Книга о СВО, написанная без автоматных выстрелов, грома пушек и минометов, лязга танков. Так можно охарактеризовать сборник рассказов калининградского писателя, поэта и журналиста Евгения Журавли «Линия соприкосновения», презентация которого состоялась 8 февраля в Уфе, в корпусе № 2 Национальной библиотеки Республики Башкортостан. Вместе с ним на встречу приехал предприниматель, общественный деятель, участник боевых действий, ветеран СВО, боец специального подразделения «Шторм Z» Даниил Туленков. Как писатель Даниил Юрьевич стал известным, выпустив книгу с одноименным названием «Шторм Z», посвященную службе в рядах СВО штрафников, бывших заключенных, согласившихся подписать контракт с Родиной, среди которых оказался и он сам.
У Евгения Журавли, в отличие от традиционного изображения специальной военной операции, в книге нет боевых сцен. Автор на первый план выносит судьбы людей, их надежды и отчаяние, стремление к любви и жажду жизни.
Презентация сборника в Уфе стала отличной возможностью для литературного сообщества города обсудить произведения с авторами, узнать их взгляд на происходящие события и поделиться своими впечатлениями.
Вначале встречи Евгений Вячеславович рассказывает о том, как отправился на Донбасс в качестве волонтера, помогал людям в разрушенных городах и селах.
– Вообще, я ехал в зону боевых действий не для того, чтобы потом об этом написать. И, я точно не сторонник писать по горячим следам, – говорит Евгений Журавли. – Этот конфликт, через определенный промежуток времени ещё разберут по полочкам, определят его рамки. А ещё через какое-то время начнется рефлексия. У нас же по поводу октябрьской революции в стране до сих пор нет консенсуса в обществе. А это событие тоже огромное, эпохальное. Но я понимаю, что на моих глазах происходит история. Я стал свидетелем, как каждый конкретный человек в кризисный момент, «на сломе», проявляет самые яркие качества своего характера. У меня там родилось столько важных мыслей. И я понял, что обязан зафиксировать эти размышления, пока не притупились чувства. Это книга не столько о войне, сколько о нас, людях. О человечестве. О любви и горе, о хрупкости мира и надежде, о том, как человек стоит перед огромной громадой – неотвратимостью. И в этот момент проявляется самое главное, что составляет человека. Эта книга – о противоречивых сложностях жизни, выкрученных на максимум...
Герои моих рассказов: женщины и мужчины, местные и с большой земли, старые и молодые, военные и гражданские, «медики, блогеры, волонтёры, корреспонденты» – длинная галерея портретов. «Я не знал, куда мне деться от этих голосов, голосов живых», – говорит в какой-то момент писатель.
Конечно же, самой интересной частью презентации стали ответы наших гостей на вопросы уфимцев.
На вопрос в чем он видит первопричины конфликта, донбасскую трагедию, Евгений Вячеславович отвечает, что у нас не национальный конфликт, а мировоззренческий.
– Мы не на русских и украинцев разделились, а на «своих» и на «чужих». Для меня это русская трагедия. Я её ощутил в 1991 году. Я родился в 1979 году и хорошо помню развал СССР. Я тогда был подростком, у нас в классе учились азербайджанец, узбечка, латыш... Но мы об этом даже не думали и не знали, не было никакого национального деления. Тут – раз – страна развалилась, и сразу по всем окраинам полилась кровь. Потом на несколько десятилетий всё заморозилось. Но ещё тогда, подростком, я ощущал, что это выльется в большой конфликт.
Сама же война идёт вовсе не между национальностями. У меня в книге луганчане разговаривают диалектно, а украинцы – порой чисто русскоговорящие. Мне было важно обратить на это внимание читателя. В донецком ополчении – половина этнических украинцев, а на той стороне – Буданов, Филатов...
– Почему на Украине российская идеология великой дружбы братских народов не сработала, а западная смогла переформатировать часть населения?
– Самый простой ответ: Россия вообще не боролась на этом фронте. Ни ранее, ни сейчас. Запад в этом смысле действует гораздо настойчивей и прагматичней. Вбивать клин между русскими и украинцами начали еще с 1950 года, когда значительная часть бандеровцев вышла из лагерей и тюрем. Мы навязывали украинцам коммунистическую идеологию: «Мы – братские народы, а вообще один народ, давайте жить дружно!». Запад говорит более конкретно: «Украинцы, хотите пенсию 2500 евро и жить, как в Европе? Делайте то-то!». И они, как дети, верят этим пустым обещаниям до сих пор.
Уже с 1989 года, еще до развала Советского Союза, на Украине начались антироссийские разговоры, появилось движение за отделение от России. Оно щедро подпитывалось западными идеологами миллиардами долларов. А человек, как огурец, – подчеркнул Евгений Вячеславович, – в каком рассоле полежит, таким и становится. Если все вокруг денно и нощно говорят о ненависти к России, видят в ней корень всех бед, она пропитает любого индивида, особенно молодежь.
Евгений Журавли рассказал, что его родные брат и сестра живут в Литве, им пришлось выучить литовский язык, но все равно русские люди отдалены от общества, национализм проявляется во всех сферах жизнедеятельности прибалтийских стран, русское население здесь притесняют и вынуждают уехать в Россию, особенно это заметно в Латвии.
Тесная дружба народов была только при Советском Союзе. Евгений вспомнил, что пересекали границу, например, между СССР и Болгарией, даже не показывая паспорта, повсеместно стояли памятники советским воинам – освободителям, а население всегда почитало и тепло встречало русских туристов.
На вопрос главного редактора информационно-публицистической газеты «Истоки» Айдара Хусаинова – какое значение придают слову «война» в зоне боевых действий? Автор книги ответил, что гражданское население видит в этом освобождение от нацизма, от идеологии расизма. Ведь люди здесь в абсолютном своем большинстве ждали Россию! И тут такие жуткие бои, они все очень пострадали. С нашим наступлением рушатся заводы, города, стираются с лица земли целые поселения. У людей от этого внутренний психологический конфликт, как сейчас модно говорить, когнитивный диссонанс: «Неужели мы для русских враги?». Но вслед за военными в города заходим мы, волонтеры – и просто помогаем. Продуктами, одеждой, медикаментами, чистой питьевой водой и просто добрым словом. Показываем, что мы – вместе, что все они для нас родные. Ведь в ряде районов впервые появились книги и школьные учебники на русском языке.
Писательница Елена Чумакова поинтересовалась, как затяжная война может повлиять на психику людей?
– Очень негативно, – отвечает Евгений Вячеславович. – Если человек воюет год, два, это еще допустимо. Но если боевые действия продолжаются три и уже четыре года, это трагедия, в головах бойцов начинаются необратимые процессы в психике. В одном из писем на фронт, один школьник ошибся и в письме бойцам СВО написал не «Берегите себя!», а «Берегитесь себя!». Я считаю, здесь нет оплошности, есть в этом двоякий сакральный смысл. И нет гарантии, что после победы все бывшие военные найдут свое место в гражданской жизни, не оступятся, не потеряют смысла жизни, не погрузятся в затяжную депрессию, не будут решать свои социальные проблемы незаконными, насильственными способами. Помочь после победы нашим воинам СВО смогут только большая забота со стороны государства и мощные психологические центры. Такие центры повсеместно созданы в США, после вывода их войск еще из Вьетнама. И нам нужно об этом нужно позаботиться уже сегодня.
Презентацию продолжил писатель Даниил Туленков «Шторм Z».
Интересную информацию о боевых действиях в зоне СВО, как говорится из первых уст, рассказал екатеринбургский писатель, историк, общественный деятель, публицист и предприниматель Даниил Туленков. Он родился 24 февраля 1979 года в Свердловске. С 2009 по 2019 год Туленков руководил фирмой, поставлявшей строительную и сельскохозяйственную технику.
С 2019 года находился под судом по искам клиентов. В 2022 году был приговорён к семи годам колонии общего режима по статье о мошенничестве. Летом 2023 ушёл из мест заключения на СВО. В январе 2024-го помилован и демобилизован. А вскоре вышла книга Туленкова «Шторм Z», написанная ещё во время службы в войсках и тогда же частями опубликованная в блогах. Вышла она тиражом 40 тысяч экземпляров, отпечатанных в издательстве «Яуза». Автор отметил, что никакого рецензирования текста не было. Особо подчеркнул, что для бойцов на фронте важное значение имеет тот факт, когда кто-то говорит от их имени, а не напутствия и советы пассивных наблюдателей из тыла. Также отметил, что война с 2022 года вышла на новый технический уровень. Например, в 2023 году, никакого засилья дронов не было.
– В тот период, когда я прибыл в зону проведения СВО, ты мог в одиночку пересечь открытое пространство на глазах у вражеского FPV-дрона, и они бы не стали тратить его на одного человека, – поведал он. – А вот когда я уже уезжал, они готовы были тратить по два дрона на одного бойца. А по той информации, которую я сейчас получаю от своих товарищей, проходящих службу, они уже и пять FPV-дронов готовы потратить на одного человека.
Даниил также рассказал о второй своей книге, под названием «Жена штурмовика», о боли матерей, потерявших своих детей и мужей, родных и близких. И еще отметил, что участники СВО с нетерпением ждут приезда на фронт артистов, поэтов и музыкантов. Артисты держат настоящий культурный фронт, их оружие – искусство, благодаря их выступлениям бойцы отдыхают душой и сохраняют волю к победе.
Надо напомнить, что первая презентация книги «Линия соприкосновения» Евгения Журавли, прошла в ноябре 2024 года в Калининграде, а теперь работу Евгения оценили и на федеральном уровне. Книга вызвала значительный резонанс в литературном сообществе. Издание было отмечено в коротких списках федеральных премий, а «Литературная газета» в апреле 2025 года назвала ее «недооцененной и на данный момент лучшей книгой об СВО». В 2026 году сборник вошел в финал престижных российских литературных премий «Главкнига» и «Слово».
Не знаю, что и думать, сам был в шоке, – признался Евгений Вячеславович после общего фотографирования и подписывая автографы читающей публике. – Но не думайте, что возгоржусь, я простой парень. И я понял очень простую истину – задача армии – воевать, но победить только оружием невозможно. Войны заканчиваются не когда сломлено сопротивление, а когда исчезает ненависть народов друг к другу. Будем работать в этом направлении.