В том же 1992 году Sony выпустила систему персонального аудио MiniDisc и кинотеатральную систему SDDS, основанные на алгоритме сжатия ATRAC. Ко всему прочему, годы 90-е можно смело «обозвать» эпохой техно-музыки, что ворвалась в каждый дом, квартиру словно торнадо или смерч. Безумный, безостановочный ударный ритм «бумс-бумс» упорно мучил (кого-то ласкал) барабанные перепонки всякого, кто попадал в зону слышимости. Тогда «техно-музыка» имела свою неподдельную революционную магию – она звучала уже как-то по-другому в отличие от музыки, извлекаемой из синтезаторов, драм-машин с секвенсорами 70-80-ых годов.
Для начала хотелось бы чуть-чуть рассказать, как я сам «влетел» в буффонаду «техно», как впервые соприкоснулся с ним. Для затравки, если на то пошло. А дело было, кажется, в школе: шло концертное представление в актовом зале. Обычные-преобычные песенки славного советского времени исполнялись детьми подросткового возраста. Музыкальная школьная группа местного разлива, под руководством довольно-таки строгого учителя по пению, выдавала что-то такое… тоже обычное. Без эксцессов, без какого-либо прорыва и выноса мозга. Особенно слаженно и грамотно исполняли они стародавний шедевр «И уносит меня три белых коня» из кинофильма… хотя не сложно догадаться, из какого фильма. Они на любом своём выступлении, вне школы и в школе, обязательно пели эту вечно «повторяющуюся» песенку, вплоть до скрежета зубов. Уши зеленели, вяли, как только раздавались знакомые аккорды. А тут вдруг… Хоть убейте, не помню какой день, но «заиграло» у них нечто непривычное, нестандартное (как для них самих, наверное, и для нас школьников), где как раз в обязательном порядке выделывались в главной роли басы. Иностранная композиция, что-то из электромузыки. И с подтанцовками, с рэп-речитативом в соответствующем стиле. «Это техно!» – резюмировал приятель, сидящий рядом, в ответ я только кивнул. И «унесли меня три белых коня» – этот бешенный ритм с пластичной переливающейся мелодией. Тотальная аэродинамика и никакого кринжа, то есть отвращения.
Не сказать, что это я услышал впервые тогда. Нет! Нечто похожее мне попадалось само собой в группах «Kraftwerk» и «Depeche Mode», но здесь имелась другая новизна – какая-то чистая слаженность и главное, под неё действительно хотелось танцевать. И помню свою первую аудиокассету-сборничек, куда вошли все на тот момент знаменитые гуру техно-музыки, одна из них группа «Ace of Base», «The KLF», «Technetronic» и что-то ещё уникальное, что за давностью лет и не вспомнить. Хотя достаточно ворошить своё «старое», лучше коснёмся прошлого, что уже прописано золотыми буквами в энциклопедии электронной музыки. Итак, поехали! Полетели!
И на всякий случай забегу вперёд, подводя коротенький спич-итог: писать статью про техно-музыку девяностых годов дело неблагодарное, ибо там сам чёрт ногу сломит. Гора несметная стилей и направлений, и наверняка что-то пропустишь значимое. А исполнителей и групп чудовищно многовато взбиралось на сцену, что вспыхивали фейерверком, зажигательной ракетой – возгорались и с одним альбомчиком, и тут же угасали, а на их место приходили другие – с новой сногсшибательной идеей и звучанием. И творилось тогда всякое: ренессанс электро, приход второй волны Детройт-техно, евро-дэнс, хаос-музыка, младая поросль превращалась в тинэйджеров, расширялись границы танцевальных движений, клубов, какие-то сообщества танца брали обязательства не пить и не курить, а только танцевать и прочее. Увлекателен тот этап, но иногда придётся нырять обратно в годы 80-е, так как «ноги» всё-таки растут именно оттуда. В общем, опять поехали! Вновь полетели!
Техно (англ. Techno) – жанр электронной танцевальной музыки, что образовался в США, городе Детройт, штат Мичиган во второй половине 80-х годов. Одно из первых документальных упоминаний о техно, как о жанре электронной музыки датируется 1988 годом, если информация не совсем сбойная, ошибочная и интернет не врёт. Сейчас наличествует несколько подвидов техно-музыки, но Детройт считается фундаментом, на котором построено несколько поджанров этого направления. Детройт-техно, если его так назвать, образовалось в результате слияния афроамериканской музыки, такой как Чикагский хаус, фанк, электро и электрик-джаз с электронной музыкой таких исполнителей как Kraftwerk, Giorgio Moroder, Yellow Magic Orchestra. По такому срезу не помешало бы некоторым любителям музыки как таковой посмотреть занимательный сериал «Vinyl», где случайным образом вскользь упоминается, как и где начала звучать, прорываться электронная музыка, похожая на чикагский хаус. Один из первых продюсеров техно Juan Atkins утверждал, что произведения научной фантастики писателя Toffler, в частности, фраза "techno rebels" (техно повстанцы), вдохновила его на использование слова "техно" как описание музыкального стиля, в котором он работал. Считается, и в других источниках интернета, что именно «техно» изобрела так называемая его «Белвиллская троица» – с «инициатором» Хуаном Аткинсом (англ. Juan Atkins), и также «новатором» Дерриком Мэй (англ. Derrick May) и «двигателем» Кевином Сандерсон (англ. Kevin Saunderson). В середине 1980-х годов трое этих чернокожих друзей по колледжу из пригорода Детройта Белвилл, как они сами говорят, пытались сотворить немецкую электронику в духе Tangerine Dream и Kraftwerk, но более танцевальную и подвижную, пригодную для диджеев и клубов. Фактически же можно говорить о том, что техно возникло при слиянии таких жанров как синти-поп, электро и хаус. И сей любопытный факт не стоит пропускать. Получается отчасти, что техно роднит и с эстетикой афрофутуризма.
И в целом, что есть техно? С чем его едят? Это постоянное повторение безостановочного DJ сета. Основной ритм, как правило, играется в размере 4/4, с ударом бочки на каждую четверть, клэпом или малым барабаном на слабую долю и хай-хетом на каждую вторую восьмую. Темп варьируется от 120 до 150 ударов в минуту, в зависимости от подвида самого техно. Но эти технические сухие вкусности конечно вряд ли так увлекательны для обычного читателя, но для неисправимого фаната техно, пожалуй, будет самое то. Техно – музыка дорогой аппаратуры. Пустота, вакуум в этой музыке зачастую важнее всего прочего. Попробуйте выйти на улицу в пять часов утра и прогуляться до центра своего города. И слушайте, слушайте! Данная «не закомплексованная» пустота замерзшего города и есть техно. И, казалось бы, визги автомобилей, поездов, охи-вздохи дворников, шелест дождя – все это привычные звуки, но в контексте той самой «пустоты» обретают поистине колоссальный объем и значение, с выпяченными HD-текстурами в подсознании.
Тек-хаус (англ. Tech house) – стилистическое направление в электронной музыке, находящееся на стыке техно и хаус-музыки. Направление возникло в начале девяностых и, как и прогрессив-хаус, вышло из диджейских миксов. Такие английские диджеи как Mr. C, Эдди Ричардс (англ. Eddie Richards) и Тэрри Фрэнсис (англ. Terry Francis) в своих миксах соединяли традиционную структуру хаус-музыки с даб-версиями гаражных треков и жесткими вариациями на тему Детройт-техно.
Индастриал-техно (анг. Techno Industrial) – это прежде всего, холодная синтезаторная музыка. Синтезаторы здесь, как и в EBM, звучат гораздо тяжеловеснее, чем в синти-попе, вокал довольно брутальный, но чистый, без использования компьютерной обработки. Индастриал-техно – это, пожалуй, самый танцевальный стиль из тех, что находятся с ним по соседству. Но подобная музыка зачастую плохо звучит и годится лишь для безумных рейвов в подвалах. Это андеграунд в чистом виде. В этой музыке нет той концептуальности, что присуща классическому индастриалу: Throbbing Gristle, Einstürzende Neubauten. Это агрессивная и мрачная электроника, полностью сделанная на компьютере для одной цели – протестных и экстатических танцев. Ряд представителей этого подвида: Cubanate, Eisenfunk, Deception Cost, Komor Kommando, Senser.
Развитие экстравагантного этого жанра в США повлияло на появление техно-продюсеров в Европе. В 1991 году в Берлине открылся клуб Tresor, где игралась предпочтительно техно-музыка. Многие техно-музыканты переехали в Берлин из США, где они оказались более востребованы. К 1993 году, когда интерес к сей мелодике в Великобритании начал угасать, Берлин переняв эстафетную палочку, стал считаться неофициальной столицей, вершиной жанра в Европе. В то же время, диджеи Германии принялись экспериментировать, выдавая более интенсивную, напряжённую техно-музыку, с быстрыми темпами и тяжелым звучанием. Под влиянием эйсид-музыки техно начало превращаться значительными темпами в хардкор. DJ Tanith отмечал, что "В Берлине было много хардкора, харкдорные хиппи, хардкор-панк, и мы создали харкдор-хаус звучание." Эта стилистика заимствовала часть элементов из Датского gabber (поджанр техно-хардкора) и Бельгийского хардкора. На этот конкретный стиль сравнительно сильно повлияли Underground Resistance и музыка лейбла Ричи Хоутина (Richie Hawtin) Plus 8 Records. Жанр «утяжелённого техно» получил название Tekkno или Bretter. Его последователи: New Order, Depeche Mode, Kraftwerk, Heaven 17 и Front 242. А популярными на том момент являлись поп-варианты техно-саунда, как "Das Boot" (U96), "Anasthasia" (T99) и "James Brown is Dead" (L.A.Style), "Personal Jesus" (Depeche Mode), став международными хитами. Эх, девяностые годы, их начало бурлило основательно и непримиримо, борясь с остатками диско-музыки, что безвозвратно уходила в прошлое. Мерещилось и казалось, что техно и вечность дана, а музыкальное сообщество от страху перевернулось вверх дном, только пятки голые торчат. Фурор – он и есть фурор!