Все, что будет здесь сказано, касается, во-первых, столичной сцены, а во-вторых — очень ограниченного сегмента, который я успел за этот год, с сентября по июль, увидеть и оценить. Записки зрителя, да, и не более того. Куда подробнее о театре пишут и говорят «настоящие» критики. Говорят, впрочем, иногда, на мой вкус, просто глупости — ибо очень видно, видно, кто к какой партии театральной принадлежит, кто за кого. Я вот в литературе таков же; а на театре, ей Богу, ровно никаких пристрастий и внутренних, как и внешних, обязательств у меня нет. То есть, и обидеть не боюсь никого, и хвалю кого хочу.
Общее впечатление — сезон прошел ровно. Как-то наши театры оправились от единомоментного исчезновения из актуального поля значительного числа режиссеров и актеров. Драматургов тож. А два прошлых сезона это было заметно, и весьма. Кто-то объявлен иноагентом, кто-то нет, чьи-то спектакли даже идут (иногда без указания авторства). Но, как всегда и бывает, взошли новые побеги, и сезона через два все эти господа-релоканты отойдут в театральную историю. Ну, а если вернутся (хотя вроде с чего бы?), тогда и посмотрим, впишутся ли вновь, и каким образом.
Важно, что пережита в целом и смена поколений — уход значимых режиссеров, руководителей театров более-менее отыгран. Понятно, что стало с Театром Виктюка (идет процесс интеграции в Театр на Бронной: не без невидимых миру слез, конечно — но вот именно, что невидимых). В Театре Сатиры Евгений Герасимов стабильно провел свой первый сезон «после Ширвиндта»; в Современнике и Ленкоме такая стабильность «после Волчек» и «после Захарова», как представляется, достигнута не вполне (Владимир Машков и Владимир Панков там худруками меньше года). Речь, конечно, не о внутренних делах, это Бог с ними; речь о стабильной художественно-эстетической программе, которая, повторю, и там, тут еще «в процессе становления».
Ровность означает отсутствие потрясений — но, в общем, и отсутствие значимых и неожиданных взлетов и падений. С моей точки зрения, очень хорошо провел сезон театр Мастерская Фоменко. Хотел сказать — «неожиданно хорошо», но это, пожалуй, звучит обидно — между тем сезон 2024-2025 действительно, на мой вкус, лучший у театра за несколько лет. Удачный ряд премьер (включая вошедшую в мой личный ТОП-5 «Аркадию»), заслуженное внимание публики и критики — в общем, молодцы. Здесь, в «ровности», они «обошли» и Театр Вахтангова (на мой вкус, их премьеры не столь однозначно удачны — а к «Солнцу Ландау» и «Идиоту» у меня возникло много, много вопросов), и МХТ имени Чехова (который продолжает искать свою линию, и не сказать, чтобы стабильно — тот же режиссерский дебют Константина Хабенского «Чайка» справедливо воспринят неоднозначно; с другой стороны, есть и удачи — см. ТОП-5), и Театр на Бронной (тут ищет себя его главреж, Константин Богомолов, выпустивший несколько спектаклей весьма разных по подходу и по уровню — кстати, и его премьерная «Чайка с продолжением» не сказать, чтобы получилась безупречной; но спектакли его театр в моем ТОП-5)…
А вот кто герой сезона по моей оценке — Марина Брусникина, которая в данной точке себя как раз нашла: ее постановки «по кино» «Калина красная» на Бронной и «Двадцать дней без войны» в МХТ не только прекрасны; это, по мне, лучшие премьеры сезона в обоих театрах.
Итак, вот ТОП-5 самых запомнившихся мне театральных премьер ушедшего сезона (внутри — по алфавиту, уж золото-серебро-бронзу раздавать не буду). Про все эти спектакли я писал, см. #театрзапискизрителя — некоторые ссылки даны особо.
В «десятку» премьер сезона, как по мне, входят еще и
…
Писал и о них.
В общем, как всегда, надеемся на лучшее!
Смотрите спектакли, читайте #театрзапискизрителя.