«В марте 1975 года поэт Владимир Харитонов обратился к Давиду Тухманову с предложением создать песню, посвящённую Великой Отечественной войне. Страна готовилась к 30-летию Великой Победы, и в Союзе композиторов СССР был объявлен конкурс на лучшую песню о войне. Буквально за несколько дней до окончания конкурса Харитонов передал свои стихи соавтору. Тухманов очень быстро написал музыку, и песня успела прозвучать на последнем прослушивании конкурса. Её исполнила жена Тухманова, поэтесса и певица Татьяна Сашко.
Но никакого места песня «День Победы» не заняла. Прослушивание песни вызывало болезненно острую реакцию старших коллег Тухманова, против песни прозвучали резкие высказывания, о чём вскоре стало известно на Гостелерадио.
По воспоминаниям современников, причина была в музыке и её авторе. Если поэт Харитонов был фронтовиком, ветераном войны, песни на его стихи ещё в 1950-е годы писали увенчанные лаврами композиторы (Анатолий Новиков, Вано Мурадели и другие), то композитор Тухманов был молодым автором, известным в первую очередь по эстрадным шлягерам. В те времена музыкальную политику государства определяло руководство Союза композиторов – в основном это были пожилые люди (правда, тогдашний председатель правления Союза композиторов РСФСР Родион Щедрин, высказавшийся в том духе, что нельзя петь о Победе под такую музыку, 1932 года рождения, старше Тухманова всего лишь на восемь лет). Возраст в 30 с небольшим лет тогда считался «незрелым». По мнению руководства Союза композиторов, а также теле- и радионачальников, Тухманов не мог соответствовать статусу автора песни государственного масштаба. Хотя Тухманов уже создал хиты «Последняя электричка», «Эти глаза напротив», «Белый танец», «Песенка про сапожника», «Я люблю тебя, Россия», «Гуцулочка», «Мой адрес – Советский Союз», «Как прекрасен этот мир» и многие другие, у него ещё не было никаких званий и регалий, кроме премии Московского комсомола. И потому Давид, окончив Гнесинское училище, имея диплом профессионального композитора и написав три десятка популярных песен, только в 1973 году был принят в Союз композиторов.
Был и второй «минус» – в музыке песни «День Победы» были услышаны синкопы и элементы не то танго, не то фокстрота. Не устраивали и современные методы оркестровки (например, использование бас-гитары). В результате песню не пропускали в эфир – ни на радио, ни на телевидении.
Леонид Сметанников исполнил песню на съёмках передачи «Голубой огонёк» в канун 9 мая 1975 года. Это исполнение вызвало массу восторженных писем, но долго так и оставалось единственным исполнением в эфире. По утверждению музыкального журналиста Николая Фандеева, первым телеэфиром песни стало исполнение ВИА «Лейся, песня».
Лишь в ноябре 1975 года на концерте, посвящённом Дню милиции, Лев Лещенко исполнил «День Победы» в прямом эфире. Публика сразу приняла песню, и «День Победы» был исполнен ещё раз на «бис». После этого песню стала петь вся страна. Песня стала лауреатом фестиваля «Песня-75». После этого в течение всего 1976 года на Гостелерадио приходило множество писем с просьбой повторить эту песню, что и было сделано на фестивале «Песня-76».
«День Победы» давно существует и в виде марша, который исполняют оркестры многих стран мира. В 2016 году песня «День Победы» в исполнении Льва Лещенко стала победителем XI Всероссийского фестиваля «Катюша» в специальной номинации «Звезда России», как лучшая песня о Великой Отечественной войне.»
Прошло 45 лет. Сменилось несколько поколений, а новых песен на тему Великой Отечественной войны такого уровня популярности не появилось. Ибо все те претензии и ограничения, которые выдвигались в адрес Тухманова, все прогрессировали и прогрессировали, как старческий склероз. У псевдопатриотического настроя огромные предрассудки, что и как должно быть написано, какие-то незыблемые стилистические шаблоны. Это как врачи – непременно «люди в белых халатах», хотя сейчас все хирургические бригады оперируют в зеленых костюмах. И отсутствие белого халата не делает атмосферу операционной менее стерильной. Сегодня необязателен «белый халат» – медь труб и только «праздник со слезами на глазах», сегодня возможен «зеленый хирургический комплект» – современный хард-рок и «русская армада».
Это ясно показал своими 10 миллионами просмотров каверщик-волшебник Олег Абрамов – известный ютубер «Радио Тапок» спел на русском языке песню «Night Witches» (ночные ведьмы) шведской рок-группы «Сабатон».
В бой идут ночные ведьмы!
За спиною фронт, и летят вперед,
Где-то снизу враг, ощущает страх
Бомбы к цели летят, неся смерть, их не виден след.
Слыша в небе рев, враг сбегает прочь
В глубины ада унесет врагов с собой
Женский гвардейский полк, 588-й.
Их всегда лишь ждет победа.
В небе слышен рёв, враг оцепенел,
Всадники из тьмы, разбудили смерть
Враг падет у сожженных домов и монастырей
И скрывая слёзы, родина их ждёт,
В глубины ада унесет врагов с собой
Женский гвардейский полк, 588-й.
Их всегда лишь ждет победа.
Плывут под звездным светом неба
Ведьмы прилетят, ведьмы прилетят
В ночи, когда фашисты слепы,
Они придут на зов кровавой луны!
Их всегда лишь ждет победа.
В бой идут ночные ведьмы!
Я, конечно, не удержалась, привела текст.
Хотя песня способна захватить внимание двумя способами – звучанием (музыкой) и посылом (словами). Прямое восприятие у каждого поколения своё, и большинству людей хочется слушать тот трек, посыл которого их цепляет. А история 588-го женского гвардейского полка «ночных бомбардировщиков» цепляет до слез: юные и красивые девочки летали на деревянных хрупких самолетиках, которые не могли засечь радары, они улетали, зная, что могут не вернуться, и сколько их не вернулось из ночного неба.
Авиационный полк был сформирован в октябре 1941 года. В Википедии он легко находится, как 46-й гвардейский нбап, до 8 февраля 1943 года – 588-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк. Авиаполк отличался от прочих формирований тем, что был полностью женским. Созданные согласно тому же приказу, два других женских авиаполка в ходе войны стали смешанными, но 588-й авиаполк до своего расформирования остался полностью женским: только женщины занимали все должности в полку – от механиков и техников до штурманов и пилотов. 23 мая 1942 года полк вылетел на фронт, куда и прибыл 27 мая. Тогда его численность составляла 115 человек – большинство в возрасте от 17 до 22 лет. Немцы прозвали их "Ночными Ведьмами" за то, что все боевые вылеты были исключительно ночными, а перед пикированием на вражеские позиции пилоты отключали моторы на своих бипланах По-2, и оставался слышим лишь негромкий шелест воздуха под крыльями, похожий на звук метлы. За три года боёв полк ни разу не уходил на переформирование. Полк был оснащён самолётами По-2. При формировании в полку было 20 самолётов, потом их численность возросла до 45. На окончание войны в строю было 36 боевых самолётов.
«Наш учебный самолёт создавался не для военных действий. Деревянный биплан с двумя открытыми кабинами, расположенными одна за другой, и двойным управлением – для лётчика и штурмана. (До войны на этих машинах лётчики проходили обучение). Без радиосвязи и бронеспинок, способных защитить экипаж от пуль, с маломощным мотором, который мог развивать максимальную скорость 120 км/час. На самолёте не было бомбового отсека, бомбы привешивались в бомбодержатели прямо под плоскости самолёта. Не было прицелов, мы создали их сами и назвали ППР (проще пареной репы). Количество бомбового груза менялось от 100 до 300 кг. В среднем мы брали 150–200 кг. Но за ночь самолёт успевал сделать несколько вылетов, и суммарная бомбовая нагрузка была сравнима с нагрузкой большого бомбардировщика. Управление было сдвоенным: самолётом возможно было управлять и пилоту, и штурману. Были случаи, когда штурманы приводили на базу и сажали самолёты после того, как пилот погибала. До августа 1943 года лётчицы не брали с собой парашюты, предпочитая взять вместо них ещё 20 кг бомб.
Пулемёты на самолётах также появились только в 1944 году. До этого единственным вооружением для защиты от вражеских истребителей на борту были пистолеты ТТ лётчиков и штурманов.»
И.В. Ракобольская, Н.Ф. Кравцова. «Нас называли ночными ведьмами».