Спектакль «Солдатёнок» кыргызского театра кукол имени Мусы Жангазиева был поставлен по рассказу Чингиза Айтматова. Шёл он на сцене уфимского театра кукол 25 сентября 2025 года в рамках первого международного фестиваля «Курсак-фест» без перевода, на кыргызском языке оригинала. Но поскольку контекстно зрителям-детям всё понятно в сюжете, и к тому же были в зале люди взрослые хорошо знакомые с творчеством Чингиза Айтматова, то особых проблем с пониманием не возникло.
Немного о Чингизе Айтматове — неожиданно поняла — насколько важна фиксация и осознание чувства. Чувства и эмоции, пока они не воплощены в каком-либо виде искусства, они не развиваются. Потому что при воплощении важным компонентом является осознание и рефлексия. Когда мы видим и слышим картины, стихи, песни, фильмы, спектакли, предметы художественно-декоративного искусства — мы можем даже оценить по-другому и отрефлексировать дальше эти свои смутно осознаваемые эмоции. Осознание даёт возможность переоценки, даёт возможность понять, как усилить те или иные стороны или направления, как работать над совершенствованием. Всё что находится в темноте, в глубине вытаскивается гением Айтматова наружу и там, при внимательном рассмотрении, понимаем для чего нам эти чувства, чего мы должны опасаться, что мы должны продлить, что мы должны вырастить заново… Потому что гений их осознал, обозначил и нам показал. Вот у Чингиза Айтматова есть такая особенность — он показал ценность воли и сознания, прямо-таки через всё его творчество проходит понимание, что без участия сознания воля есть простое упрямство. А на упрямстве далеко не уедешь. Осознающий человек понимает — куда он идёт и зачем. Тоже о смутных ощущениях, как важно и нужно обогащать свои представления, не замыкаясь в рамках обыденности.
А пронзительный рассказ Чингиза Айтматова был о том, как мальчик обрел отца, увидев его образ на экране, и как он прочувствовал свою любовь к нему, и лишь проникшись наличием отца, ребенок осознал утрату. Осознал несправедливость смерти и войны, в которую играл понарошку с друзьями и думал, что имеет представление о ней…
Замечательны и вдохновенны были глаза зрителей и голоса артистов, прекрасны уникальные куклы и абсолютно понятна логика сюжета: игры детей, их ожидания и мечты, их представления о прекрасном. Отмечу особое оживление детей в зале вызывали появление собачки и отары овец на заднем плане. Это просто прямо хит. Детки пребывали в восторге. Я, впрочем, тоже. Мягкий визуальный режиссёрский юмор. Подача материала на уровне эмоционального контакта с основным целевым зрителем — детьми.
Некоторые моменты спектакля, например, связанные с просмотром кино, вызвали в памяти мои личные впечатления детства — рассказы матери и тёти о приезде в село кинобудки передвижной, как им показывали фильмы на белёной стене клуба снаружи, потому что народу собиралась столько, что внутри не помещались.
Чувствуется какая-то связь между жизнью в разных регионах, между приметами истории и быта советских детей. Такая большая общность порождает теплоту сердца. После спектакля осталось очень приятное ощущение — как будто ты окунулся в рассказы собственных родственников, и это несмотря на то, что перевода на русский не было. Вот эта универсальность театра кукол понятного всем, эта доступность, взаимопонимание и общие культурные коды, которые укрепляются такими фестивалями как «Курсак-фест». Во всём этом мы чувствуем то насколько близки друг другу и великому писателю Чингизу Айтматову и детям — мы живущие здесь и сейчас в Башкортостане — тем, жившим когда-то далеко и давно в Киргизии, и живущих сейчас в современном Кыргызстане. Вот это чувство увеличения тепла и доброты на планете, в стране, в городе, в собственном сердце — подарил мне Курсак-фест.
Любовь и утрата понятны без перевода в кукольном театре, если это Айтматов.