Все новости
ТЕАТР
4 Мая 2021, 12:25

Обычная история

«Евгений Онегин» в постановке «СТУДенческой ОПЕРЫ», под руководством Сергея Сидорова, был не так прост, как могло показаться. Спектакль стоил вашего внимания – это та непозволительная роскошь, которую видишь всё меньше и меньше в бесконечном море репертуаров современных театров. Незаурядный подход к «Онегину» и талантливо нанесённый исполнителями лоск – лукаво поманили меня на следующую «Студоперу», а именно на премьеру оперы Л. ван Бетховена «Фиделио», приуроченную к 250-летию со дня рождения великого композитора. Данное произведение впервые исполнялось в Уфе, так что не удивляйтесь, если не найдёте её в репертуаре Оперного.

Для тех, кто впервые слышит о «Фиделио», кратко перескажем незамысловатый (по современным меркам) сюжет.
Жакино (Евгений Куликов) уже принят в доме своей возлюбленной, Марселины (Альфина Янгирова / Эльвина Кунафина), как зять. Однако девушка в последнее время заметно к нему охладела. Это связано с появлением у Рокко (Илья Морозов) – отца девушки, нового помощника, Фиделио, в которого Марселина влюбилась без памяти. Она даже не представляет себе, что Фиделио – это переодетая мужчиной Леонора (Полина Юрина), пришедшая в тюрьму для того, чтобы найти и освободить своего мужа, Флорестана – испанского аристократа, который оказался в заключении из-за политических разногласий с Пизарро (Григорий Князев).
Рокко выводит узников на прогулку, Леонора надеется увидеть среди них и мужа, но Флорестан – тайный заключенный. Пизарро узнаёт, что Дон Фернандо должен прибыть с инспекцией его тюрьмы и приказывает Рокко той же ночью убить Флорестана. Тюремщик поручает Фиделио помочь ему вырыть могилу прямо возле камеры.
Пока Рокко возится с могилой, Леонора узнаёт в заключенном своего мужа. Пизарро спускается в камеру с тем, чтобы убить своего противника, но, как только он обнажает кинжал, Леонора бросается наперерез и наводит на него пистолет. Прибегает Жакино с известием о приезде министра. Тюремщики удаляются, супруги радуются спасению.
Дон Фернандо зачитывает указ о помиловании политических заключенных, а Пизарро, напротив, уводят в камеру. Все восхищены поступком Леоноры и прославляют любовь – хэпи энд, как могли вы предположить.
На сцене я увидел совершенно банальную классическую постановку оперы без всяких излишеств, хотя рассчитывал на большее. Сказать нечего: режиссура подкачала. Но, может быть, доверившись меланхоличной пассивности привычного, «Студопера» поступила мудро?
«Фиделио» – уникальная вещица, написанная вне какого-то одного оперного стиля. Она являет собой симбиоз французской «оперы спасения» с традиционным немецким зингшпилем, содержащим не только музыкальные сцены, но и разговорные, что в принципе роднит произведение с опереттой. Эту оперу Бетховена называют «Симфонической оперой, или Оперной симфонией» – в ней впервые оркестр стал не просто аккомпанементом солистов, а выразителем чувств. Многие драматические моменты оперы более выражены музыкой, нежели словами. И в этом плане разносторонние в своём настроении партии «Фиделио» – отличная возможность для студентов кафедры вокального искусства УГИИ им. З. Исмагилова показать себя.
Ещё одно мудрое решение организаторов – провести перед премьерой лекцию о жизни и творчестве Л. ван Бетховена, и об опере «Фиделио» в частности: таким образом внимательный слушатель и зритель избавляется от ненужных, отягощающих ожиданий «свежей струи», осознавая прелесть такого феномена, имя которому есть «Бетховен». Классика нетленна.
Степан АТАМАНОВ
Читайте нас: