Итоги конкурса "10 стихотворений месяца" за октябрь 2024 года
Все новости
Карточки
29 Декабря 2022, 17:00

Мой кино-2022-й! Топ 10 фильмов, просмотренных в этом году!

2022 год оказался для кино наиболее сложным – сначала прокат подкосил коронавирус, а после всем известные события лишили российский рынок многих известных зарубежных игроков, а потому весь год киномир изрядно штормило. Плюс производство российских картин оказалось неспособно заполнить массово опустевшие кинотеатры, а многие оказались под угрозой банкротства, а то и вовсе закрылись. Зато пышным цветом расцвело пиратство, что позволило посмотреть многие ленты, которые лишились российского проката.

Все это несколько печально, ведь многие фильмы, достойные большого экрана, мы смотрели на экране ноутбука, телефона, а если кому везет, на вполне большом экране телевизора, но это далеко не так эпично, как смотреть с экрана кинотеатра. Ну что ж, ничего не попишешь – какие времена, такие и нравы. И все же, есть чем поделиться – а именно итогами этого кино-года, благо не все так печально! Традиционно этот топ я разделил на две части: первая – это фильмы этого года, а вторая – фильмы прошлого, до которых я дошел в этом году и которые достойны вашего внимания.

«Нет» («Nope», 2022 г.). Режиссер: Джордан Пил
1
«Банши Инишерина» («The Banshees of Inisherin», 2022 г.). Режиссер: Мартин Макдона
2
«Казнь» (2021 г.). Режиссер: Ладо Квитани
3
«Решение уйти» («Hyeeojil gyeolsim», 2022 г.). Режиссер: Пак Чжан-ук
4
«Королевство: Исход» («Riget: Exodus», 2022 г.). Режиссер: Ларс фон Триер
5
«Быстрее пули» («Bullet Train», 2022 г.). Режиссер: Дэвид Литч
6
«Долгий день уходит в ночь» («Di qiu zui hou de ye wan», 2018 г.). Режиссер: Би Гань
7
«Кайлийская меланхолия» («Lu bian ye can», 2015 г.). Режиссер: Би Гань
8
«Люблю тебя, люблю» («Je t'aime, je t'aime», 1968 г.). Режиссер: Ален Рене
9
«Синдромы и столетие» («Sang sattawat», 2006 г.). Режиссер: Апитчатпон Вирасетакул
10
1
«Нет» («Nope», 2022 г.). Режиссер: Джордан Пил

Наверное, это самый изобретательный и интересный фильм 2022 года. Автор таких фильмов, как «Прочь» и «Мы» в этот раз заделал настоящую фантастическую конфетку, с примесью хоррора, атмосферы и юмора. По сюжету брат с сестрой, Оджей и Эмеральд, пытаются удержать на плаву семейный бизнес – ранчо с лошадьми для съёмок в кино и рекламе. Дела идут из рук вон плохо, часть животных пришлось продать, и Оджей уже подумывает избавиться и от ранчо, когда вдруг замечает в окрестностях НЛО.

Очень жаль, что данный фильм прошел мимо наших кинотеатров вследствие санкций, ведь подобное нужно смотреть именно на большом экране, ибо фильм наполнен различными деталями, символизмом и скрытыми смыслами. «Нет» – это не только фантастический хоррор, насколько это кажется на первый взгляд, это история намного глубже – ведь это критика индустрии развлечений, которая пожирает нас всех без остатка. Определенно, «Нет» – это лучшая картина в 2022 году!

2
«Банши Инишерина» («The Banshees of Inisherin», 2022 г.). Режиссер: Мартин Макдона

Мартин Макдона, великолепный драматург и режиссер, автор такого шедевра, как «Три билборда на границе Эббинга, штат Миссури», далеко не изменил себе в своем новом фильме «Банши Инишерина». Это смешная, одновременно грустная, а подчас даже жестокая история о двух друзьях, живущих на скучном острове где-то в Ирландии, в отношениях которых случился разлад – один из друзей вдруг совершенно без объяснения причин перестает общаться и иметь какие-то дела со своим другом, и все это приведет к череде определенных событий. В новой работе Макдона доказывает, что он не только первоклассный драматург, умеющий так завертеть историю, наполненную психологизмом и юмором, но и прекрасно чувствует себя в режиссерском кресле. А уж актерскую игру Колина Фаррела и Брендона Глиссона и вовсе можно не упоминать – этот дуэт прекрасно справился с текстом Макдоны, впрочем, уже не в первый раз.

3
«Казнь» (2021 г.). Режиссер: Ладо Квитани

«Казнь» – пример очень качественного триллера из России. Дебютная работа клипмейкера Ладо Квитани, сразу бьющая в цель. 1991 год. В деле о серийных убийствах в провинциальном городке, которое расследовалось долгие 10 лет и было официально закрыто, внезапно появляется новое обстоятельство – выжившая жертва. Следователь по особо важным делам Исса Давыдов, который за закрытие дела получил повышение, вынужден срочно разобраться в ситуации и оправдаться перед начальством, под давлением которого он закрыл глаза на несостыковки и недостаточность улик. Он решает во что бы то ни стало исправить свою ошибку и сделать всё возможное, чтобы маньяк признался в убийствах. Ладо Квитани сделал прекрасно закрученный, напряженный триллер, наполненный южнокорейскими мотивами и потрясающим визуалом.

4
«Решение уйти» («Hyeeojil gyeolsim», 2022 г.). Режиссер: Пак Чжан-ук

Новая работа южнокорейского мастера Пак Чжан-ука, режиссера таких картин, как «Олдбой», «Служанка» – прекрасный лирический нео-нуар, такой же изобретательный и сильный в эмоциональном плане, как и предыдущие лучшие работы режиссера. Детектив расследует смерть мужчины, упавшего со скалы. Вдова покойного сотрудничает со следствием, но чем дальше продвигается дело, тем больше детектив её подозревает и тем сильнее влюбляется. Чжан-ук, поработав немного в Штатах, вернулся обратно в Южную Корею, и снял настоящий шедевр, удостоенный приза за лучшую режиссуру на Каннском фестивале.

5
«Королевство: Исход» («Riget: Exodus», 2022 г.). Режиссер: Ларс фон Триер

Спустя 25 лет Ларс фон Триер снял третий сезон мистического сериала «Королевство» – историю о больнице, населенной призраками. Оригинальный сериал не был закончен, оборвавшись на самом интересном месте, а смерть одного из исполнителя главной роли поставил крест на продолжении сериала. Но Триер, как и Дэвид Линч, который спустя так же 25 лет вернулся в «Твин Пикс», решил все же закончить эту историю. По сюжету некая Карен, лунатичка, недовольная тем, как закончился оригинальный сериал, решает навестить Королевский госпиталь и наконец поставить точку в этой истории. «Королевство» – это не только сериал ужасов, сколько смешная и ироничная история, которая позволяет Триеру поиздеваться над шведами и датчанами, над современными веяниями толерантности, и над самим собой. Впрочем, не воспринимайте все излишне серьезно – ведь это Ларс фон Триер! Спасибо за третий сезон – это было великолепно!

6
«Быстрее пули» («Bullet Train», 2022 г.). Режиссер: Дэвид Литч

Если бы меня спросили, какой зрительский фильм был бы лучшим в этом году, я бы ответил, что это «Быстрее пули» от режиссера «Джона Уика» и «Дэдпула», поставленный по бестселлеру Котаро Исаки. Наёмник под кодовым именем Божья Коровка отправляется на новую миссию: вместо заболевшего коллеги он должен сесть в скоростной поезд Токио – Киото, выкрасть чемоданчик и сойти на промежуточной станции. Но выполнение простого задания сильно осложняется, когда выясняется, что состав просто кишит всевозможными киллерами. Довольно веселый, зрелищный и интересный фильм «на вечер», который не стыдно посмотреть.

7
«Долгий день уходит в ночь» («Di qiu zui hou de ye wan», 2018 г.). Режиссер: Би Гань

Переходим к фильмам прошлого. Би Гань – режиссер из Китая, открытый мною в этом году. И честно сказать – это лучшее, что я видел в азиатском кинематографе. Атмосфера, неспешный ритм, удивительные съемки одним кадром, соединение реальности, снов и воспоминаний. Можно рассказывать много, но лучше всего хотя бы раз увидеть. По сюжету, фильм представляет собой нео-нуар, который разворачивается в воспоминаниях человека. Главный герой Ло Иву возвращается в родной город на похороны отца. 12 лет назад у него здесь был роман с девушкой друга, и с тех пор она поселилась в его воспоминаниях, желаниях и даже кошмарах. Теперь для Иву в поисках той женщины прошлое смешивается с настоящим, а реальность – с вымыслом.

8
«Кайлийская меланхолия» («Lu bian ye can», 2015 г.). Режиссер: Би Гань

Еще один фильм Би Ганя, дебютный, но не менее достойный, чем «Долгий день уходит в ночь». По сути оба фильма очень похожи между собой и представляют не столько сюжет, сколько блуждания в воспоминаниях и снах. Бывший преступник Чэнь по поручению матери отправляется из города Кайли в деревню Данмай на поиски своего племянника Вэйвея. Прибыв в деревню, он встречает там людей из своего прошлого и будущего. Уже в первой работе Би Гань по максимуму использует свой стиль, ведя зрителей через череду образов, говоря об ушедших временах и будущих. Феноменальная картина, которую нужно скорее прочувствовать, нежели чем понять.

9
«Люблю тебя, люблю» («Je t'aime, je t'aime», 1968 г.). Режиссер: Ален Рене

Посмотрев этот фильм образца 1968 года, можно понять, откуда растут ноги у фильма «Вечное сияние чистого разума». Главный герой, Клод Ридер, после неудачной попытки самоубийства приглашается в клинику для научного эксперимента по перемещению во времени. Ему предлагается переместиться на минуту в 1966 год, когда была жива его жена Катрин. В какой-то момент эксперимент выходит из-под контроля, и Клод начинает теряться во временном пространстве… Представитель «новой французской волны» Ален Рене наполнил свою картину смелым монтажом, фантастическими образами со скачками во времени и пространстве, смешными и живыми диалогами. Но в то же время – это довольно печальная картина.

10
«Синдромы и столетие» («Sang sattawat», 2006 г.). Режиссер: Апитчатпон Вирасетакул

Тайский режиссер Апитчатпон Вирасетакул – уникальный режиссер во всем кинопространстве. Его фильмы – это один большой сон, медитация. На его картинах можно хорошо отдохнуть душой, не пытаясь разобраться, что происходит на экране. Фильм составлен из отрывков памяти, которые начинаются внезапно и заканчиваются без логического конца. Дантист хочет стать певцом и интересуется одним из своих пациентов, буддистским монахом, который мечтает стать диск-жокеем. Один из докторов неловко объявляет свою отчаянную любовь к доктору Тоею (главной героине), которая ассоциирует его с бывшей влюбленностью, которую она испытывала к эксперту по орхидеям... Если вы устали, заработались – посмотрите фильм «Синдромы и столетие» и просто отдохните!

Автор:Егор Окунев