Вот и началась неделя ТЮЗов в Национальном молодежном театре. Театральный фестиваль «Колонсак» или «Жеребенок» проводится в Уфе впервые, и всю неделю у уфимского зрителя есть возможность посмотреть спектакли театров из разных городов и даже из Казахстана.
Очень теплую, местами грустную, но больше веселую историю о том, что «детские сказки делаются от счастья» (или «из счастья») на открытии фестиваля представил Санкт-Петербургский ТЮЗ им. А. А. Брянцева. Спектакль для детей «Лучшевсехний папа, или Краденое солнце» (режиссер Иван Миневцев) — это история любви отца к своим детям, история создания Корнеем Чуковским произведений для дочки Муры. Зрители имели потрясающую возможность увидеть обыгрывание знакомых всем с детства «Айболита», «Бармалея», «Краденого солнца», «Тараканища»… Основой для спектакля послужили не только известные стихи и сказки Чуковского, но и биография поэта (инсценировка драматурга Ирины Васьковской).
Получила массу удовольствия, наблюдая, как сюжетная линия меняется, как одно произведение динамично перетекает в другое, а актеры так наполняют собой сценическое пространство, что зрителю некогда расслабляться — хочется проследить от начала и до конца каждое актерское решение. За актерским составом стоят харизма, драйв и огромная любовь к своему делу.
В центре сюжета, как уже отметила, Корней (Валерий Дьяченко) и его дочь Мура (Ирина Волкова). Мура болеет, Корней с тяжелым сердцем читает критику в периодике, борется с творческим кризисом, но все же сочиняет произведения для дочери. Увлекаясь созданием и декламацией стихов, отец перевоплощается в своего персонажа — доктора Айболита. И несмотря на тонко намеченный вначале конфликт поколений (который быстро угасает), детский писатель прежде всего стремится быть хорошим отцом. Дети подключаются к игре, и вот уже старшие тоже становятся персонажами произведения. Создается великолепное ощущение спектакля в спектакле, где две линии сходятся воедино.
Совершенно потрясающе свои роли исполнили Крокодил (Денис Гильманов) и Бармалей (Константин Федин, сыгравший также роль сурового Судьи) — два колоритных и ключевых персонажа в постановке. Разве можно не очароваться широкой улыбкой Бармалея, которая так красиво ставит точку в конфликте, ведь главные герои пробуждают в злодее совесть, а тот уже понимает — помиловали. Уже и не помню, когда я так смеялась.
Санкт-Петербургский ТЮЗ им. А. А. Брянцева напоминает зрителям о близости между родителями и их детьми, о доброте и ее влиянии на антагонистов. О том, что живое детское воображение раскрывает другие грани жизни и помогает, когда есть трудности. Хочется, чтобы у детей и взрослых была возможность чаще видеть такие спектакли и обсуждать их. Несмотря на то, что спектакль детский, я почувствовала, что он и родителям может напомнить о лучшем — о времени, которое можно провести с детьми, о любви, которую нужно вовремя отдать своему ребенку. Ведь второй жизни никто не придумал: в ней, как и в случае спектакля, — есть только единство времени, места и действия. И иногда полезно, подобно Бармалею, сломать стену… ведь она всего лишь декорация перед доверием, заботой и любовью.