Полёт «Бурана»
Все новости
ГРАММОФОН
30 Января 2020, 20:10

«Сэмплированные головорезы» техно-рейва. Часть третья

И все-таки, кружась вокруг многогранных стилей и направлений в техно, следует пробежаться слегка, а может и не слегка по культовым группам, сделавшие в 90-е годы свою музыкальную революцию. Покрутиться возле тех, кто висел часто в топах чартов.

E-Type. Псевдоним E-Type взят по названию модели автомобиля Jaguar E-type, что характерно. В середине 1993 года Мартин Эрикссон выпустил свой первый сольный сингл «I’m Falling», не достигший должного коммерческого успеха. А необходимый так успех пришёл лишь год спустя, когда на него обратили внимание такие известные шведские продюсеры, как Денниз Поп, Макс Мартин и Amadin. Летом же 1994 года он вместе с Наной Хедин выпускает песню «Set The World On Fire», которая вдруг взлетела в шведских чартах (№ 1 в танцевальном чарте и № 2 в чарте продаж) и вскоре хит стал золотым. Следующий сингл «This Is The Way» достиг первого места в чарте продаж. В ноябре 1994 вышел дебютный альбом «Made In Sweden», достигший второго места в музыкальных чартах в Швеции. Ну, как-то так! Коротенько и ясно!
Евродэнс – это европейская танцевальная музыка 1992–1997 годов со специфическим звуком. "Евро" – потому что эта музыка обладала характерным звучанием именно для Европы (например, в Северной Америке такой звук не был популярен и никогда не "раскручивался") и потому что выпускалась на европейских студиях звукозаписи (в основном, в Германии, Швеции и Италии). В Европе помимо привычного термина евродэнс использовались "евроэнерджи" и "хай-энерджи", в Азии – "дэнс-поп", в России – "технодэнс" и "технорэп" или просто "техно", что и по сей день вносит некую неразбериху в ряды классификаторов танцевальной музыки.
Captain Hollywood. Германский евродэнс-проект, созданный и возглавляемый американским продюсером, вокалистом и танцором Тони Доусоном-Харрисоном. Харрисон, в своё время отслуживший в Армии США, взял себе псевдоним Captain Hollywood, так как он часто танцевал, даже будучи в военной униформе. Поучаствовав в коллективе Twenty 4 Seven, Харрисон приступает к работе над сольным проектом. Он представлял собой Харрисона (продюсирование, рэп), Нину Герхард (позднее – Петру Шпигаль, вокал), при поддержке команды DMP. Первый сингл Captain Hollywood Project «More and More» достиг вершины германского чарта и получил платиновый статус (500 000 проданных копий сингла), помимо прочего, он вошёл в Топ-5 Австрии, Бельгии, Голландии, Норвегии, Швеции и Швейцарии и в Топ-20 в США. Дебютный альбом Love Is Not Sex вошёл в Топ-10 Германии и Швейцарии. В поддержку альбома вышли ещё три сингла: «All I Want», «Only With You» и «Impossible», однако их успех был более скромным; лишь «Only With You» смог приблизиться к первому синглу, пройдя в Топ-5 в ряде стран и получив золотой статус на родине (250 000 копий). Настоящие американские горки: то вверх, то вниз. Успех же как льдина в холодильнике: положил в морозильник – подмёрзла, вытащил – растаяла, слезами заливается, хотя сравнение конечно тупое получилось. Ну, и ладно! Это же шоу-бизнес, где умничать как-то неприлично!


Snap! – один из самых успешных и восхитительных проектов в стиле евродэнс, выпустивший с 1990 по 1996 год три альбома (и практически в разных составах). Вокал в первом альбоме «World Power» принадлежит американскому рэперу Turbo B. и Пенни Форд, за исключением композиции "The Power", где все вокальные партии исполнила Изора Армстид, солистка группы «The Weather Girls». Композиция «The Power» стала одним из крупнейших мегахитов 1990 года, заняв 1-е место в Великобритании и Германии, 2-е место в США. Ну, американцы снобы по природе: придирчивы, циничны к любым проявлениям извне их страны. А сама вещица «The Power» способствовала популяризации стиля евродэнс за пределами ФРГ. Вскоре в группе появляется новая солистка Джекки Харрис, кузина Даррена Батлера. Гремят хиты «Oops Up» и «Mary Had A Little Boy», но через два года она покидает группу, и уступает место главной вокалистке Пенни Форд. В конце 1991 года в группу приходит ещё одна солистка Теа Остин, именно ей предложили участвовать в записи песни «Rhythm Is A Dancer». Также записывается песня «Colour Of Love». В марте 1992 года в продажу поступил второй альбом группы «The Madman’s Return». Максимальным успехом пользовался второй сингл из этой пластинки «Rhythm Is a Dancer», конечно 1-е место в Великобритании, Франции, Германии, 5-е место в США, иначе нельзя. Группа в контрасте с другими исполнителями евродэнса (большинство как сиамские близнецы) своими хитами всё же выделялась, демонстрируя неоднородное звучание. Иными словами, они редко использовали «заезженные» сэмплы, чаще выискивали что-то новое.



Скэтмэн Джон. Американский джазовый музыкант и поэт создал уникальный стиль музыки, совмещающий в себе скэт и евродэнс. Приобрёл же он широкую известность благодаря хиту 1994 года «Scatman (Ski Ba Bop Ba Dop Bop)». Поскольку с детства страдал заиканием, свой успех Скэтмен назвал «превращением своей самой большой проблемы в своё самое полезное качество». Миллионы его записей были проданы по всему миру. В 1996 году Скэтмэн стал лауреатом немецкой музыкальной премии ECHO в номинации «Сингл года». Обладатель премии ASHA за выдающиеся заслуги перед сообществом заикающихся. В 1999 году Джон Пол Ларкин был принят в Зал славы Национальной Ассоциации поддержки заикающихся.
Брейкбит (англ. breakbeat – ломаный ритм) – термин, объединяющий класс жанров электронной музыки на основе ударной партии с ломаным ритмом, или же непосредственно сами эти ударные партии. «Ломаность» ритма достигается за счёт смещения акцента сильных долей такта на слабые (синкопирование) или же за счёт одновременного сочетания двух и более независимых ритмов (полиритмия). Брейкбит может иметь как регулярную структуру, то есть с постоянным использованием одного и того же ритмического рисунка (брейка), так и нерегулярную, с сочетанием разных ритмических рисунков. Обычно брейки семплируются из старых записей фанка и диско или создаются на драм-машинах и на их компьютерных эмуляторах.




The Prodigy. Они смогли создать своё неповторимое, редкостное звучание-рычание, используя в музыке элементы всевозможных стилей, начиная от хардкор-техно, индастриала и брейкбита в начале 1990-х годов и заканчивая электро-роком с вокальными элементами панка в более позднее время. А релиз дебютного студийного альбома «Experience» состоялся 21 сентября 1992. Пластинка заняла всего лишь 12 место британского чарта, но удостоена золотого статуса в Польше и платинового статуса в Великобритании. Помимо прочего «Experience» благожелательно восприняли критики. 4 июля 1994 года выходит второй студийный альбом The Prodigy «Music for the Jilted Generation». Пластинка дебютировала сразу на первом месте Billboard 200 и в дальнейшем достигла двойного платинового статуса в Великобритании. Музыкальные критики встретили альбом восторженными отзывами, можно сказать, на ура. А саму группу номинировали на множество наград. 30 июня 1997 увидел свет третий студийный альбом The Prodigy «The Fat of the Land», который моментально оказался на вершине хит-парадов 22-х стран, получив высокие оценки музыкальных обозревателей, и на данный момент является самым продаваемым альбомом коллектива. Бесспорно, эта группа входит в статус «бессмертия», ибо она не застряла как многие другие в своём славном прошлом. The Prodigy и ныне на коне.
Yaki-Da! Группа, конечно, выстрелила только одним популярным альбомом, но она всё-таки запомнилась почему-то. Группа Yaki-Da образована в 1994 году. Название группы происходит от старинного валлийского тоста и означает «Будем здоровы!» Точно такое же название носит ночной клуб в Гётеборге. Поначалу владельцы клуба ничего не имели против музыкального коллектива с похожим названием, но позднее передумали. Так вышло, что название «Yaki-Da» могло быть использовано при выступлении группы только в Швеции, а за её пределами она вынуждена называться «Y-D». Дуэт собран продюсером «Ace of Base» Йонасом Берггреном. Берггрен полностью спродюсировал их первый альбом и написал всё сам, кроме двух песен. Их первый альбом, содержащий песни «Show Me Love» и «I Saw You Dancing», стал ужасно популярным не только в Европе, но и в Южной Корее, где разошёлся тиражом в 400 тысяч копий. Обалдеть! Их второй альбом «A Small Step For Love» не имел уже ошеломительного успеха, как первый. В результате в Европе выпустили довольно ограниченным тиражом. Тем не менее, выпущенные с альбома синглы «If Only The World» и «I Believe» имели успех в Южной Корее, как ни странно. После непродолжительной карьеры, в 2000 году «Yaki-Da» перестали существовать, исчезнув из мира музыки на долгие-долгие годы. В 2015 году, впервые за 15 лет после распада, группа неожиданно воссоединилась и выступила в Москве 12 декабря в рамках международного музыкального фестиваля «Легенды Ретро FM». Вот как-то так!
И таким макаром, само собой можно бесконечно писать некрохотными абзацами про каждую группу того «техно-компьютерного» десятилетия. Ещё хотелось бы вытащить на свет: E-rotic, ICE MC, Culture Beat, Maxx, MC Hammer, East 17, Haddaway, 2 brothers on the 4th floor, Army of Lovers, Captain Jack, Magic Affair, Masterboy и другую более многочисленную толпу исполнителей, но, боюсь, не хватит «бумаги». Это был полнейший «раздрай» того времени, клубы, дискотеки росли как грибы после дождя. Несмолкаемая долбёжка основательно сносила «крышу». Из-за огромного обилия техно, иногда казалось… а порой и чаще казалось, что их шедевры, музыкальные нетленки очень уж походили друг на друга, как две капли воды. Это уже начинало надоедать, раздражать и злить. Во второй половине девяностых уже хотелось свежего «музыкального» воздуха.
Вдобавок не знаю, надо или не надо?.. Но меня продирает и техническое любопытство: а на каких компьютерных программах писали тогда техно-музыку? Порывшись в нужном уголочке Интернета, нашёл вполне знакомые для меня проги (программы), которыми когда-то и я пользовался, и некоторые даже сейчас установлены. Одна из первых – это Cubase от Atari. А также Pro Tools, Cakewalk, Samplitude, Drum Loops. Часть из них уже появилась в конце девяностых. Верстать «техно» на многих компьютерных программах мог и человек без музыкального образования, без владения основ сольфеджио. А есть и такие программы типа eJay (ну очень лёгкие, детские), что можно и без музслуха мастрячить хиты. И всё благодаря удобной и интуитивной клеточной структуре. Возможно, и таковой музыки в те годы было значительно многовато, перебор, выше крыши.
Под занавес, который уже сам просится опуститься… Да, наболтал тут прилично. Так или иначе, нужно ещё пройтись, коротенько, опять по нашим мастерам этой чудной, «ногоподвижной» музыки. И у нас их наплодилось в те лихие годы немаловато. В ходу ещё были аудиокассеты, и пеклись как горячие блины компакт-диски, что беспрерывно шлёпали добрые дядьки-пираты. Рай для меломанов, трясунов-танцоров и для меня, разумеется. Что характерно, помимо известных групп, которые часто транслировались по телевизору, по рукам (в записях на ауди и компактах) «ходили» и неизвестные промо-группы, при этом в профессионализме (профессионализме?) не отставали от «звёздочек» популярных.

И вот список наших «золотопоющих» и играющих в стиле «техно» групп: «Руки вверх», «Отпетые мошенники», «Вирус», «Гости из будущего», и к тому же Лика Стар, DJ Цветкоff, DJ Грув, DJ Аллигатор, Дельфин, группа «Рок-острова», Алексей Вишня, Линда, Макс Фадеев, группа «Президент и Амазонка», Роман Рябцев из группы «Технология», Владимир Захаров, группа «Господин Дадуда», и, конечно, отдельно, Богдан Титомир с хай-энерджи. А, впрочем, уже достаточно. Какая-то часть певцов-певиц исполняла не чистый, скажем, евро-дэнс, а с некой ненавязаной примесью ушедшей постсоветской попсы. В девяностые годы также кучу, и немалую, выпускали ремиксов на свои старые известные хиты, в громоздкой техно-обработке. И даже те, кому техно мог встать поперёк горла, однако же не встал. К примеру, группы: «Машина времени», «Агата Кристи», «Би-2», «Сектор газа». А про «технарей» я и не говорю: ремиксы, как гвозди в пенопласт забивали.
Также существовала одна излюбленная фишка у техно-гуру, запиливать ремиксы по популярным советским фильмам. Да, однажды валил такой шлак. Один трек послушаешь для разнообразия, но после – кажется настоящей тошниловкой. И скверно, что в те годы, кроме удачной «Технологии», в стиле new wave более никто не обозначился так ярко. Хотя были, и ранее упомянутый «Биоконструктор», «Николай Коперник», «Центр», «Альянс», «Оберманекен», но они выходцы всё же из 80-х годов, где они более-менее известны для избранных слушателей. И интеллигентного техно, IDM у нас, к сожалению, не существовало, а хотелось бы. Больше сверкающая развлекаловка, пшики на сцене, экстравагантный эпатаж, что-то в духе «Господина Дадуды», «МС Вспышкина и Никифоровны». Как всегда на простоте развлекали народ.
Пожалуй, и хватит на этом! Существовало времечко, когда почти на каждом углу (на рынках, по большому счёту) целый день долбили высокие басы. Находясь на значительном расстоянии, можно не услышать ласкающие тонкие перетолки мелодии, вокал, что подобен голосу сирен, но вот басы… их везде (как вездесущие духи) не трудно услышать. И что же? Техно-рейв умер-не умер! Да здравствует техно-рейв!
Алексей ЧУГУНОВ
Читайте нас: