Ходила 22 сентября в уфимский театр кукол, там «большие гастроли» – приехал театр из Чебоксар, и реально столько народу пришло, весь журналисткий бомонд был, хоть и жаловались, что статьи о театре просмотров не дают.
Но пропустить кукольного Шекспира я реально не могу, я на пресс-конференции так и сказала. Видимо все вняли моему возгласу и подались следом.
Люди по другим городам ездят, чтобы посмотреть на сцене пьесы Шекспира. А тут нам, считай, на дом привезли.
Гастрольный «золотомасочный» спектакль «Король Лир» Чувашского государственного театра кукол реально был великолепен. Поставил известный российский режиссер из Калмыкии Борис Манджиев. На сцене действие идет сразу в двух пластах – кукольном и драматическом. Актеры не только кукол водят, но и серьезно драматически доносят всем телом свои роли. Пластическое сценическое движение у артистов-кукольников неожиданно оказалось абсолютно органичным.
Постановка была выдвинута на соискание премии «Золотая маска» и попала в четыре конкурсные номинации: «Лучший спектакль», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника» и «Лучшая актерская работа». По итогам конкурса постановка Чувашского государственного театра кукол стала лауреатом в номинации «Лучшая работа художника». Художники спектакля – Юрий Сучков, Эмиль Капелюш (г. Санкт-Петербург).
Я всегда думаю, где постановщики классических пьес берут идеи. Такие идеи, что пьеса виденная несколько раз, смотрится с замиранием сердца и тревожным ожиданием – что будет в следующую секунду. Ты даже не задумываешься о том, что в принципе знаешь и сюжет, и текст. Ты вся, всем чувством внутри действия и не знаешь, что и как будет. В данном спектакле – откуда и каких вынут кукол актеры. Кто придумал это чудо? Да, театр искусство коллективное и магию творили все – и свет и звук были такими, что я слышала запах осени…
Шекспир из далеких веков свой цветистой пышностью взывает к роскоши. И эта роскошь была в алых платьях и золотых коронах кукол. А люди были сиры и нищи, и чувства их промокли от дождя, беды, грозы и слез. Как за слова, за льстивые слова можно отдать бесчувственным корыстолюбцам всё что имеешь. Так и нынче то же самое мошенники нам говорят – переведем на безопасный счет… Шекспир никогда не устареет и не умрёт…
Состав актерский был великолепен: нар. артистка Чувашской Республики Елена Хорькова, засл. артисты Чувашской Республики – Алина Каликова, Юрий Филиппов, артисты – Эльвира Соколова, Николай Соколов.
Народные и заслуженные показали, что недаром они увенчаны этими званиями. И старшие дочери Регана и Гонерилья были невероятно выразительны в своем мещанском бытовании, такие характерные, сочные интонации, повадки. Корделия – простодушна в своей почти детской прямоте и искренности, а сам Лир – Юрий Филиппов пронзителен в растерянности и недоумении. Люди к такой роли идут всю жизнь. И прекрасно, когда они дорастают до нее всем своим нутром.
Но абсолютно покорил молодой шут. Невероятный юноша Николай Соколов, как он отыгрывал интерлюдии про Глостера с сыновьями. Можно сказать у него четыре, а то и пять ролей было. Да, и вообще вся движуха на нем была завязана. То есть, именно он двигал этих игрушечных лошадок, символизирующих свиту с таким азартом и запалом.
После спектакля перекинулась парой фраз со знакомой театралкой — она сказала «во всех трех дочерях узнала себя». Это ценное замечание, осколки общечеловеческого кода в каждом из персонажей работают до сих пор. Шекспир и Лир не устаревают, мы остаемся теми же людьми через столетия. Но можем изучить себя имея такую лупу, как хороший театр. А у меня напилось стихотворение:
«Король Лир в театре кукол»
Сохраню на память,
Лучик за околышек
— вместо фазаньих перышек…
Укачусь на солнечном автобусе
В самый яркий театр города:
Смотреть на пьесу
Вильяма Шекспира -
Не подвластно гравитации
Искусство кукольного мира.
Не подвластны девальвации
Восхищенье и талант.
Вечер был из встречи
С вечным,
безутешным Лиром
И не льстивым умным
Искренним шутом…
Между драконом
И яростью его — не стой!