Все названные кинокартины более-менее известны своим зрителям, они уже прошли, прогромыхали по всему миру в кинотеатрах. И тут вдруг они двинулись широкой поступью строевым шагом на «Оскара». М-да! «Такое-сякое» в былые времена у киноакадемиков редко случалось, чтобы россыпь славных, ярких да не плохих … Ранняя весенняя оттепель в их душах, что ли? Как правило, чаще всего пару лет назад номинировались «тёмные лошадки» – фильмы-невидимки, и актёришки, ещё не вкусившие заоблачной славы… незазнайки.
+Помимо кинофильмов также и нынешний актёрский состав номинантов поражает… немножко. И здесь «звезда со звездой», «звезда на звезде», в хорошем понимании. Перечислять, как полагаю, нет смысла. Хотя нет, подсвечу малость софитами красную дорожку, по которой шествовали гурьбой номинанты, а именно: Брэд Питт, Антонио Бандерас, как всегда – Леонардо ДиКаприо, Рене Зеллвеггер, Шарлиз Терон, Скарлетт Йоханссон, Сирша Ронан. Том Хэнкс, Энтони Хопкинс, Аль Пачино, Джо Пеши, Лора Дерн, Кэти Бейтс, Марго Робби… И довольно! Хватит! Дым из глаз уже идёт, клубится. Очевидно же, что звёздный ливень зашкаливает, их чрезмерно многовато будет. Перебор!
Однако же праздник с привычной его помпезностью удался! Волчком, зайцем прыгнул к вершине шедевр «Паразиты», и победитель вполне был ожидаем для знатоков хорошего, умного кино. Наконец, социальную драму посадили во главе стола, где затронуты общемировые проблемы. Но нет смысла о ней говорить и размазывать не ко времени сопли, мысли. На сей случай у нас имеется кинорецензия Егора Окунева «Жизнь взаймы», и желающие ознакомиться с ней могут пройти по ссылке.
А дальше пойдём по зигзагообразному тянущему шлейфу «Паразитов» и составим… а там как получится, список замечательных, в «стену стучащих», кричащих во весь голос, фильмов с тематикой «социальная драма». И преимущественно список (шорт-лист, лонг-лист) будет состоять из современных российских фильмов, так как они несут такую же жгучую остроту, а возможно и больше, чем зарубежный кинематограф. Потому что в них – мы, и они – про нас!
Жизни 800 человек общежития висят буквально на волоске из-за безразличия местных властей. В любую секунду здание может рухнуть или разрушиться частично. И кто бы мог подумать, что судьбы людей окажутся в руках простого сантехника, который обнаружил надвигающуюся страшную беду. Но удастся ли ему что-то изменить и предотвратить катастрофу? Фильм, по сути, выносит за рамки обывательского понимания нечто другое. О чём авторы двусмысленно намекают, шёпотом говорят. Как повернуть людей к зеркалу, и чтоб они свою личину в конце концов истинную узрели? Сложно, невозможно! И одиночке (воину, дураку) не сдвинуть силикатный кирпич, что лежит на его пути. И потому что нельзя…
1945 год. Первая послевоенная осень и приближающаяся незаметно зима. Страдающая от внезапных приступов остолбенения Ия (Виктория Мирошниченко) по прозвищу Дылда работает в ленинградском госпитале и воспитывает рожденного на фронте сына Пашку. Повседневную рутину прерывает приезд боевой подруги Маши (Василиса Перелыгина): девушка всерьез настроена забрать у Ии то, что когда-то принадлежало ей. И как всегда идёт что-то не так. Отображение: победители войны – не очень-то похожи на победителей. Скудоумный вялотекущий сюжет перекликается с ужасами, коих не избежать и после войны. Герои-сомнамбулы непривлекательны внешностью, и говорят-то настолько неразборчиво, что, кажется порой, бормочут всякую тарабарщину под нос. Тихи как подвальные мыши. Но и здесь уловима именно та «правда», которую ищешь в каждом авторском кинопроизведении, в арт-хаусе. И находишь, так или иначе!
Молодой одарённый врач скорой помощи Олег (актёр Александр Яценко) проживает день, свою жизнь только работой. Его не тревожат мировые события, что вокруг происходят. Для него более значителен непреложный факт – жизнь или смерть! Сейчас или никогда! Он понимает, что от него зависит слишком многое. Каждый день для Олега – это бесконечное сражение за жизни людей. Вот только за светлыми идеями сделать мир лучше Олег вовсе перестал замечать, что его личная жизнь начинает стремительно разваливаться на куски. Уставшая ждать внимания жена бросает Олега, а новый главврач больницы не разделяет идей своего подопечного и беспокоится только о статистике и правилах. Но главный персонаж… (без всякой опаски, можно сказать, и герой нашего времени) продолжает курсировать с вызова на вызов, спеша спасать человеческие жизни. Сумеет ли Олег спасти свою? Драма чётко отражает сегодняшнее положение медицины с его кажущимися неизлечимыми болячками: чего, соответственно, не взять и не отнять.
Конечно, данная картина чуточку выбивается из построенного здесь киноряда, ибо она рассказывает о журналистском расследовании. В основе сюжета лежит громкий секс-скандал 1976 года. И корреспонденты бостонской газеты разоблачают случаи педофилии, в которых обвиняются представители римско-католической церкви. На роли журналистов, расследовавших дело, пригласили звезд первой величины: Майкла Китона, Рэйчел Макадамс, Марка Руффало. После просмотра киноленты остаётся печальный и горьковатый осадок с неуходящими в никуда мыслями: а сколько ещё за закрытыми дверьми мерзостей происходит, которые сложно выявить? За смелость режиссёру большое спасибо! Не зря фильм получил «Оскара» в 2016 году как «лучший фильм» и «лучший сценарий». Прослеживается по ходу фильма некая пресность, скучноватая отдалённость. Ну, всё говорят, говорят в своей редакции… Но, как ни странно, эта серая будничная «оскомина» идёт кинокартине.
Москва – благоустроенный «город-государство» с бережно уложенной плиткой, ухоженными улицами и удобным общественным транспортом. На обратной стороне солнца вселенского благополучия – нищета и беспрерывная война за выживание нелегальных эмигрантов, ютящихся в старых коммуналках. Или ещё Бог знает где.
Главная героиня фильма, едва придя в сознание от родов, сбегает тут же из больницы через окно. Оставив ребёнка, казалось бы, навсегда, она бежит на работу – ощипывать куриц в подпольной дизентерийной "фабрике". Нужно отослать денег семье на родину. Денег она не получает. Снова заказчик кинул, обманул.
Помимо семейного долга, у Айки имеется долг вполне осязаемый – перед коллекторами. Перед ней встаёт страшный вопрос, от которого кровь стынет в жилах: спасти семью от страшной расправы или своего ребёнка; у неё вдруг пробудилось и материнское чувство.
Этот фильм завлекает тем, что он от первого и до последнего кадра реалистичный, насколько можно и возможно. В происходящее веришь без тени сомнения, как будто мы посмотрели в окошко реальной чьей-то истории, невольно заглянули в замочную скважину. Сама Айка здесь олицетворение всех мигрантов, что живут в чудовищных условиях в больших городах, мечтают о лучшей жизни, понимая, что обратной дороги при всём старании, нет.
Если разобраться, социальная драма не в чести у широкой аудитории. Её стараются избегать, как изгнивший пол под ногами, так как легче обойти «гниль», а не заменить доски. Проще не видеть бомжа, умирающего дряхлого старика на тротуаре, чем оказать помощь… они же воняют. Ибо вечен, непрошибаем ничем постулат: «Нищета сама виновата в своей нищете!», и в него верят те, кто… ну, понятно кто! С социальными драмами, «социалками» у нас, если на то пошло, имеются и перегибы. Отпугивает напрочь, к примеру, фильм «Груз 200» – блевать хочется и во время просмотра, и после. Да, та же синь-правда, но там нет человека – одна падаль. И как Алексей Балабанов, режиссёр «Брата», «Брата-2» и «Замка» по Францу Кафке, отважился на ТАКОЕ?! Не могу понять и простить, даже человека, которого уже нет в живых. Не досмотрел и фильм «Волчок» режиссёра Василия Сигарева, сделанный из низкокачественной пластмассы, из тонкой папиросной бумаги, из… тумана жуткой реальности. Не хотелось лицезреть на то, как втянули, использовали дяди и тёти с камерой в руках маленькую девочку-актрису в различных жутких сценах. Как её, несмышлёныша, пытались изобразить: то ли маленьким монстром, то ли диким зверёнышем, что злится и ненавидит окружающий мир. И мать-мерзавка её чёрт знает что вытворяет. Нет! Не для меня.
Правдорубские амбиции или высокая, высоконравственная культура в белых перчатках? Что ближе к человеку? Конфликт, разбор, терзаний стержень столь гибкой темы не исчерпан. Шиковать в «розовых очках» или же солью посыпать кровоточащие незажившие рубцы? Режиссёров лихорадит, часто и молодых. Как, впрочем, и саму цивилизацию с её «Паразитами», «Джокером». И как всё это лечить? Каков рецепт от напасти той?