Все новости
ТЕАТР
8 Марта 2021, 16:30

Где-то за МКАД

Премьерная постановка в МХТ «Месяц в деревне» по Тургеневу - это вневременная комедия про столичных жителей, оказавшихся где-то далеко за МКАД и сразу пустившихся в интриги и приключения. Егор Перегудов, один из самых известных режиссеров своего поколения (в свои неполные 40 лет он лауреат всего на свете, главный режиссер РАМТ, а главное - автор нескольких резонансных постановок в крупнейших столичных театрах), тут развернулся вовсю.

Полагаю, что зрители запомнят постановку надолго. Ну хотя бы тем, что вся немаленькая мхатовская сцена завалена душистым сеном - вот вам и декорация (страдающих аллергией на траву даже просили на спектакль не ходить! Художник-постановщик - опытнейший Владимир Арефьев). Реально пахнет скошенной травой на весь зал! И над этим скошенным полем постоянно ходят тучи и идет дождь. Герои валяются в сене, кидаются им, сооружают из него то ложе любви, то укрытие – резвятся и комикуют вовсю (особенно в первом, самом удачном, действии). Несомненно, главной стихией спектакля является стихия воды. Мало того, что герои все мокры от дождика, они еще и очень эффектно обливаются молоком.
Что придает особой пикантности – помните конкурсы «Мисс мокрая майка»? Ну так вот, тут оно самое и есть. Да и просто эротических сцен (не скажу, что очень смелых, но с вполне определенным сюжетом) хватает. Да что там эротика, в спектакле даже элементы стенд апа присутствуют. При этом видно, что никаких вольностей режиссер актерам не позволяет и ведет их к победе железной рукой, все мизансцены расписаны посекундно, и все работает как часы. Несомненно, это полностью режиссерская вещь (назову все же актеров, героически справившихся с задачей – Александ Усов, Наталья Рогожкина, Надежда Калеганова, Эдуард Чекмазов, Кузьма Котрелев, Павел Ворожцов, Анастасия Скорик, Мария Пестунова – и любимец публики Александр Семчев). На стороне Перегудова тут уже не просто талант, но и опыт постановщика больших пьес на больших сценах. И претензии, которые появляются к нему, это претензии к режиссерской концепции, а не к ошибкам постановщика. Претензий немало.
Начать с того, что от тонкой, психологической вещи Тургенева (хоть и не очень постановочной) в спектакле ничего не осталось. Вместо «тончайших изгибов любовных переживаний» (слова Станиславского о «Месяце в деревне») перед нами разворачивается настоящий фарс. Тумблеры эмоциональности, так сказать, режиссером выкручены до предела. Как и положено в фарсе, положительных героев здесь нет, все со своей придурью, да и не персонажи вовсе, а маски – Обманутый Муж, Развратная Жена, Отвергнутый Любовник, Новый Молодой Любовник и т.п. Да и даже это ничего, сделано все качественно – но во втором действии тон решительно меняется. И вот эти маски вдруг резко и не предупреждая публику начинают изображать чеховскую пьесу. Вернее, такого прото-Чехова, или недо-Чехова. Переход , а вернее перелом в настроении, в самом темпе спектакля настолько резкий, что прямо-таки шокирует зрителей – и увы, они начинают покидать зрительный зал. Ну, я их понимаю. Тебя как будто обманули – или поиздевались над тобой. Насколько динамично беззаботно первое действие – настолько заунывно второе. И все это мало имеет отношения к оригиналу. Пьеса Тургенева это и не фарс, но и не Чехов, и уж подавно не единство этих противоположностей. Но даже если забыть Тургенева, и рассматривать автономное пространство спектакля, то режиссерская попытка устроить резкую «сшибку» фарса и психологической драмы искру, увы, не выбила.

Мой рейтинг 7/10
Читайте нас: