В выставочном зале «Ижад» Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова продолжает работу персональная выставка заслуженного художника РБ, члена Союза художников России и РБ, члена Союза дизайнеров России и РБ, члена международной ассоциации изобразительных искусств – АИП ЮНЕСКО, лауреата и дипломанта международных, всероссийских, региональных выставок Раушании Мусавировны Бадретдиновой.
Экспозиция составила 115 произведений живописи и графики, охватывающих период с 1988 по 2025 годы.
Родилась Раушания в башкирском селе Яшерганово, в простой семье. Девочку нарекли именем Раушания, что в переводе с персидского означает «лучезарная; озаряющая сиянием; светлая». С большим теплом и уважением художница говорит о своих родителях. Её отец – Мусавир Закиахметович, «добрый и творческий человек, с детства учивший видеть во всём хорошее и трансформировать это в лучшее». По профессии он сварщик, но также увлекается историей, сочиняет стихи, любит рисовать, очень тонко и философски воспринимает живопись своей дочери. Её мама – Зинфира Мавлявиевна, по профессии бухгалтер, в юности увлекалась танцами. Свою дочь она тоже хотела отдать в балетную школу, но не сложилось.
Когда Раушании было 5 лет, семья переехала в Ишимбай, где девочку, кроме средней общеобразовательной школы № 5, определили в Детскую художественную школу, а в возрасте 15-ти лет, она самостоятельно приехала в Уфу, получив образование в начале – в Педагогическом училище №2, у педагога Алика Насыповича Валиуллина, затем – в Уфимском педагогическом институте (ныне Уфимская государственная академия искусств им. Загира Исмагилова), где на неё сильное влияние оказали известные башкирские художники Николай Александрович Калинушкин и Николай Леонидович Пеганов. С большой теплотой Раушания вспоминает свою первую учительницу по Ишимбайской художественной школе – Грачёву Любовь Леонидовну, высоко оценившую творческие способности своей ученицы и направившую её на истинный путь.
Так, постепенно, складывалась дальнейшая судьба будущего художника. Раушания училась и работала, обучала рисованию других. Потом появились её первые успешные выставки, замужество, рождение детей, затем серьёзная болезнь, с которой она, к счастью, справилась, создание авторских социально-благотворительных проектов и различных серий, с изменённым творческим мировоззрением.
Экспозиция делится на несколько тематических блоков, большая часть которых представляет серии картин «Хроники жизни» и «Родной край».
Тематический блок «Род» открывается живописными композициями «Хроника моей жизни» и «Род». В первой из них, художник, сосредоточенно просматривает основные этапы своей жизни на киноленте, быть может, вновь испытывая личные переживания и чувства, связанные с тем или иным событием. Существенную роль здесь играет вертикальная композиция и колорит картины, подобный древней фресковой живописи. В следующей работе, неслучайно, центром композиции выбрано широкое ветвистое дерево – символ рода, своими корнями, упирающимися в семейную лодку на строительных сваях. Фоном служит деревенский пейзаж, с прозрачной рекой и каменистым берегом. Здесь автор прибегает к драматичному, контрастному колориту, построенному на малиновом, синем, оливковом цвете.
Жизненная философия заложена также в произведениях «Поиск дома» и «Пробуждение» (из серии «Путь к себе»). Тонким лиризмом проникнуто полотно «Музыка души».
Принцип работы Раушании можно проследить на примере вертикальных авторских интерпретаций «Обида», «Честность», «Сомнения», «Колесо жизни» и «Багаж» из серии «Хроники жизни». Вначале художник создаёт цветной фон, который может быть разным, в зависимости от концепции идеи. Затем тонкой графической линией прорисовываются главные персонажи. Таким образом, создаётся впечатление, будто её герои находятся в воздушном пространстве, наполненном светом – что придаёт им одухотворённость.
Одну из работ серии «Родной край» – «Пчеловод», художница посвятила своему отцу, который со временем стал заниматься пчеловодством. Идея картины родилась в тот момент, когда она смотрела на вращение бачка медогонки. И вдруг ей показалось, что «…папа будто Вселенную раскручивает. Пчелы как люди, ульи – дома. Хотелось передать это вращение Вселенной…».
Несколько работ – «Танец», «Башкирочки», «Свет. Из серии «Семь девушек» представляют грациозных танцовщиц в национальных костюмах, с великолепной пластикой рук. Подобное видение возникло не случайно. В детстве, Раушания, как и её мама, мечтала стать балериной, но эта заветная мечта позже была воплощена лишь в картинах.
Следует отметить, что несколько работ Раушании вошли в экспозицию грандиозной выставки современного изобразительного искусства Башкортостана художественного форума «Арт-Уфа 2015». Среди них, представленные здесь композиции «Пчеловод», «Музыка души» и «Манты».
Тематический блок, посвящённый защитникам Отечества и материнству связан с личными воспоминаниями автора о своих близких и родных. Так, картина «Азан картати» – это своеобразное посвящение дедушке, который при советской власти был муллой и содержал мечеть «скрывая её от посторонних глаз и ушей». Автор изобразила своего персонажа с раскрытыми ладонями, поднятыми вверх, призывающими к молитве. «Перевёрнутые в небе дома означают, что его уже нет среди нас, только память о нём жива». Рядом работа «Намаз» – посвящение своей бабушке. По детским воспоминаниям художницы, когда она молилась, «ей казалось, что её платок превращается в крылья. Молитва возвышала её и делала ближе к звёздам…». В своё время, на одной из выставок, это произведение произвело большое впечатление на Верховного муфтия России Талгата Таджуддина, заказавшего подобный вариант.
Философская импровизация композиций «Сагура», «Письмо», «Смирение» представляет образ матери, со своими переживаниями, тревогами и надеждами.
Проблема одиночества ярко выражена в одноимённом полотне, полностью заполненном людьми в тесном пространстве. Каждый персонаж замкнут в себе. Но автор, акцентируя внимание на центральной фигуре женщины с ребёнком, намеренно выделяет её светлым пятном, подчеркнув душевное состояние своей героини среди разношёрстной толпы.
В каждой тематической работе Раушании заложена своя философия жизни, которую автор раскрывает зрителю через определённые символы и знаки, противопоставление жизни и смерти, религиозные догматы, детские впечатления и личные переживания («Мир в глазах смотрящего», «Исцеление», «Освобождение», «Счастлив прийти и уйти», «Смерть. Точка или начало», «Мы все части единого целого»).
В небольших по формату работах «Ночные улочки» и «Емеш» из серии «Родной край» ярким живописным языком художник раскрывает красоту своего города с полусферической композицией, барачными светящимися окнами, уличными фонарями, уютными двориками, и обычным деревенским сюжетом, наполненным теплотой и гармонией. Здесь также автор прибегает к ёмкой композиции, примитивному рисунку и контрастной живописи.
Тематический блок «Духовность» представляет несколько серий, основанных на творческом мировоззрении художника: глубокого изучения мусульманской и христианской религий, путешествий по другим странам, с целью познания мира, поиска своего индивидуального почерка. Так родилась, например, картина «И в клетке можно летать», в которой, изобразив птицу в парящей клетке с открытой дверью, автор заключает: «…Есть жесткие бытовые рамки, как прутья воображаемой клетки, за которые женщина может выйти, но боясь утратить дорогие ей связи с близкими. Важно понимать, что выбор есть, и видеть эту дверь…».
Зрителю предоставлена возможность познакомиться с избранными работами авторского социально-благотворительного проекта из серий «Путь к себе», «Я есть Семь», «Свет и Тень». Об этом говорят сложные, с элементами гиперреализма и сюрреализма композиции «Как подобрать ключи», «Рыба. Корни», «Путь к себе. Выбор опыта перед воплощением», «Ангел. Выбор», составленные из детских впечатлений, юношеской мечты, личного мировосприятия и широкого кругозора. Сам автор так раскрывает основной замысел этих картин: «Перед рождением душа выбирает, какой опыт, какой урок она хочет пройти на земле. Я нашла для себя путь художника, но у каждого человека он свой…Рождение, воспитание, маски, которые носят люди, отражение в нас внешнего мира, принятие и смирение – весь жизненный цикл человека передаётся в полотнах…».
Благодаря визуальной выразительности в работах «Рыба корни», «Как подобрать ключи», экспериментируя с пропорциями и перспективой, создавая необычные формы, художник трансформирует реальное событие в нереальное, обратившись и к традиционным космогоническим символам зарождения жизни на Земле и к секретам человеческих взаимоотношений.
Эзотерическая серия «Я есть Семь» («Любовь», «Чувственность», «Искренность», «Надежда. Творец своей жизни», «Принятие», «Вера», «Ценность») представляет семь важнейших аспектов жизни человека: здоровье, место в обществе, творчество, духовность, род и миссия в этом мире. Здесь же, восемь монументальных композиций из серий «Вибрации счастья» и «Объятия» — «Наши волны», «Внутренний наблюдатель», «Баланс объединяет, а не разъединяет», «Пробуждение, здесь, чтобы жить и творить», «Слёзы, страдает личность от ума, есть только свет», «Сначала ответственность, потом сила», «Сферы», «Спираль наполнения». Все эти произведения притягивают зрителя своей необычной тематикой, импровизационным решением композиции, пластикой форм, вибрацией линий, энергетикой цвета и света, эмоциональной выразительностью.
Графический и живописный раздел выставки представляет также портретные серии. В первую очередь, это детские образы — каждый со своим характером, внутренним миром, определённым настроением («Спят», «Аиша и Ахад», «Рауф», «Аиша», «Аскар», Ахад», «Ахад спит», «Детство»). Смешанная техника позволяет автору достигать тончайших нюансов в раскрытии образа.
Большой интерес представляют быстрые и выразительные карандашные зарисовки или своеобразные дружеские линейные портреты на известных деятелей культуры. Среди них — художники Ольга и Борис Самосюки, Ринат Харисов, Амир Мазитов, Валерий Мельников и другие; искусствовед Светлана Игнатенко, архитектор Леонид Дубинский и другие.
Документальна и убедительна портретная серия «Земляки» («Флюза апа», «Гармонист», «Зинфира», «Сабирзянов Илнур», «Рифкат абый», «Фаттахова Ризида»). Решённая в едином живописном ключе — золотисто-чёрном колорите, она показывает своих односельчан без прикрас, простыми добродушными людьми. Также интересно переданы индивидуальные характеристики её персонажей в живописных, акварельных и карандашных портретах («Фарид абый», «Байрас», «Галина Петровна», «Характер», «Натура», «Усталость», «Тоска», «Книга», «Анна Александровна», «Спортсменка» и другие).
Среди многочисленных портретов, как графических, так и живописных, есть и автопортреты — от самых ранних, выполненных в подростковом возрасте, до студенческих. В них прослеживаются возрастные этапы развития будущей художницы, её мятежного характера.
Офортные композиции «Рауф с кубиками» и «Снова весна», решённые в авангардном стиле, а также романтический пейзаж в карандаше «Вид из окна» — говорят о техническом разнообразии в творчестве Раушании, поиске новых возможностей изобразительного языка.
Очаровательны её акварельные натюрморты «Фиалки» и «Фарфор». Бережно, по-женски она выстраивает их композиции на бумаге, передав тепло и уют домашнего интерьера, льющийся яркий солнечный свет из окна, сияющую белизну хрупкой посуды.
Искусство Раушании Бадретдиновой никого не оставляет равнодушным, поскольку оно позитивное, светлое, наполненное любовью и добротой.
Не удивительно, что в творческом активе художника более сорока персональных выставок, её произведения находятся в картинных галереях и частных собраниях России, Франции, Испании, Англии, Швейцарии, Италии, Германии, Австрии, Голландии, Турции, Намибии, Индии, Китая, США, Канады.
Выставка продлится по 28 сентября 2025 г.