Николай Рощин в Театре имени Пушкина представил масштабную, пафосную постановку шекспировской «Бури». Если точнее — шекспировской наполовину: второе действие дает нам контрастного анти-Шекспира.
Николай Рощин много лет руководил питерской Александринкой. Потом свой пост покинул (о причинах этого сообщалось туманно). Год назад он поставил в МХТ спектакль «Самоубийца» по Эрдману, вызвавший разноречивые суждения. Мне та постановка скорее понравилась, смутили разве что слишком «питерские» краски, которыми был нарисован портрет главного героя (его сыграл Иван Волков, работавший с Рощиным немало, он тоже переехал из Петербурга, став актером МХТ).
И вот грянула «Буря». Зрелище получилось увлекательное и, говоря по простому, дорогое: спецэффекты, гигантские движущиеся конструкции, высококлассный видеоарт (за художественное оформление, как и за музыкальное, отвечал сам Рощин — это обычная для него история, но тут все сделано с особым размахом). Все на сцене в модном серебристо-сером оттенке, крайне стильно — но и мрачно с самого начала. Ничего хорошего от этих оттенков серого как-то не ждешь, и оказываешься прав.
Ну, то есть прав ровно наполовину — ибо в первом действии мы видим каноническую историю Просперо, Миранды, Калибана и прочих, поставленную, повторю, с большим размахом и изобретательностью. На сцене огромный старинный корабль, причем движущийся и вмещающий в себя людей — плюс огромные экраны, на которых ловкая имитация компьютерной игры, с экранами, очками VR, джойстиками. Вот только все оно черно-белое… Что тоже вызывает подозрения: не все так гладко в этом мире, как может показаться.
У Шекспира-то в «Буре» о чем? О волшебнике Просперо, оказавшемся в изгнании в диких местах, на далеком острове, и, благодаря волшебной книге, подчинившем себе могучего и доброго духа, Ариэля, и чудовище, Калибана. На острове терпит крушение корабль с людьми из «бывшей жизни» Просперо, и не без причудливых приключений все улаживается — юная Миранда Просперовна получает жениха, а отец ее мирится с родней, Ариэль же обретает свободу.
Вообще, «Буря» — вещь загадочная, чудесная, таящая в себе много тайн, явь путается в ней со сном. Не случайно так часто звучит сегодня цитата из пьесы «Мы созданы из вещества того же, / Что наши сны. И сном окружена / Вся наша маленькая жизнь» (в версии Рощина сны — электрические, всемогущий Ариэль пускает и останавливает действие нажатием кнопки на пульте). Мы видели столько неординарных интерпретаций «Бури», включая знаменитый фильм Питера Гринуэя «Книги Просперо», своей визуальной насыщенностью, даже избыточностью, думается, повлиявший и на визуальный стиль рецензируемой постановки.
Итак, в первом действии кончается всё как Шекспир написал — хорошо. Во втором же действии история разыгрывается НАОБОРОТ. Ариэль (яркая роль Александры Урсуляк; ну да, Ариэль тут женщина) вдруг восстаёт против своего повелителя Просперо (Владимир Майзингер) вместе с Калибаном (Александр Матросов) и прочим сбродом. На сцене начинается, натурально, побоище и тотальное насилие, в итоге зло побеждает абсолютно. Кончается все полнейшей безнадегой.
Отвечал за эту часть, надо полагать, указанный в афише драматург Михаил Смирнов. Попавший, так сказать, в соавторы к гению. Но беда не в том, что Смирнов не Шекспир, а в том, что он вместе с постановщиком пытается нам выдать анти-Шекспира. Аннулируя, по сути, все тайны, всю неоднозначность, всю великую загадку «Бури», столь привлекательную для многих поколений. Откровенного показа торжествующего насилия ведь мало, чтобы происходящее на сцене можно было назвать трагедией (а не резней в кабаке).
Кстати, удаляются со сцены победившие негодяи на корабле, под грохот барабанов, в наступающей темноте… Шарада, конечно, так себе — надо полагать, имеется в виду спектакль «Барабаны в ночи» недавно утонувшего в море Юрия Бутусова. Идущий на той же сцене Театра Пушкина, что и «Буря». Так сказать, исполняется реквием выдающемуся режиссеру, проведшему конец жизни в эмиграции (типа, пострадавшего от разных тупых Калибанов). Бутусова очень жаль, но такие штуки выглядят как-то не очень уместно.
Мой рейтинг: 7/10