Поэт Айдар Хусаинов и школьники
Все новости
ВЕРНИСАЖ
20 Октября , 17:05

Елена Абушахмина – представитель авангардного направления в живописи

Статья в двух прелюдиях о выставке авангардной живописи уфимской молодой художницы Елены Абушахминой в галерее «Твоя картина» в центре ПОЛИГЛОТ.

Елена Абушахмина
Елена Абушахмина

Прелюдия 1

К выставке Елены Абушахминой «Импровизация» (с 19.10. по 16.11.25)

Выставка известного художника Елены Абушахминой «Импровизация» будет представлена в стенах Полиглота практически в течение месяца. Эту выставку ожидают, о ней спрашивают художники, любители живописи. Думается, это не случайно. Мастер вошла в творческое пространство Уфы не только как автор интересных и изысканных картин, вдохновленных поэтикой бытия, но и как куратор и вдохновитель целого ряда направлений в деятельности художников нашего региона.

Слово «авангард» звучит повсеместно. И на каналах Центрального телевидения страны, и в кулуарах художественных галерей по всей стране. И не только в кулуарах, а в галереях, работающих именно с авангардным направлением в живописи.

«Первый авангард» безусловно принадлежит русским художникам, относится к началу ХХ века и связан с такими именами, как Марк Шагал, Казимир Малевич, Василий Кандинский, Павел Филонов, Наталья Гончарова, Давид Бурлюк, основоположник российского футуризма, чье имя сейчас на слуху и чья персональная выставка впервые проводится в настоящие дни в Москве. Его имя неразрывно связано с Уфою, поселком Иглино, где он жил в двадцатые годы прошлого века перед эмиграцией. Первые революционные годы потребовали авангардного искусства, и оно доминировало, было востребовано. Приход социалистического реализма во все сферы культурной жизни страны закрыл двери этого направления в искусстве на несколько десятилетий. Апофеозом борьбы с яркими попытками авангардных течений можно назвать знаменитую разгромленную бульдозерную выставку в Москве, в 1974 году.

Однако «авангардноборческие» усилия привели к появлению «Второго авангарда» со своими локациями, именами, героями. Илья Кабаков, Владимир Яковлев, Анатолий Зверев, Эрик Булатов, много других имен.

Знакомство с работой музеев и картинных галерей в других городах России показывает, что направление в живописи под названием «авангардное искусство» объединяет очень много разнородных нонкомформистских явлений в живописи. Как бы ни был сложен и многоаспектен феномен авангардного искусства, подчеркнем, что он существует и имеет свою специфику в каждом художественном центре России, куда, безусловно, с большим знаком состоявшегося авангардного направления относится Уфа.

Елена Абушахмина по факту является куратором этого направления, поскольку под ее началом была организована замечательная выставка «К 35-летию группы САРЫ БИЯ» (Желтая лошадь) в 2025 году, планируется юбилейная выставка объединения «Чингисхан» в 2026 году.

Браво, Лена, за преданность искусству, поддержке серьезного направления в живописи, немалых кураторских усилий, душевных, а зачастую и финансовых затрат.

Мы приближаемся ко дню, когда намечено открытие персональной выставки Елены.

Автор – профессиональный художник с хорошим образовательным фоном и безусловным мастерством владения академическими навыками. Название же выставки дает основание заподозрить что-то не совсем академическое, то, что недоступно реалистическому восприятию. Зрителю предстоит познакомиться с внутренним миром художника, его переживаниями, раздумьями, конструированием свой поэтической эстетики.

Елена находится в том возрасте, когда ей есть, что сказать, поделиться, пригласить зрителя к диалогу и разговору. У нее безусловно свой эстетический язык. Что поражает, он достаточно легко декодируется в концепции конструктивизма, но он и эстетически безупречен, если идет вдохновение от созерцания окружающего мира, и автор находит неподражаемые эстетические формы для воплощения возникающих реалистических образов.

Выставка оформлена, и можно пройтись по залам и попробовать осмыслить искусство замечательного художника.

Зал №1, левая стена. Небольшой портрет как лик художника. Автор выбирает символический язык цвета, когда яркость каждого цвета несет семантическую нагрузку. Выбор цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный) почти в гармоничной пропорции создает некие трудно определимые пространства, в которых пребывает художник, его душа, помыслы, переживания. Все мягко, по-женски пластично, но очень не просто. Вряд ли точно определишь характер человека, но вот он такой, и ему есть что сказать.

Вторая картина – это о художнике Николае Пахомове. Он узнаваем, написан в реалистичной, но гротескной манере, создающей атмосферу безусловного поклонения перед этим человеком. Елена приверженец чистых красок, этакий моностиль. Каждая краска символизирует целый текст, это рассказ о человеке или явлении.

Обратите внимание на заполняемость полотна отдельными красками без смешивания. Суровость характера подчеркивается черной окантовкой образа художника.

Он сидит в кресле, уставший, мудрец. Ему есть, что передавать следующему поколению. Его мысли, думы закодированы в используемых Еленой красках, изображающих фигуру учителя: зелено-синий пиджак, красноватые тона вокруг лица, но масса белого цвета. Лена любит белый цвет, он многозначен, и в разных контекстах имеет свой смысл. В лице Пахомова его значение можно связать с мудростью, светлостью, обожанием. Как скромен низ портрета! Серовато-желтые тона и непременная кошечка как символ душевной близости с автором картины, его человеческой добротой.

Далее расположены три портрета: два женских и мужское лицо посередине. Автор использует минимальные как живописные, так и геометрические средства. В женских ликах узнаваема сама Елена. Глухие краски, скромная палитра. Не менее скромны пространственные координаты портретов: решетчатый фон, точки, диагональные линии.

Лена говорит нам: «я проста, но это только так кажется». За решеткой и линиями, линией черной окантовки скрывается хотя и гармоничный и сбалансированный мир, но он далеко от ликования. Видимо катарсисы ликования мы увидим в другом. Я подозреваю, что источником взрыва чувств на полотнах будет природа и музыка.

Мужской портрет, несмотря на обилие символичных красок, не содержит синего цвета от слова вообще.

Почему?

Лена любит синий цвет. Он символизирует для нее любовь к объекту и любовь в самом объекте. Мы не наблюдаем этих качеств. Видимо таково отношение автора к современному мужчине. Так и хочется начать по Брюсову, «Юноша бледный со взором горящим…». Но взгляда не видно. Он прикрыл глаза, не хочет видеть реальность, но Лена видит в нем интеллигентность, сложность его интеллектуальных миров, закодированных художником не в очень объемных неопределенных пространственных формах.

Отдельно посмотрим на правую стену этого зала. Я расскажу вам щемящую сагу о кошечке и ее любви к хозяйке под названием «Кошкин дом». На первой картине изображена ярко-синяя кошечка в позе бесконечной преданности и любви к хозяйке. Посмотрите на поворот ее головки, близость к лицу хозяйки. Полный сангам и бесконечная любовь. (На хинди слово Сангам – смешивание, слияние, место слияния трех священных рек). Ничто не мешает им любить друг друга. А вот уже другие картины. Вроде все те же цвета, те же чувства, но вы видите некоторую растерянность кошечки, тревогу, появляются новые лица, и она уже не так близка к хозяйке. Обратите внимание на увеличившееся расстояние между мордочкой кошечки и лицом хозяйки. Ой, ой. И вот финальная картина, полная драматизма. Уже новое поколение кошек. Красная большая кошка с чудным, вызывающим восторг, хвостом. А наша маленькая синяя кошечка, полная любви и преданности, где-то там в нижнем углу картины, не забытая, но подчинившаяся жестким жизненным законам. Она уже не главная…

Двигаемся по галерее дальше.

Пространство лестницы. Две противоположные стены. Левая сторона занята всего тремя картинами, но они большие, заполняющие практически все пространство.

О чем они? Темы разные. Невероятно магическая и таинственная картина о конях. Здесь зашифрована какая-то житейская ситуация. Хочется поразмыслить, о чем это.

Просто бьет по нервам в положительном смысле картина, связанная с 7-ой симфонией Шостаковича. Вот так воспринимается художником музыкальное полотно.

Осмыслить картины на противоположной стороне лестницы и в зале №4 хочется не спеша. И это будет отдельный разговор и текст.

Прелюдия 2

К выставке Елены Абушахминой «Импровизация» (с 19.10. по16.11.25)

Я постараюсь максимально осторожно высказать свои соображения по второй части персональной выставки Елены Абушахминой. Итак, лестница, правая сторона, поднимаюсь по ступеням, перевожу взгляд с картины на картину, запечатлевающих серию изображений разных ракурсов на почти один предмет. Цветы. Вот оно женское начало Елены, искусница, владеющая гармонией цветовых совмещений. Как благородно сочетаются краски, ваяющие цветы в вазах и обрамляющие картины рамки. Искусство уфимских прикладниц общеизвестно, и в данной серии художник не преминула показать, как можно сочетать рукоделие и живописную работу. Глаз не оторвать от цветочного ряда.

Когда я поднялась на лестничную площадку второго этажа, я села на стул сбоку и любовалась цветочным раундом. В это время выходили студенты с индивидуальных занятий. Я просила их остановиться, посмотреть на картины и сказать первое пришедшее в голову слово оценки. Удивительное единодушие: «Очень красиво!» Теперь и вы посмотрите и оцените. Обратите внимание на изысканность и гармонию цветовых подборок.

Прямо напротив того места, с которого я лицезрела цветочную красоту, висели три картины, которые Художник назвала «Триптих». Объект очевиден: пушкинская тема. Но что за художественный язык? Могу предложить свою интерпретацию: Искореженное страданием лицо Александра Сергеевича как апофеоз его состояния в этот период. Без деталей, прописанности. Чистая душевная боль. Вторая картина — это брошенная в лицо Дантеса перчатка. А третья картина — это причина вызова на дуэль. Конечно Наталья, но в ее облике автор видит не светскую красавицу, а причину гибели величайшего поэта. Она почти уродлива и мало узнаваема. Лишь контекст расставляет все точки. Елена пронзительно лаконично по сюжетности и художественным средствам выражения создала образ нашей национальной боли. На кого покусился, поганец! Прокляли на века!

А теперь зал № 4.

В начале была реакция словесная: «Это радость жизни!» И только потом вариации тем и методов достижения этой оды радости. Картины большие, автору было, где на воле выразить свои чувства и помыслы. Здесь понять смысл картин помогают названия, композиционные решения и декодирование цветовых символов. Вот правая стена с тремя картинами –«Небесно-голубая», «Комната», «Девочка, творящая миры». Содержание картины «Небесно-голубая» определяется символикой синего цвета, того, что ценимо автором в людях. Женщина как бы зависает в своей естественной расслабленной позе в пространстве окна нараспашку, окаймленного широкой черной линией, предупреждающей о возможных горечах и бедах. В то же время плывут мягкие оранжевые тона кругов как символы теплых, лучезарных событий. Она плохое преобразует в хорошее, такой у нее дар. Все преодолеет эта женщина, потому что она такая небесно-голубая.

Какой простор для мысли и декодирования в картинах «Комната» и «Девочка, творящая миры». Композиционная геометричность как основа конструирования своих пространств и смыслов. Вольному воля. Но на первом месте символизм цвета, актуализация законов абстракции.

На другой стене две картины «Стаккато» и «О Рахманинове». Развитие и движение розового в пространстве вдохновлены любовью и пониманием музыки. Елена живет музыкальными образами и видит их так, как изображено на этих картинах. Свое вдохновение она подпитывает постоянным прослушиванием живой симфонической музыки, и это замечательный пример органичного существования в музах.

Картины «Лето 2025» и «Впечатление об Айгире» — это пример символического цветового кодирования возникших у художника чувств ликующего восторга от созерцания природной красоты. Вот так Елена Абушахмина разговаривает с нами через свое самобытное талантливое искусство. Очевидно, что у нее свой творческий язык, которым она щедро с нами делится.

И вишенка на торте: «яйца Фаберже». Сейчас модно баловать себя игрушками, поделками. Елена и здесь внесла свой вклад в уфимское креативное полотно. Посмотрите на гротескно большие яйца с интересными супрематистскими росписями в чашке на окне, напротив буфета. Лена просто играет с нами или она заложила более глубокий смысл? Интересно узнать.

А пока приглашаем на выставку. Она будет открыта в галере «Твоя картина» центр ПОЛИГЛОТ по адресу ул. Достоевского, 100, вход с ул. Крупской.

А пока я поздравляю нас с открытием знаковой выставки яркого представителя авангардного направления в г. Уфа Абушахминой Елены…

С 19 октября по 16 ноября вас ждет месяц общения с авангардной живописью Елены Абушахминой. Молодое поколение художников наступает.

Авторы: Татьяна ШАБАНОВАФото Галарины Ефремовой
Читайте нас: