Все новости
ТЕАТР
7 Декабря 2022, 16:00

Молодая «Васса Железнова» в студенческом театре УГНТУ

Ходила в тот понедельник, 28 ноября 2022 года, на спектакль «Васса Железнова» по пьесе Горького. Поставил его Сергей Пичурин в народном студенческом театре Нефтяного университета «Ст. Арт».

Как-то, году в 2018, у меня была идея выпустить книгу "Театральный бум в Уфе" – тогда я, помнится, насчитала 27 любительских трупп в городе. Листочек с их перечнем потерялся, но любопытство к коллективам осталось. И поэтому, когда коллега Лена Луновская, в последний год увлеченная творчеством Горького, прислала мне афишу – я сразу согласилась пойти. Хотя ДК Орджоникидзе от нас не ближний свет. Да ещё морозы потихоньку начались, то есть пару дней до этого был ноль и вдруг ночью -18. Но тяга к искусству победила и, одевшись как капуста, я поехала. Ладно автобус быстро пришёл, ну и час равномерного движения без пробок успокоил. Кстати, в ДК Орджоникидзе внутри я побывала впервые в жизни – все-таки как архитектурный стиль сталинский ампир вдохновляет больше утилитарных пластиковых современных коробок. Очень понравился зрительный зал. Очень много народа пришло с цветами. Хотя премьера спектакля была еще весной.

Поскольку актеры и актрисы были очень молоды и исполнительница роли Вассы в том числе, у меня произошло какое-то перенесение акцентов. В более современные темы уложилось это классическое произведение. Тем более Васса, живя в ту эпоху с жестоким абьюзером, не имела никакой возможности для разрушения своей клетки. (Абьюзер – это человек, испытывающий наслаждение от морального насилия над своей жертвой, будь то жена, дети, близкие родственники). Но я и в современности знаю женщин, у которых мужья за всю их семейную жизнь вели себя безобразно, нигде не работали и сидели на шее у жены, попутно ещё и избивали и всячески унижали, всё как в дореволюционной истории Вассы Железновой. Правда, мужья этих знакомых страдалиц до уголовно наказуемого падения капитана Железнова не дошли. То есть этот ген всетерпимости к одному-единственному человеку не социальное явление, а психологическая заковыка. А еще часто встречается вместе с явлением оборотной жестокости к другим людям. То есть то, как Васса отнеслась к горничной Лизе, беременной от её брата и нежелательной свидетельницей последнего разговора с мужем, заставляет думать, что та не просто так повесилась, а было либо доведение ее до состояния отчаяния, либо прямое воздействие. Хотя как сторонний зритель – я, например, предполагаю, что лояльность Лизы можно было получить очень просто, выдав её замуж за Храпова, отца её будущего ребенка. Но привыкшей к жестокости Вассе даже не пришёл в голову подобный компромисс. Живя с садистом долгие годы, Васса разучилась мыслить другими, не силовыми категориями. Сформировалось тоннельное мышление, и, вследствие, скудость в средствах решения проблем и обеднение эмоций. И когда никакой отрады у нее не осталось, и даже наоборот она убедилась, что близкие все против нее – история со снохой, приехавшей забрать ребенка, которого Васса отдавать не хотела. И её брат предложил этого Коленьку выкрасть, а дочери эту идею поддержали. Вассу охватило неизбывное отчаяние от того, что нет никого на её стороне, хотя она жизнь посвятила, чтобы обеспечить материальное благополучие этих людей. Взаимоотношения Вассы с дочерьми это история о ненужной жертве, потому что она ради приличных женихов для них хотела замять неприглядную историю с мужем. А дети хотели совсем иного – одна дочь хотела, чтоб ей больше уделяли внимания, а другая хотела путешествовать. Удивительным образом спектакль оказался современен своей семейной драмой. А слова о классовой борьбе, которые говорит ее сноха Рашель, просто повисли в воздухе, как современный акционизм какой-то или перформанс – вроде что-то за этим есть, но не откликается немедленно и горячо.

Челябинский поэт Янис Грантс вот пишет по поводу постановок классики: «Я же вообще (заявлю об этом без каких-либо доказательств) считаю, что героям и Шекспира, и Аристофана в современном театре надо давать в руки по гаджету и усаживать их в космолет: пусть «начинка» спектаклей остается прежней, но «пейзаж» должен быть сегодняшним».

А вот в пьесе Горького произошло обратное – неожиданно начинка изменилась сама, при сохранении каждого слова автора и места действия – поменялся дискурс, то есть мыслительная посылка. Одно из значений термина «дискурс» – отражение идеологии в речи людей или группы. То есть это то, как выражаются какие-то идеи в коммуникации. И вот, в коммуникации всех действующих лиц на сцене в данной замечательной постановке «Вассы Железновой» режиссёра Сергея Пичурина были прямо отражены современные идеи о разрушительности семейного насилия. Причем как для жертв, так и для тиранов – вот этим Горький и глубок, что смотрел не только с одной точки зрения. Герои его очень велики и объёмны, у них очень многоплановая закладка личности. К той же Вассе не может быть однозначного отношения.

Горький стал классиком, потому что открыл не только новую череду героев (те же купцы были у А.Н. Островского), он открыл новые пути передачи мыслей и чувств зрителю. Он начал подходить к вопросу о возможности не просто "отображения происходящего", но о моделировании неких психологических проблем, исходя из непрямых посылок. То есть его герои «идейно» более сложны, чем герои А.Н. Островского. Особенностью драматургии Горького является именно метод передачи неких "внутренних состояний" героев. То есть, тем самым создание на сцене общества, как такового из отдельных индивидуумов. И некая суть проблем этих индивидуумов дана таким большим букетом, что даже нынешний зритель обнаруживает современную реальность в отдельных ветках этого психологического букета. А обнаруживать знакомое, новое, актуальное или привычное – эта одна из задач разума, как явления. И посему зрители очень хорошо реагируют на эту постановку «Вассы Железновой» – цветами и аплодисментами. И я даже встретила знакомую краеведку, которая пришла второй раз на данный спектакль, первый раз была на премьере весной.

Вообще я думаю, что Горького у нас ставят очень мало, ибо в своё время приклеили на него ярлычок «Буревестника Революции», а потом отклеить забыли. А он очень многогранный и писатель, и драматург, титан реальности не меньший чем всеми театрами залюбленный Чехов.

Фото автора

Автор:Галарина ЕФРЕМОВА
Читайте нас: