Все новости
ГРАММОФОН
8 Апреля 2020, 16:51

Русская армада, или О современной патриотической песне. Часть вторая

В шестидесятые и восьмидесятые о летчицах было выпущено много книг и снято несколько фильмов: самый известный из них – художественный фильм «В бой идут одни “старики”», где в основу любовной линии сюжета была положена реальная история лётчицы 46-го полка, Героя Советского Союза, Надежды Поповой и лётчика 821-го истребительного полка, Героя Советского Союза, Семёна Харламова.

Советское наследие кладезь идей, кладезь возможностей, но в сотый раз но – необходимо переосмысление на каждом текущем этапе реальности.
Музыка должна быть красивой – неважно, быстрая она или медленная, легкая или тяжелая, главное надо делать песни более мелодично и разнообразно. Те самые «синкопы и элементы аранжировки», из-за которых придирались к Тухманову, сделали когда-то «День Победы» близкой слушателям молодого возраста. С тех пор сменилось несколько поколений, изменилась техника, раскладки, звучание битов. А русская эстрада стагнировала так, что уши плачут и мозги вянут, если пытаться понять тексты. Конкурсы патриотической тематики калибруют произведения по жесточайшему и устаревшему шаблону «вкус старших». Продвигаются те сочинения, образная часть которых устоявшиеся и до дыр затертые штампы и клише. Побеждают компиляторы и эпигоны. А наставники убеждают изредка появляющихся искренних и свежих участников, что так писать неправильно. И накидывают на них вериги картонного карго-культа, но птица творческой удачи на муляж патриотической песни все не подманивается и не подманивается.
Музыкальный язык эпохи изменился. Самые лучшие песни русского рока – это баллады и «около баллады» – менталитет, знаете ли. А жюри жаждет гимнов и маршей, иногда траурных, слышала я как-то репетицию «Военного реквиема» Бриттена, одевать саван можно прямо в зале; в 1961 году композитору, который помнил авианалеты, наверное, иначе писать было невозможно. У нас тоже тогда был написан «Бухенвальдский набат». Свидетельство и обвинение – основные посылы этих произведений.
Но чем больше времени проходит, тем более легендарной и мифологической становится история Великой Отечественной войны. И вот, «Сабатон» сделали эпическую балладу, если судить по тексту Олега Абрамова. И так это хорошо легло на наше патриотическое сознание – мы восхищаемся этими людьми, мы помним их подвиг. Эпос в чистом виде. Эпос формируется спустя несколько поколений от легендарного события, когда непосредственные участники уже высказали все, что могли, и ушли в долину теней. Так и летчицы «ночные ведьмы» стали грозными берегинями, «их всегда лишь ждет победа», они уже не смуглянки-молдаванки в лесу прифронтовом, и даже не памятники над страной. Памятники можно снести и переплавить, что и происходит в когда-то братских странах, спасенных от фашизма. А дух вечен, пока жив народ. Они «ночные ведьмы», часть легенды нашей нации, часть силы предков, петелька героическо-генетического кода.
Еще немного отвлекусь в сторону патриотических текстов, поскольку последние два года я входила в жюри уфимского этапа всероссийского конкурса «Мцыри». Возраст участников до 27 лет, в этом году самой младшей участнице было 12 лет. Молодежь и подростки. Многие приезжают из районов с учителями. И судя по текстам, учителя там прикладывают направляющую длань, жестко помечая, что надо и как надо писать. Чтобы заслужить похвалу авторитетных старейшин, конформистски настроенная часть молодежи запихивает столько бездумных и бесчувственных «красот родного края, от которых сердце сжимает» в свои произведения, что даже понять, кто это написал – мальчик или девочка, старик или юноша – невозможно. Они же думают, что чем больше в тексте апробированных клише, тем он жирнее, вкуснее, сочнее. А в итоге получаются дешевые подделки и имитации, сплошной суррогат. Вы думаете, широкий читатель/слушатель/зритель поведется на картонную «еду»? Нет, публике подавай дикого «мяса» неподдельных эмоций – они хотят переживаний, драйва, катарсиса. А если нет свежих идей, то возможно переосмысление прежних установок, иногда это поворот на 360 градусов, то есть в конце человек возвращается на прежнюю позицию, но сам момент движения мысли по спирали уже динамика, а не стагнация в статичных рамках однажды навсегда данного постулата.
И пока уважаемые «гуру» – учителя, старейшины литературного и музыкального цехов, жюри и авторитетные лица пользуются неэффективной шкалой «какой должна быть патриотическая песня» – эта самая современная песня о нашей Великой Отечественной войне оказывается написана шведами. Без всяких конкурсов, грантов и лауреатств. Они просто вложили в песню «Night Witches» (ночные ведьмы) свои чувства через актуальные технические навыки в области музыки. И Олег Абрамов молодец, русский текст у него получился магический, как заклинание от всякого зла из серии «кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет».
Есть один момент: вот люди сейчас в преддверии празднования 75-летия Победы пишут, вещают, рисуют на эту тему и не совсем понимают – что есть такое патриотическое произведение. От себя могу сказать, что одна песня «Струна» Алисы Супруновой, столь любимая иностранными блогерами, для поднятия патриотизма в молодом поколении сделала больше, чем все развесёлое псевдофольклорное шоу Надежды Бабкиной. Для них патриотизм не кокошники и развевающиеся сарафаны, а смелость быть собой и открытость чувств там, где их заменяют обязательной клюквой-мишурой. Больший пиетет к тем вещам, на которые старшее поколение смотрит примитивно. Личностное отношение, а не отработанные трюковые связки. А это уже приводит нас к другим уникальным художественным решениям. И посему патриотическая песня 2020 года не может быть идентична песне 1975 года. Нас окружает другой мир. В наше время эклектики нет четких внешних критериев, нужно нести внутри искреннюю любовь. Мне хотелось бы, чтобы новые произведения современных авторов, и юных и взрослых, несли их индивидуальный отпечаток и выражали их субъективное мнение, думаю если они творцы, то их мировоззрение не перестанет существовать, если они откажутся от бэушных штампов и приемов. И пусть отдельные усталые старейшины говорят, что «сто золотых песен» уже написано и этого хватит. Но вспомните историю литературы: через сколько лет после Отечественной войны 1812 года был написан роман «Война и мир» Льва Толстого? Лев Николаевич начал его в 1863 году, а закончил через семь лет. Кстати, он называется роман-эпопея, и Лев Толстой не был участником и очевидцем описываемых событий. Если смотреть на лист, не увидишь дерево, если смотреть на дерево, не увидишь лес. Время, как и расстояние, изменяет масштаб восприятия. И Толстой задал такой огромный масштаб осмысления, что весь образованный мир до сих пор думает его словами о небе над Аустерлицем. Такую эмоцию писатель вместил в мысли героя. В годы работы над романом-эпопеей Толстой заявил, что «цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях».
Я плакала, когда освежала давно знаемые факты про женский авиаполк. Значит, до сих пор, с самого детства, эти образы для меня незакрытая рана – «девочки от 17 до 22, не брали с собой запасной парашют, а брали с собой ешё 20 килограмм бомб». Они ставили свободную от фашистского ига жизнь других людей выше своей любви к жизни. Для осмысления этого нужен новый Толстой.
Не мельчите «русскую армаду» на акции и раздаваемые ленточки (что, конечно, тоже нужно), они достойны эпоса! У зрителя и слушателя есть потребность в таких произведениях, достаточно почитать отзывы под роликом Sabaton – Night Witches (Cover by Radio Tapok), чтобы это стало очевидно.

ГАЛАРИНА ЕФРЕМОВА

Читайте нас: