Поэт Айдар Хусаинов и школьники
Все новости
Мнение
21 Октября , 16:45

Коротко о традиции, новаторстве и уравниловке в искусстве

Изображение сгенерировано нейросетью
Изображение сгенерировано нейросетью
Алексей Кривошеев
журналист, поэт

1

Новаторство — та же традиция (как и традиция — традиция). Но новаторство в искусстве только тогда подлинное, когда оно сначала вместило в себя всю предшествующую традицию и одновременно видоизменило её. Внесло новацию. Это и есть — новое слово в искусстве. (Оно — не сопля, не козя пальцем из носу.) Разумеется, никто не отменял массовую литературу (традиционных лекал и т. п.), как нельзя заставить единичных авторов-новаторов-традиционалистов не создавать и глубоко нового, собственно, новационного искусства. Пути гения (духа, оживляющего мёртвую традицию) неисповедимы.

Так любой истинный новатор — прежде всего Классик, притом, в самом обширном смысле слова. Что Джойс и демонстрирует уже на уровне владения самыми разными стилями (включая «нашего» Петреску, что непреклонный член Уфли. Но сильно развивая даже его… непревзойдённого-совершенного).

2

Но если «новатор» традицией, предшествующей его искусству, не овладел вполне, то такая «новация» суть штукарство, фокусничество или шарлатанство (что по-своему тоже м. б. любопытно), а никакое вовсе не новаторство или не вполне новаторство. Искусственная прокладка (изоляция) между традицией и истинным новаторством в искусстве.

И, естественно, величия даже малого в новации (не говоря о великих формах в ней) не оценят те самые 96 процентов традиционных массовых читателей, которые по инерции настроены на узнавание той самой традиции… которая уже давно есть только подражание подражаниям.

Они, массовые любители литературы и искусства и работающая на бабло и на окормление (вполне корыстное) этого среднестатистического культурного уровня масс индустрия в искусстве (дилеры-кураторы искусственных злачных мест), способны лишь вопить и тормозить дальше свое и чужое развитие в художественно-эстетическом творчестве.

Но и единицы имеют равные со всеми права на творчество, хотя масса подражателей традиции и давит на них всей своей косной массой. Именно единицы и двигают с мёртвой точки современное искусство. Этому следовало бы способствовать, прежде всего прочего, прежде наших частных, чаще всего, массовых и косных амбиций и обид.

Читайте нас: