Пьеса Ярославы Пулинович «Свой путь» именно такая. За простым сюжетом раскрывается история страны в разные пиковые моменты. Расцвет свободомыслия перед перестройкой, 90-е со всей своей преступной символикой, повсеместное помешательство на духовности, диванная оппозиция в интернетах и так далее. Здесь же и история людей, которые крутятся друг вокруг друга во времени, изредка пересекаясь.
По пьесе «Свой путь» Михаил Рабинович поставил одноимённый спектакль на актера и актрису. Премьера прошла в уфимском русском драмтеатре 19 сентября. Она (Вера) – Софья Венедиктова, Он (Пётр) – Дамир Кротов. Пьеса делится на пятилетки, начиная от 1987 года, когда Анархист (он же Пётр) знакомится с Верой и просит её перепечатать роман Керуака. С самого начала пьесы герой задаётся как постоянно меняющийся персонаж, не имеющий собственного мнения. Все его слова о том, что такое свобода – это чужие мнения и мысли. Анархист следует общественным настроениям, не пытаясь найти самого себя. Вера (кстати, единственный персонаж с реальным именем) более цельный персонаж. Как минимум, у нее есть собственные убеждения. Если уж и печатать самиздат, то только тот, за который не дадут от 2 до 6 лет.
И такими они продолжатся в следующие пятилетки. Он будет появляться под разными именами: Анархист, Лорд, Серафим, Батя, Палыч и так далее. Она всегда будет Верой. Он будет менять свои убеждения и всякий раз будет осуждать то, что защищал в прошлом. Она будет упорно строить свою жизнь и преодолевать трудности. И в этом прослеживается посыл, что женщины строят этот мир, пока мужчины под него подстраиваются. Всякий раз с опозданием.
Тем не менее, при каждом своём появлении Пётр направляет Веру. Он посоветовал ей изучать английский, и в их следующую встречу она сдает госэкзамен на переводчика с английского. Он говорит ей, что сейчас бизнес можно сделать из воздуха, и в следующую встречу она – издатель книг по эзотерике и прочей воде. Она пробивает свой путь сама, но в каждую встречу он что-то вкладывает в неё. И, наверное, поэтому она принимает его всякий раз, когда он появляется в её жизни.
У пьесы не обозначен жанр. По прочтении кажется, что это что-то на стыке комедии, легкой мелодрамы. Многие ситуации вполне можно обозначить коротким словом «жиза». Петр комичен в том, как серьезно каждый раз говорит о своей нынешней идеологии, отрицая старую. Он всегда верен своему слову, но только слово всегда меняется. Вере сострадаешь, потому что на нее сваливаются проблемы, и единственным светлым пятном как будто на самом деле становится появление Петра. И вроде хочется сказать «пошли его, дура», но в то же время понимаешь, почему она открывает дверь.
Всю пьесу прочитываешь, как пролистываешь альбом с фотографиями. Тут посмеёшься, тут погрустишь, тут проматеришься. И потом весь день ходишь с таким двойственным ощущением. История, безусловно, смешная и местами комичная, лёгкая, но заставляет тебя осознать, как часто мы меняемся за короткий промежуток времени и сколько всего происходит.
Именно такая пьеса Пулинович «Свой путь». Даже не понятно, почему в одной статье удивились, что ей всего 33, а она написала такую глубокую вещь. Если жить полной жизнью, не закрываться от мира, наблюдать, слушать и уметь писать, то ничего удивительного.
Спектакль русского драматического театра другой. Жанр или лирично, или комично обозначили как «Ирония судьбы в 2-х действиях». Могу предположить, что это отсылка к фильму, который крутят под новый год по всем каналам. И всё очень весело.
Если в пьесе герой менялся внутренне каждый раз в угоду времени, и в этом была его драматургия, то герой в исполнении Дамира Кротова меняет одежду. Да, текст тоже меняется, но что Анархист, что Лорд, что Палыч – все звучат одинаково. Герой Пулинович всякий раз искренне верит, что нашел себя и потом, искренне переобувшись, отвергает свои суждения. Герой Кротова, словно в антрепризе или ситкоме, даёт зрителям посмеяться над собой. Как Петров в фильмах, он одинаков во всех своих проявлениях. Возможно, хотели сделать персонажа, которому кажется, что он верит в свои убеждения и высмеять такую позицию. Только это не подчеркнуто. Зритель смеялся, этого достаточно.
Вера в исполнении Софьи Венедиктовой не героиня, которая строит свою жизнь, а скорее глупая девочка, которая постоянно наступает на грабли. Забывает, что наступила на них, и наступает снова. Ей не сопереживаешь, а скорее её не понимаешь. Каждая её фраза подчеркивается жестами, театральность выкручена на максимум. Она не константа, которая со временем укрепляется в своих принципах и пути.
Исполнители выглядят брошенными, как будто им не объяснили драматургию их персонажей, рост, точки роста, задачи в каждой сцене, сквозное действие. От наполненности пьесы и истории героев в спектакле остались только «Слова, слова, слова».
Вместо сильной героини и каждый раз нового героя – два одинаковых человека, которые меняют одежду и шаблонно-театрально разговаривают друг с другом.
Вместо истории, раскрывающей страну, людей разных времен очень короткого при этом отрезка времени – сериальное повествование.
Вместо открытого финала пьесы – мелодраматичный хэппи энд. Понимаю, спектакль и пьеса могут быть разными произведениями. Вот только все решения должны быть оправданы с художественной точки зрения. Сериалы заканчиваются хэппи эндом. Зритель любит, когда всё хорошо. Возможно дело в этом.
Ещё фамилию Навального убрали из текста и вообще все реплики про «Лёшу», но тут могу понять, вдруг ещё закроют.
Возможно, хотели, чтобы люди пришли, подняли себе настроение и ушли. Спектакль только появился и со временем возможно изменится. Но это как с вином. С годами-то оно, конечно, становится лучше, вот только если хранить неправильно, окисляется. Как сказали в «Иронии судьбы» – «Поживём, увидим».