Весь советский народ как один поднялся на борьбу с врагом. По всей стране прошли митинги, в которых сурово и гневно звучал и голос нефтяников, обещавших выполнить свой долг перед Родиной. 24 июня газета «Красная Башкирия» опубликовала резолюцию митинга нефтяников Ишимбая: «Мы знаем, что значит нефть в войне. Пусть мы далеки от боевых фронтов, но мы являемся той же самой действующей армией и дадим стране нефти столько, сколько ее потребуется. Каждая тонна нефти – это наш залп по Гитлеру».
В первые же дни на фронт ушли тысячи нефтяников республики. Многим добровольцам вынуждены были отказать. Вот так вспоминает начало войны первооткрыватель знаменитого Кинзебулатовского месторождения М. Голяков: «Буровики сразу обратились в военкомат с просьбой отправить их на фронт, но им отказали. Все понимали, что их труд нужен фронту, но как-то тяжело было смириться с тем, что ты в тылу… Когда на фронт ушли мужчины, на буровую пришли женщины. Все понимали, что Родине нужна нефть».
Вся жизнь страны была подчинена законам военного времени. Во главе с Н. Байбаковым был создан штаб Наркомата нефтяной промышленности для обеспечения фронта горючим, уже на третий день войны – Совет по эвакуации во главе с Л. Кагановичем, которого 16 июля заменил Н. Шверник. Началась переброска промышленных предприятий из западных районов страны.
Германия возлагала большие надежды на захват нефтяных промыслов Кавказа и Закавказья, где было сосредоточено 86% запасов нефти довоенного СССР. Уже 3 июля 1941 г., выступая перед генералитетом вермахта, Гитлер заявил: «Пришло время заглянуть вперед. Речь идет об открывающейся возможности завладеть Донбассом и Кавказским нефтяным районом. Для операции на Кавказе потребуется крупные силы, но за нефть следует заплатить любую цену. Тем более что захват Кавказа позволяет оккупировать Иран, оседлать перевалы на ирано-иракской границе».
Враг был слишком силен, и Красная армия вынужденно отступала. В первые же месяцы войны были потеряны нефтяные промыслы Западной Украины и главная «кочегарка» страны – Донбасс. Выйдя к Волге, враг отрезал пути транспортировки нефти и нефтепродуктов из Азербайджана и Чечено-Ингушетии, Майкопа, Кубани.
1 июля 1942 г. на совещании начальников штабов группы армий «Юг» Гитлер заявил: «Если я не получу нефть Майкопа и Грозного, я должен покончить с этой войной». А Риббентроп был более оптимистичен: «Когда у русских запасы нефти истощатся, Россия будет поставлена на колени».
Несмотря на невероятные трудности, связанные с недостатком квалифицированных кадров, оборудования и техники, нефтяники страны сумели добыть в 1941 г. 33 млн т нефти. Так же самоотверженно трудились нефтяники и в 1942 г., хотя ситуация значительно осложнилась: под натиском превосходящих сил врага 10 августа 1942 г. пал Майкоп, 11 августа – Краснодар, 25 августа – Моздок, 12 сентября – крупный центр нефтедобычи Малгобек. Грозный стал прифронтовым городом. Из него было эвакуировано более 9,5 тыс. нефтяников и их семей, более 4200 вагонов с оборудованием и материалами. Оставшиеся в городе продолжали добывать нефть и выпускать бензин для фронта, готовиться к обороне.
10 октября Грозный подвергся ожесточенной бомбардировке, в которой участвовало 80 самолетов, в результате из строя были выведены сотни скважин, подожжены резервуары с нефтью и нефтепродуктами. Но город выстоял, не дав возможность реализовать планы врага по захвату нефти.
В связи с угрозой выхода немцев на бакинское направление и вполне реальной угрозой вступления в войну Турции на стороне Германии началась частичная эвакуация оборудования и специалистов из Азербайджана.
Огромную роль в победе советских войск в Сталинградской битве сыграл ближний к нему Саратовский НПЗ, из цехов которого сотни автоцистерн под бомбежкой доставляли горючее на фронт. Большой объем нефтепродуктов направлял в Сталинград и Уфимский НПЗ. Несмотря на потерю большого количества промыслов на юге страны, в 1942 г. нефтяная промышленность дала стране 21,1 млн т «черного золота».
В январе-марте 1943 г. советские войска в ходе широкомасштабной наступательной операции освободили большую часть Северного Кавказа, где сразу началось восстановление разрушенного и разграбленного нефтяного хозяйства.
Действующая армия и тыл требовали громадных объемов нефти и нефтепродуктов. Так, потребление в 1943 г. только авиационного бензина возросло на 17%. Обеспечение все более возрастающих потребностей фронта было невозможно без дальнейшего развития нефтедобывающей промышленности на востоке страны и без ускоренного восстановления нефтяной промышленности на юге. И уже в феврале 1943 г. дали первую нефть тресты «Малгобекнефть» и «Горскнефть». В декабре «Грознефтекомбинат» увеличил добычу нефти более чем в 2,5 раза, выпуск авиабензина – в 14 раз. На начало 1943 г. в Грозном действовало лишь 12 скважин, а за 5 месяцев ввели в эксплуатацию еще 170.
11 мая 1944 г. ГКО принял постановление «О мероприятиях по увеличению добычи нефти в 1944 г.», которое предусматривало резкое увеличение буровых работ, форсированную добычу нефти в Азербайджане и Чечено-Ингушетии, частичное возвращение эвакуированных кадров и оборудования (из армии разрешено было отозвать часть специалистов-нефтяников). Началась конверсия производства на предприятиях «Главнефтемаша».
Нефтяная промышленность стала получать больше оборудования с машиностроительных предприятий. Так, летом 1944 г. возобновились поставки бурильных, обсадных и нефтепроводных труб из Таганрога и Мариуполя. Конечно, это дало определенные результаты. Но сразу восстановить довоенные позиции, особенно в Азербайджане, не удалось.
Война моторов предъявила большие требования к количеству и качеству нефтепродуктов. Из нефти, этого драгоценного сырья, вырабатывалось все то, что питает моторы самолетов, танков, кораблей, автомашин. Однако довоенный уровень качества нефтепродуктов, особенно авиационных бензинов, был низким. В 1942–43 гг. на ряде крекинг-установок из низкооктанового лигроина начали получать авиабензин и танковое топливо. Реконструкция ряда НПЗ позволила использовать любые нефти для производства авиабензинов. В 1944 г. в Грозном, впервые в СССР, был разработан процесс получения алкилбензина, в том же году была получена промышленная партия высококачественного бензина.
За годы войны Красная армия (без учета ВМФ) израсходовала 13,36 млн т горючего, 83% которого было выработано на НПЗ страны, 9% составил импорт, 1,2% захвачено в виде трофеев, остальное – за счет запасов Наркомата обороны. Так, за время сражений под Москвой для обеспечения контрнаступления Красной армии ГКО поставил задачу создать десятидневный запас горючего – 58,5 тыс. т. По мере роста технической оснащенности нашей армии возрастал расход горючего. Например, на первом этапе контрнаступления под Сталинградом он составил 280 т/сут., а во время Сталинградского сражения с 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г. было израсходовано 149 тыс. т горючего. В сражении на Курской дуге расход горючего составил 1367 т/сут. На Берлинскую операцию было израсходовано 150 тыс. т горючего.
Огромен перечень героических и добрых дел нефтяников страны. Они не только самоотверженно трудились на своих рабочих местах под девизом «Все для фронта, все для победы!» в составе ударных фронтовых бригад, чтобы дать народному хозяйству достаточное количество нефти и нефтепродуктов, но и вносили свои сбережения, облигации, драгоценности, одно- и трехдневные заработки в фонд обороны страны. Нефтяники собирали средства для постройки эскадрилий самолетов «Охинский нефтяник», «Молотовский нефтяник», танковых колонн «Ставропольский нефтяник», «Нефтяник Казахстана», «Нефтяник Ухты» и так далее.
Нефтяники оказывали армии огромную моральную поддержку, устанавливая с воинскими частями тесную связь, организовывая различные виды соревнования. Отдельные предприятия брали шефство над воинскими частями, посылали воинам посылки, проявляли заботу о семьях защитников Родины, раненых и демобилизированных воинах.
Родина высоко оценила вклад нефтяников в Победу. За образцовое выполнение задания по обеспечению фронта горючим в феврале 1942 г. коллектив 2-го промысла треста «Малгобекнефть» был награжден орденом Ленина, а Грозненский НПЗ № 2 – орденом Трудового Красного Знамени. Таким же орденом в 1945 г. за успешную подготовку кадров в годы войны была награжден Грозненский нефтяной институт. К 40-летию Победы орденом Отечественной войны I степени были награждены производственные объединения «Азнефть» и «Грознефть», Батумский, Московский, Орский, Саратовский НПЗ и НПЗ им. В. Чкалова объединения «Орскнефтеоргсинтез». Многим предприятиям нефтяной промышленности были оставлены на вечное хранения Красные знамена ГКО. 19 нефтяникам-воинам было присвоено звание Героя Советского Союза, 6 – звание Героя Социалистического Труда, тысячи нефтяников были награждены орденами и медалями СССР.
Нефтяной промышленности страны, как и другим отраслям, фашистские захватчики нанесли огромный урон: стоимость уничтоженного, разрушенного и поврежденного имущества предприятий Наркомнефти на начало 1944 г. составляла более 139 млн рублей, затраты на эвакуацию – около 20 млн рублей. По тем временам это были огромные суммы. По уровню добычи нефти страна оказалась отброшенной на 15 лет назад. Почти треть нефтяников, призванных на фронт, навсегда осталась на полях сражений.
И в заключение – несколько слов о фальсификации истории Великой Отечественной войны. На Западе до сих пор твердят, что накануне войны СССР изменил коллективной борьбе с агрессором, обманул союзников, заключив соглашение с Гитлером, что причиной Второй мировой войны является не политика фашистских государств и империалистических держав, а политика СССР, якобы отказавшегося пойти им навстречу. О том, что это противоречит подлинным фактам и документам, уже было рассказано в предыдущих публикациях. В западной историографии существует много фальсификаторских версий, объясняющих причины поражения Германии в этой чудовищной войне. Одной из них является версия, что СССР победил в значительной мере благодаря английской и – особенно – американской помощи по ленд-лизу. Истина же состоит в том, что эти поставки союзников, особенно в наиболее тяжелые для СССР 1941–42 годы, были весьма ограниченны. По явно завышенной цене американской стороной было поставлено 2,6 млн т нефтепродуктов, что, конечно же, не имело решающего значения для нашей страны. Первый Московский протокол о снабжении СССР по ленд-лизу был подписан 1 октября 1941 г., практически же поставки осуществлялись в начале следующего года и были рассчитаны до конца июня 1942 г. В целом по ленд-лизу в СССР поставлялись оборудование для НПЗ, вооружение, медикаменты, продовольствие.
За 1941–1945гг. в СССР было добыто 110,7 млн т. нефти, в том числе 72,2 млн т (63,2%) – в Азербайджане. «Второе Баку» дало около 11 млн т (10%). Было открыто 34 месторождения нефти, в том числе 21 – во «Втором Баку». Значительно выросла мощность НПЗ, повысилось качество нефтепродуктов, расширилась их номенклатура. Так что собственные ресурсы, массовый героизм советского народа, единение фронта и тыла – вот главные составляющие Победы нашей страны в Великой Отечественной войне.