Чтобы делать большой, интересный и значимый творческий проект – нужно много ресурса, и внутреннего и внешнего, много любви и колоссальное желание поддерживать его на протяжении лет. Если культуртрегерам удается такой размах – это вызывает восхищение, привлекает аудиторию, которая помнит, рассказывает другим, посещает... Когда-то все заканчивается. Это грустно – еще несколько страниц истории искусства каждого города, в котором есть или были свои культурные явления.
Даже о мимолетных, совсем «зеленых» проектах, которые существуют год, от силы два-три, вспоминается с сожалением, потому что есть люди, которые полюбили их, привыкли к месту-времени-событию. Но не всегда можно возродить или продолжить то, что уходит или ушло...
Малые формы – то, что лично я очень люблю. Мне нравится лаконичность (при том – глубинность, новые смыслы) на сцене. Особенно, если исходный материал на первый взгляд не представляет (обманчиво) ничего запоминающегося или цепляющего, но стоит увидеть, как его сыграли, как поставили – и происходит твой личный внутренний синтез, диалог с действием. Твое ощущение воплощенного текста. Именно воплощенного.
Моноспектакли задумывались по мотивам произведений двух авторов с разных континентов – Дженни Лоусон («Безумно счастливые») и Этгара Керета («Семь тучных лет»). Еще одна яркая особенность Мастерской театральных миниатюр имени менЯ: знакомить зрителя с современным материалом.
Итак, мужское и женское моно. Режиссер – Екатерина Темнова. Два актера, представленные как Гала и Салават. Небольшая, но вдумчивая аудитория – человек 17 – составляет зрительный зал. Кстати, о последнем: мы в уфимском Лайфстайл центре Башкирия, в Зале событий. Поначалу не хватало полноты ощущения из-за особенностей помещения. В театре привыкаешь к погружению в темноту, когда единственное освещенное место – сцена и все внимание сосредоточено только на ней. Впрочем, актеры не давали отвлечься. Очень скоро интимный эффект моноспектакля – «я наедине с персонажем» – взял свое.
Первые истории, рассказанные нам, совершенно комедийные по сути, оставили смешанные ощущения: с одной стороны, интересные и местами смешные ситуации (те же «Жирные коты», где в роли котика дебютировал зритель, помогавший актеру, – известный поэт и музыкант Рустам Нуриев), с другой – осталось желание большего напора, большей игры. Наверное, поэтому, когда публику попросили проголосовать – большинство рук потянулись за второй моноспектакль.
А вторым был «Безумно счастливые» в сокращенном варианте. Затрудняюсь ответить на пришедший после вопрос: а было бы погружение в женское моно таким сильным, если убрать самый последний, драматический монолог и оставить лишь юмористические? А что, если бы нет? От размышлений героини, жутко страдающей от ревматизма, помышляющей о смерти, появилось ощущение полной сопричастности. «Легче станет, но лучше не будет» – говорит ей муж на вопрос о том, что если она умрет и освободит тем самым семью от своего мученического вида. Последний монолог подействовал сильно. Обострил чувства зрителей, кто-то даже сделал вывод, что Гала – больше драматическая актриса, а Славе нужно сделать упор на комедию.
…О чем все это было? О людях. О их переживаниях. О их отношении к другим. О том, о чем не говорят просто так, между прочим. И не только. Возможно, о поиске выхода, разрешении сложных вопросов, которые возникают почти у всех.
Ощущения, смешанные, странные, чуточку неуютные остались. Как и всегда остается след, некий осадок после состоявшегося культурного события...
Кстати, МТМ анонсирует полную версию спектакля «Безумно счастливые»: сегодня, 4 февраля в 19:30, там же, в Лайфстайл центре Башкирия. Спектакли могут быть последними, поэтому – не упустите свой шанс.
Елена ЛУНОВСКАЯ, фото: Галарина