Побывала 20 июня на прогоне спектакля «Удивительное путешествие во времени» в обновленном уфимском театре кукол, по приглашению завлита Дианы Гараевой. После ремонта я в театре ещё не была, и приятно удивилась — простору и свету. Очень шикарное фойе, где нас встречали волнующиеся работники театра во главе с директором Альбертом Имамутдиновым. Там же нам раздали космические святящиеся наушники и удивительное путешествие по театру — по физическому материальному зданию и по метафизическому духовному храму, который создали многие и многие подвижники театрального дела. Для них это было служение прекрасному.
А мы прикоснулись к шлейфу кометы, что возникла на уфимском небе 92 года назад. А началось это волшебство прям там же, где нам раздали наушники — в фойе под вычурными часами (которые уменьшенная реплика тех часов, что украшали прежний театр кукол). И мы, зрители, поскользили по волнам времени вместе с ведущим Рассказчиком (народным артистом России и Башкортостана Айратом Ахметшиным), по залам и ступенькам, потому что спектакль об истории возникновения кукольного театра — иммерсивный. Здесь я сделаю отступление и поясню для тех, кто не в курсе, что значит это современное слово «иммерсивный».
В переводе с английского языка слово immersion означает «погружение» или «вовлечение». Режиссеры-постановщики иммерсивных спектаклей полностью погружают посетителей в происходящее. Поэтому сценой таких представлений может служить как сам зрительный зал, так и любое другое пространство в театре и даже вне его. Нередко разные сюжетные линии в иммерсивных спектаклях разворачиваются в разных локациях, поэтому зрители сами могут выбрать, за какой из них следить. Иммерсивный театр — одна из популярных форм современного интерактивного театра, где зрителя «погружают» в разворачивающееся действие. Иммерсивный спектакль — один из самых молодых видов театрального искусства. Так называют постановки, аудитория которых становится их соучастником. Иногда гости могут проявлять инициативу, а во многих спектаклях актеры сами взаимодействуют со зрителем: завязывают ему глаза, обнимают, приглашают к совместному действию. Иммерсивный театр также называют театром-променадом, потому что его посетители могут передвигаться по сценическому пространству во время представлений.
Далее зрители переместились в малый зал. И попали в далекую послереволюционную Уфу, где было не богато на развлечения. И деятельные натуры сами их себе придумывали. И вот волшебство театра показало нам двадцатые годы двух художниц Марию Елгаштина (основательницу театра кукол) и Ольгу Штейнкопф, которые работали с детьми, и стали делать кукол и показывать сценки. Особый образ мышления тех лет, и поиски элементов воспитания нового человека, о которых некоторые не знали, а некоторые почти забыли — прозвучали как открытия факты: о том, что проводили съезды преподавателей искусств или объявили сказку вредным элементом, противоречащим материалистическому мировоззрению. История жизни кукольной бабушки Марии Николаевны Елгаштина, ставшей первым художественным руководителем нового театра почти в 60 лет, доказывает — чудеса возможны. Она доработала в театре до 83 лет, а дожила до 90 с лишним.
Далее мы переместились под голос Айрата Ахметшина и музыку композитора Владислава Савватеева, звучавшие в наших наушниках в театральный музей, далее в бутафорский цех и погрузились в веяния театральных экспериментов эпохи, пронесшихся и над театром кукол. Потом мы поднялись по лестнице под крышу и там под сенью духов режиссера Владимира Штейна и его супруги художницы Марины Грибановой, что примостились под самым потолком, погрузились в эпоху, когда в кукольный театр пришли большая литература и большой успех. Да, именно такое комбо случилось в уфимском театре кукол — все эти знаменитые постановки были упомянуты, для каждого спектакля отдельная ширмочка с окошком и конечно куклы (и актеры за ними), те уникальные куклы, те легендарные решения. И последняя легенда — режиссер Павел Романович Мельниченко.
А ныне действующим и работающим в этом театре артистам и режиссёрам еще только предстоит стать легендами. Ибо в театр кукол приходит волна современности и этот иммерсивный спектакль тому подтверждение. На гребне волны в этот раз авторы спектакля: режиссёры и художники-постановщики — заслуженный артист Республики Башкортостан Александр Верхоземский и Надежда Беззубова, драматург — заслуженная артистка Республики Башкортостан Виктория Щербакова.
Погружение в поток времени было ошеломительным, мы бродили по театру и пропитывались его историей, которая завершилась на большой сцене, мы прошли туда из-за кулис и спустились в зал. Сделали мгновенное поляроидное фото зрителей и актеров — оно тоже станет частью волшебной истории. Мне «Удивительное путешествие во времени» очень понравилось. Всем рекомендую — сходите.