В Уфе открылась выставка «Учитель и ученик»
Все новости
ТЕАТР
21 Октября , 10:55

Путь творца

Летом этого года произошло поистине историческое для башкирской оперы событие: сразу шесть постановок республиканского оперного театра были номинированы на премию «Золотая маска». Среди отмеченных работ была и написанная Салаватом Низаметдиновым по одноимённой трагедии Мустая Карима опера «В ночь лунного затмения». Если про Мустая Карима знает почти каждый житель республики, то вот личность Салавата Низаметдинова известна не всем, хотя его творчество до сих пор живёт и остаётся частью современного башкирского искусства.

Будущий композитор родился 3 марта 1957 года в многодетной семье шахтёра, в основанном близ золотых месторождений посёлке Мендяк Учалинского района Башкирской АССР. Вплоть до 7 лет Салават жил в деревне, но из-за проблем со зрением был вынужден уехать учиться в школу-интернат для слепых и слабовидящих детей, только что переехавшую в башкирскую столицу из Бирска. Отчасти именно благодаря жизни в Уфе и влиянию окружения у будущего композитора сформировался его образ мысли, который можно охарактеризовать как творчески-философский. В те времена педагоги в школе уделяли очень большое внимание культурному развитию своих учеников, и Салават вспоминал, что во время его учёбы школьники посещали все культурные мероприятия, проходившие в столице республики. В 1967 году Салават смог реализовать себя в творческом плане, ибо в интернате открылся филиал детской музыкальной школы номер один имени Наримана Сабитова. Именно там, при поддержке опытных наставников, некоторые из которых тоже были композиторами и потому обучали этому ремеслу своих учеников, начал проявляться творческий потенциал будущего композитора.

Потом был Институт искусств, учась в котором Салават продолжал творить. Именно там появились вокальный цикл «Черновик» на стихи юной поэтессы Ники Турбиной, симфоническая поэма «Разговор с Салаватом», посвящённая национальному герою Башкортостана Салавату Юлаеву и отмеченная в 1988 году золотой медалью Выставки достижений народного хозяйства, и ещё множество ярких и самобытных произведений. Салават никогда не стремился быть композитором одного жанра и потому всегда экспериментировал, сочиняя музыку во множестве стилей — от классики до авангарда. Но народу он стал известен благодаря написанным им песням, для которых он брал не только стихи башкирских и российских авторов, но и произведения Омара Хайяма, и вагантов — поэтов из числа европейских студентов времён Средневековья. Именно благодаря такому экспериментально-философскому подходу к творчеству он уже будучи студентом смог получать награды на всесоюзных и международных конкурсах композиторов.

В 1997 году Салаватом Низаметдиновым была написана опера «В ночь лунного затмения», сразу же снискавшая популярность у башкирской публики. Пройдут годы, и именно эта опера будет отмечена «Золотой маской». Но в жизни композитора в то время не всё было гладко: из-за отразившейся на его жизни общегосударственной нестабильности и собственного творческого кризиса он даже хотел добровольно покинуть этот мир, но остановил себя, решив, что в жизни у него ещё много планов и потому нет смысла умирать. Нулевые годы для Салавата стали временем новых свершений и экспериментов: именно тогда он первым в республике написал рок-оперу под названием «Звезда любви», тогда же была написана основанная на индийской культуре и теме реинкарнации опера «Наки», тогда же он стал председателем Союза композиторов Башкортостана и лауреатом всероссийского конкурса композиторов «Филантроп».

У Салавата были большие планы на жизнь, но часть из них он так и не успел выполнить, ибо в июле 2013 года покинул этот мир, оставив нам своё великолепное творчество. То, что написанные Салаватом Низаметдиновым произведения и по сей день отмечаются высокими наградами, говорит лишь об одном: творец будет жить всегда, пока живёт созданное им искусство.

Автор: Надежда КАРЛОВА
Читайте нас: