Через год, через два, через десять лет снова придет юбилей этого человека. Он схватил какую-то важную часть в национальном самосознании, зафиксировал её. И поскольку сейчас контуры плывут и трещат – люди возвращаются к этой сердцевине, потому что она плотная. Она плотная – это место, на которое можно опереться – произведения Мустая Карима.
Он также остался ориентиром на краю обжитой ойкумены Башкортостана, его фигура по-прежнему маячит – ведь каждый год новые спектакли по его произведениям. На этот раз смотрю спектакль по его жизни.
Спектакль театра кукол «МУСТАЙ КАРИМ. Близкий горизонт» произвел большое впечатление, несколько раз на глаза наворачивались слёзы. Очень трогательное и задушевное действие. Может и правильно, что кукольный. Я сама, размышляя по поводу произведений Мустая Карима, думала про мультфильмы. Есть же у нас замечательные мультфильмы по классике – «Шинель» Гоголя, «Корова» Андрея Платонова. И вот этот спектакль лёг на душу и в канву моих раздумий про образы мустаевской прозы вписался. И не только прозы, но и поэзии – техническое оснащение обновленной сцены позволяет творить чудеса, ткать огненные письмена из воздуха. И режиссер Альберт Имамутдинов и художники Аниса Туманчина и Ильнур Слявчин по полной использовали разнообразные возможности для придания выразительности спектаклю. Такая мистическая и запредельная река времени порой уносила и погружала зрителей в былое.
«Драматург Владимир Аношкин проделал большую работу, соединив в оригинальную композицию жизнеописания художественные высказывания Мустая Карима – цитаты из произведений, писем, воспоминаний и стихов. Исходник рукописи пьесы напоминает солидный научный труд», – говорит завлит театра Диана Гараева, с которой беседуем в музее около стендов с куклами, изображающими Мустая Карима и других персонажей из его пьес. – Ещё, может интересным будет факт, что в 1940 году специально для нашего театра Мустай Карим написал свою первую пьесу «Петушиная мельница», которую в этом же году впервые воплотил на сцене именно наш театр. Спектакль шёл в театре кукол под названием «Приключения Петуха». Таким образом, именно с Башкирского государственного театра кукол и начался путь Мустая Карима как драматурга».
Театр немало ставил Мустая Карима ещё при его жизни. Чего стоит только знаменитый спектакль «Не бросай огонь, Прометей!», так что он родной для театра кукол человек и автор.
Но вернусь к «Близкому горизонту», который начинается со сцены из знаменитого «Долгого-долгого детства». Чудесная сценография и музыка – сразу проваливаешься в ту, теперь уже мифологическую эпоху. И некая условность двухмерных кукол это подчеркивает, потом их сменяют объемные куклы. А потом и вовсе люди в масках играют главных героев. И несколько видов кукол одновременно в одной сцене тоже продвигают мысль – все эти сотрудники газет, поэты того времени остались плоскими портретами, а Мустай, вот он, объемный, живой, динамичный.
Филигранная работа актеров, существование разных режимов бытия далекого и близкого одновременно – взрослый герой общается с друзьями детства, все настолько органично, все куклы живые. И голоса, удивительные голоса актеров, фантастически достоверные интонации берут за душу. Актеры играли по несколько ролей. Поэтому браво всем, вы замечательные артисты – Виталий Щербаков, Александр Верхоземский, Гульчачак Мухаметшина, Вадим Габидуллин, Марат Гиниятуллин, Илюза Мухитова, Светлана Имамутдинова, Екатерина Кочурова, Райля Гизатуллина, Галина Шайхутдинова, Гузель Мухамедьянова.
Авторский текст читал знакомый голос, оказалось, Олег Ханов.
Выходишь после спектакля обновленная, как будто весна наступила в душе этой юбилейной осенью, когда исполнилось 105 лет со дня рождения Мустая Карима.