В четырёх модулях развернулась экспозиция из 98 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства 26-ти преподавателей самой первой в Уфе Детской художественной школы, открывшейся в 1960 году в промышленной части города — Черниковске.
Открывают экспозицию произведения старейших преподавателей школы. Среди них, заслуженный работник культуры РБ Виктор Андреевич Голов (1925–1997). Долгие годы, активно совмещая административную работу с преподавательской деятельностью, он делился творческим опытом со своими учениками. Его небольшие по формату тонкие, лирические этюды, исполненные в лёгкой импрессионистической манере, запечатлели сиюминутное мгновение тёплого розового заката, окутавшего старый город, с его прохладным речным портом и белокаменными соборами, ностальгическую красоту уютных уфимских двориков, с прогуливающимися горожанами («Летний день», «Полдень», «Старая Уфа», «Во дворе»).
Среди преподавателей по дисциплинам «графика» и «скульптура» был выпускник Пензенского художественного училища им. К. А. Савицкого Борис Иванович Замараев (1940–2017), приверженец «чистяковской» педагогической системы художественного образования второй половины XIX века. Система, основываясь на глубоко реалистическом, объективном отражении мира через чувства и понимание жизни, воспитывала художника в подлинном смысле этого слова. Обучая своих учеников по этой системе, рассматривающей «общую» структуру произведения, педагог на уроках рисунка строил импровизационные постановочные натюрморты, с воздвигнутым на пьедестал камнем, обёрнутым колючей проволокой, либо с введённым в композиционное пространство человеческим черепом. Ярким подтверждением этой популярной педагогической системы являются его произведения 1970-х годов — графические портреты, с выверенной композицией и психологизмом образа, деревянные скульптуры, посвящённые как простым людям, так и выдающимся личностям (мужской и женский портреты, «Портрет девушки со скрипкой», «Портрет М. В. Нестерова», «Портрет Мубаряковой»).
Такой же творческой энергией и страстным желанием воспитать в своих учениках любовь и преданность к искусству обладал выпускник Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной Евгений Михайлович Цибульский (1923–1977), представленный в экспозиции гипсовыми объёмами: женские портреты и «Сельский учитель».
Яркая, пастозная манера живописи прослеживается в пейзажных композициях и портретах выпускника Казанского художественного училища Анвара Гилязетдиновича Сагитова, в течение 20 лет преподававшего в школе живопись, рисунок и композицию («Нагорная Бьянка», «Пейзаж с ручьём», «Девушка в головном уборе»).
Таинство природы и яркие характеристики персонажей переданы в живописных этюдах и портретах «Домик окнами в сад», «Вечереет», «Девушка с красным шарфом» выпускника Пензенского художественного училища им. К. А. Савицкого Георгия Максимовича Крупина (1935–2019).
С приходом новых педагогов-графиков, изобразительный язык произведений которых индивидуален, школа оживилась. Так, мягкий акварельный летний этюд и строгая, лаконичная линогравюра «Сим. Летний вечер» Евгения Михайловича Хоменко (1937–2009) противопоставлены ксилографическому триптиху «Отражение» Владимира Фёдоровича Факова (1947–2025), выраженному через штрих, пятно и силуэт.
С 1964 года директором художественной школы № 1, а с 1977 года — школы искусств была талантливый педагог Александра Михайловна Графова (1936–2011). При её руководстве сформировались популярные школьные традиции: пленэрные походы, конкурсы детского рисунка на асфальте, ежегодные республиканские слёты юных художников, заложивших методико-организационную базу для будущих конкурсов детского художественного творчества, организуемых в Башкортостане, — республиканских и всероссийских, в том числе, конкурса имени А. А. Кузнецова.
В апреле 1999 года Детской художественной школе № 1 было присвоено имя заслуженного художника БАССР Алексея Александровича Кузнецова (1927–1990), сыгравшего большую роль в учреждении Башкирского республиканского общества изобразительного искусства (1989), обозначившего стремление преподавателей детских художественных школ и школ искусств республики к профессиональной консолидации.
Выпускник школы Сергей Николаевич Андреев, с 2013 года став директором ДХШ № 1 им. А. А. Кузнецова, продолжил традиции, способствующие её дальнейшему развитию. Профессиональным рисунком, классической композицией и тонально разработанной живописью обладают его пленэрные пейзажи и монументальные натюрморты («Паводок», «Кажаево», «Село Тюляк», «Чурёмуха», «Хлеб»).
Строгостью композиции, цветовой декоративностью, историзмом и философской интерпретацией отмечены холсты «В селе Воскресенском», «Старый медеплавильный завод в селе Воскресенском», «Пётр и Андрей» Рамиля Хайрулловича Мустаева.
Философией жизни проникнуты живописные произведения Кима Хабибуллина «В подъезде» и «Про серп, колосья и мясорубку».
Уютный уголок, отражающий деревенскую жизнь, удачно скомпонован произведениями молодых преподавателей Динары Гарифуллиной («В родном доме», «Мои травы»), Али Родионовой («Лещи») и Айгуль Сираевой («Охота»).
В 2001 году завучем ДХШ № 1 становится Зайтуна Равильевна Шарипова — талантливый педагог, неординарно работающий с самыми маленькими детьми, большинство которых — лауреаты и дипломанты многих конкурсов, в том числе, «КотоВасии» и конкурса им. А. А. Кузнецова. За основу своей деятельности новый директор и завуч взяли сохранение и преумножение традиций и достижений школы, накопленных за весь период его существования.
Сюжетами работ Зайтуны Равильевны стали живописные просторы башкирского края. Желание передать красоту первозданной природы приводит автора к акварелям, выполненных в технике «alla prima», с сохранением свежести и непосредственности мировосприятия. В пейзажных мотивах, через мысли, чувства и настроение, она стремится выразить личные переживания. В изображении белокаменных храмов, полевых цветов и трав, художник тонкими градациями цвета и света совмещает драматизм с лёгкой, воздушной и загадочной трактовкой сюжетного образа («Осень на Урале», «Тишина», «Из детства»).
Среди молодого преподавательского состава художественного отделения, пополнившегося в 1980–1990 годы, стали Наталья Бабина, Аля Родионова, Айгуль Сираева, Марсель Хафизов и другие, представленные в экспозиции свежими акварелями и живописными холстами («Осень. Пешеходы», «Солнечный день», «Букет», «Перемены», «Автопортрет»).
Богата и разнообразна колористическая палитра пейзажных мотивов с историческими достопримечательностями Уфы и районов Башкирии педагога Анжелики Фуфаевой. От тончайших цветовых переходов в акварели по-сырому до пронзительной декоративности в масляной живописи, художник достигает выразительного мастерства в передаче определённого природного состояния в работах «Туман в Мурадымово», «Дом караванного И. И. Домнина», «Покровский храм. Вечереет», «Крестовоздвиженский храм», «Село Воскресенское».
Несколькими работами представлен преподаватель Юрий Николаевич Григорьев (1951–2024) — инициатор детских художественных конкурсов на базе ДХШ № 1, традиционной Черниковской «КотоВасии» ко Дню смеха, а также ежегодных выставок ко Дню Победы в Великой Отечественной войне. Теме Победы посвящён его строгий, исполненный драматизма, графический триптих «Посвящается».
Военная тема отражена также в живописных и графических работах Р. М. Мустаева («Освобождение»), С. Н. Андреева («Посвящение деду») и М. М. Хафизова («Воспоминания», «Песня», «Возвращение»).
Очаровательны сказочные кукольные образы из папье-маше («Кролик из Зазеркалья», «Мышиный король», «Мудрая сова») и изумительные керамические тарелочки с традиционным башкирским орнаментом Динары Гарифуллиной.
Красивы и изысканы керамические женские украшения Ирины Таран.
Творческое воображение, оригинальность композиции, эмоциональная образность и яркий, сочный колорит отличает работы Анны Калантар в технике вышивка тамбурной гладью («Тихая жизнь», «Когда цветут луга»).
Преподавателем Верой Георгиевной Деркач, много лет проработавшей в Детской художественной школе № 1 им. А. Кузнецова, была разработана авторская программа по декоративно-прикладному искусству, занявшая второе место на Всероссийском конкурсе методических разработок для средних и высших учебных заведений. Ныне эту программу она реализует в воскресной школе при Свято-Пантелеимоновском храме в Уфе. Простотой и лаконизмом покоряет её скульптурная композиция «Ангел с ягнятами».
Своеобразной композицией и особой живописностью обладают глазурованные керамические объёмы «Синий ветер» и «Осень» Михаила Тарана.