у них «Яблокитай», один из последних альбомов. И гремел тогда по всей стране фильм «Брат» Алексея Балабанова, где звучали саундтреки этой группы. Концерт планировался соответственно с программой нового альбома, однако… парадокс непонятных обстоятельств… выпили некоторые… состоялся типичный акустический концерт. Два венских стула на сцене и два исполнителя. И пели старые популярные песни. Это чуточку подмочило настроение, разочарование к горлу подступило, но, после пары спетых Вячеславом Бутусовым песен, все «морщинки» вконец разгладились. Кайф всё-таки случился, несмотря на скудность мероприятия.

Но вернёмся к нашему юбиляру! То есть к рок-клубу. В 1987 году случился их бешенный триумф, взлёт к небывалым вершинам на московском фестивале «Рок-панорама-87», что прошёл на Малой спортивной арене в Лужниках, где как-раз выстрелила группа «Наутилус Помпилиус». Им вручили премию Ленинского Комсомола, кстати, от которой они отказались. Тогда и заговорили на всю страну о свердловском рок-движении. Замелькали редкие записи менее знаменитых групп «Каталог», «Водопад имени Вахтанга Кикабидзе», «Инсаров», «Отражение». Или, к примеру, «Ассоциация», группа с очень длинным названием в истории всего русского рока. То есть полностью она звучит так: «Ассоциация содействия возвращению заблудшей молодежи на стезю добродетели». Эту заумную фразу они подглядели у Герберта Уэллса. Некий сайд-проект, где опять не обошлось без участников «Наутилуса». «Апрельский марш» – ещё одна группа, пожелавшая играть главным образом прог-рок и новую волну. Однако в музыкальной карьере им не больно-то везло. Первый магнитоальбом вышел комом, и распространять его они не решились. На первом фестивале СРК они с треском провалились, разве что тухлыми яйцами не закидали зрители. В начале 1990-х годов они наконец добились должного успеха, выступив на первом «Максидроме» в Москве, а их томный хит «Сержант Бертран» попал в радиоротацию.

А кто не знает «Агату Кристи» и «Чайф»? Настоящие, натуральные короли свердловского рок-клуба наравне опять же с «Наутилусом Помпилиусом». Никогда не забыть видеоклип «Не спешите нас хоронить» группы «Чайф» с Владимиром Шахриным, что впервые показали в программе «Музобоз». Они же мелькали в телевизионном проекте «Программа А» на втором канале. А готический декаданс, чирикающая оперетта у «Агаты Кристи». Непривычно их исполнение даже для повидавшего всякого и слушающего всё подряд и скопом меломана. Уж они пронеслись ураганом шумно по стране. Однако они и сейчас в строю. «Агаты Кристи», конечно, нет в «живых», но братья Самойловы еще собирают публику на своих концертах по стране, как и группа «Чайф». И выходит, что свердловского рок-клуба официально как бы и нет, но что-то ещё пульсирует в его венах. Ведь живёхонек же… Есть и новые исполнители, которые продолжают чуток двигать уральский екатеринбургский рок, приняв эстафетную палочку. Но это уже другая история…
P.S. Не все знают, что буквально в последний год уходящего прошлого десятилетия в сети Интернета появилось много редчайших видеозаписей, и именно того самого свердловского рока, где есть даже те группы, о которых совсем забыли. И всё благодаря Александру Пантыкину (Урфин Джюс), который все эти годы хранил у себя музыкальный, уникальный, и не побоимся этого слова, выдающийся архив. А Дмитрий Карасюк, историограф уральского рока все плёночные записи привёл в надлежащий порядок, оцифровал и выложил в открытый доступ всемирной паутины. За что им, конечно, обоим огромное спасибо!
Присоединяйтесь к обсуждению статьи в наших группах:
Автор: Алексей Чугунов
Читайте нас