Актеры старались, костюмы сверкали и переливались, а все остальное было тускловато. Абсолютно невнятная драматургическая основа – пьеса Михаэля Миронова своей фабулой отсылает нас к «Синей птице» Метерлинка. Планка философской сказки поднята «Синей птицей» была настолько высоко в свое время, что и по сию пору опускать ее не хочется. Но пафосная мешанина слов в спектакле не равна мудрой и изысканной поэтике великого бельгийца. Совершенно непонятно, зачем театру брать настолько слабый материал, когда есть великолепный сборник – целый том «Еврейских литературных сказок», если уж концепт театра прославлять и ставить своих, и посему Метерлинк для них не актуален. А Михаэля Миронова театр уже ставил несколько сезонов назад – довольно приятная лирическая комедия «Блуждающие звезды» (адаптация романа Шолом-Алейхема), и видимо вследствие этого доверие к автору победило все критерии искусства при отборе материала.
Есть недоумение и по поводу режиссерского видения – это ведь детский спектакль, а детям скучно, когда по сцене просто ходят и говорят, да еще невнятный, неостроумный текст. Никакого сценического движения: все начало – абсолютно нудные Повелители Стихий, рассуждающие «перипатетики», никакого взаимодействия, никакого зарождения конфликта. Деремор – главный антагонист в алом фраке, тоже не совершил ни одного поступка, на основании которого можно его было счесть злодеем, а мания величия – это психическое заболевание, а кич в одежде – не преступление. Все немотивированно в этом сюжете, и не наполнено событиями в самом спектакле. Скучно, однотонно как жизнь поющих деревьев, хотя сцену с деревьями неким действием оформили, они хоть Деремора попытались задержать. Зал вообще оживлялся всего два раза – на цветочнице, гоняющей граблями злодея и принцев с принцессами, и когда Тролль запугивал главную героиню Эмуну ножом, а потом сказал, что пошутил и вообще вегетарианец! Тролль – несомненно, самый харизматичный исполнитель во всем спектакле и самое яркое пятно в нем, несмотря на простую серую рубаху среди парчовых одеяний. Когда опрашивала зрителей, все отметили Тролля, красивые костюмы и милые песни. Кстати, фальшивые микрофоны были совершенно лишним антуражем у поющих персонажей: взрослых ими не обманешь, а дети в технических тонкостях не разбираются, без них верят всему, если их сердечко трепещет и переживает.
К чему вот эта вся грозная рецензия? К тому, что театр – это живой организм и в нем все может быть доделано, доработано, из спектакля к спектаклю могут вноситься изменения и улучшения. Чего бы и хотелось добиться. И искренне порадоваться следующему сезону в «Шалом-Алейхеме».