Виктор Иванов: «…но в душе я русский офицер!»
Все новости
ТЕАТР
18 Октября 2020, 15:27

Начало пути. Часть вторая

Каждый преподаватель, учивший детей из Башкирии, представляет собой целую эпоху. Все они вписаны в энциклопедию балета. Уже в 70-е годы, когда я училась в Вагановской школе, имена Николая Павловича Ивановского, Александра Ивановича Пушкина произносили благоговейным шепотом.

Педагоги по общеобразовательным предметам были очень образованными и культурными людьми. Это была истинно ленинградская интеллигенция, до мозга костей пропитанная духом великого города. Классный руководитель А. В. Пигулевская была дочерью священника, служившего здесь же в бывшем до революции Театральном училище, при котором была Троицкая церковь.
– Анна Васильевна не была замужем, мы были ее детьми, – рассказывает Эмма Мухаметовна, – в делах каждого из нас она принимала участие, знала все наши беды и желания. Преподавала она математику, очень кропотливо и терпеливо объясняла, пока каждый ребенок не дойдет до сути.
Француженка, Софья Евгеньевна Этингоф, закончила парижскую Сорбонну и, конечно же, прекрасно знала свой предмет. Добрая старушка всегда заранее предупреждала, кого вызовет на следующем уроке, не желая ставить плохие оценки.
Русский язык и литературу преподавал Кирилл Михайлович Палей, которого все называли Князем за его действительно высокое происхождение.
– Именно Кирилл Михайлович сумел привить нам любовь к поэзии, увлеченность к которой я пронес через всю жизнь, – рассказывает Ильдус Хайбуллович Хамиров. – После уроков он читал нам интереснейшие лекции, заставляя нас задумываться и обо всем иметь собственное суждение. От него мы узнали тайны смерти Владимира Маяковского и Сергея Есенина.
Педагоги прекрасно понимали все сложности обучения, зная, что главное для учащихся балетной школы – профессиональная подготовка и труд; тяжелый физический труд – вот что представляет собой утонченное и возвышенное искусство балета. И учителя, видя своих учеников уставшими, шли им навстречу. Однажды на уроке химии нечаянно заснула Венера Туляшова, и педагог – Ида Аполлоновна Лесина – начала объяснять и спрашивать шепотом, при этом приговаривая:
– Тихо, тихо, человек спит.
Однако, страстно желая сделать из ребят образованных людей, они всячески старались донести до них свои знания.
Уже в младших классах учащиеся хореографических училищ начинают выходить на сцену, исполняя небольшие партии в балетах и операх.
– Мы начали выступать в спектаклях театра им. Кирова уже со второго года обучения, – рассказывает В. Х. Галимова, – детский танец и воронята в балете «Шурале», амурчики во втором акте «Дон Кихота», Голубой вальс в первом акте «Спящей красавицы» и многие другие.
В небольшом школьном театре училища ежегодно проходили академические концерты, в которых учащиеся танцевали небольшие номера и принимали участие в целых сценах из балетов.
– Помню, как танцевала в школьном театре танец маленьких лебедей в Белом акте «Лебединого озера», где Одеттой была Светлана Адырхаева, позже солистка Большого театра, народная артистка СССР, – рассказывает Э. М. Тимиргазина.
Все годы учения Найма Валеевна и Абдурахман Лутфуллович старались чаще выпускать своих воспитанников на сцену, готовя с ними самые разнообразные партии. В младших классах – это татарский танец, в средних – вариации фей и камней в «Спящей красавице», затем нимфы из «Вальпургиевой ночи», «Шопениана», «Лебединое озеро», вариации Базиля из «Дон Кихота», Актеона из «Эсмеральды». Сами танцующие, педагоги хорошо понимали, как важно научить детей умению создать образ, свободно двигаться на сцене при любой технической сложности. Педагоги всегда подчеркивали, что владение техникой танца – это лишь метод для создания вдохновенного образа, голая техника не может быть искусством.
Особенно активное участие в сценической практике принимал Али Бикчурин.
В каких только спектаклях театра им. Кирова он не был занят! Это – арапчата в «Баядерке», маленькие сарацины в «Раймонде», поварята в «Дон Кихоте», гномы и кузнечики в «Золушке», всего не перечислишь.
Выдающиеся балетмейстеры того времени много и часто привлекали детей в свои постановки, что очень оживляло спектакли и вводило учащихся в творческий театральный процесс.
– Мы явились свидетелями рождения спектаклей таких замечательных авторов, как Р. Захаров, Л. Якобсон, В. Вайнонен, принимая участие в их премьерах «Медный всадник», «Али-Батыр» («Шурале»), «Пламя Парижа», – рассказывает А. Бикчурин, – видели выступления выдающихся танцовщиков – Н. Дудинской, А. Шелест, Н. Ястребовой, О. Моисеевой, Н. Анисимовой, К. Сергеева, В. Чабукиани, А. Макарова и многих других.
Кроме выступлений, ребята из башкирской группы могли видеть уроки и репетиции артистов Кировского театра, проходившие в репетиционном зале в самом училище. Неуемный в своем темпераменте Чабукиани, блистательная в вихре танца Лепешинская, царственная в своем великолепии Шелест, пластичный Бельский, которого в злом лешем – Шурале – невозможно было отличить от сучьев деревьев. Все они были гениальными примерами для учеников балетной школы. Глядя на их репетиции, где мастера без устали повторяли технические и пластические трудности, на их неподражаемые выступления, дети учились настоящему отношению к искусству балета, требующему полной отдачи физических и эмоциональных сил.
Последний выпускной класс. Теперь ребята из Башкирии – это прекрасно подготовленные артисты балета, воспитанные на старых традициях классической школы балета.
– Восемь лет учебы оказали огромное влияние на воспитание нас как личностей, – рассказывает А. С. Бикчурин. – Город со своей прекрасной архитектурой, музеями, театрами, культурой и традициями; конечно, наши замечательные и высокопрофессиональные учителя и воспитатели – все это участвовало в формировании нашего мировоззрения, сознания и отношения к жизни.
Выпускной год был сложным, так как училище решило готовить своих выпускников на аттестат зрелости. Кроме подготовки к экзаменам по общеобразовательным предметам, нужно было тщательно готовиться к выпускному спектаклю, последнему выступлению, на котором требовалось показать свое мастерство и умение – все, чему учили ребят в течение долгих 9 лет. Н. В. Балтачеева репетировала с девочками «Шопениану»: Эльза Сулейманова исполняла Мазурку и Седьмой вальс, Венера Галимова – Прелюд, Венера Туляшова – 11-й Вальс. Кроме этого, были подготовлены большие концертные номера. А. Л. Кумысников готовил с Али Бикчуриным па-де-де из балета «Пламя Парижа», но, к сожалению, в декабре партнерша – Эмма Тимиргазина – внезапно сломала ногу. Были перепробованы многие ученицы, но, в конце концов, пришлось пригласить солистку из театра им. Кирова – Ксению Тер-Степанову, впоследствии народную артистку СССР, с которой успешно был отработан такой сложный номер.
Выпускной концерт прошел блестяще. Он надолго запомнился всему балетному Ленинграду. Эльза Сулейманова была приглашена на работу в театр им. Кирова. Ильдус Хабиров еще год назад готовил главную партию Бахрама в балете «Семь красавиц» в Малом театре оперы и балета им. Мусоргского, но был выпущен в 1955 году и отправлен в Уфу. Али Бикчурина его педагог А. Кумысников прочил в солисты театра им. Кирова. А пока ребята отправлялись домой в Башкирию. Впереди у них были огромное желание работать и грандиозные планы. Сбудутся ли? Но это уже следующая страница в истории башкирского балета.
О. ВИЛЬДАНОВА,
Часть первая
Читайте нас: