В летние дни в выставочном зале «Ижад» Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова продолжает работу выставка «Вагиз Шайхетдинов. Живопись. К 70-летию со дня рождения».
Юбилейная экспозиция представляет 46 произведений (из коллекции БГХМ им. М. В. Нестерова и собрания автора) заслуженного художника РБ В. Г. Шайхетдинова – родом из Буздякского района Башкирии, выпускника художественно-графического факультета Башкирского государственного педагогического университета. Ретроспективная выставка отражает основные направления идейно-тематических и живописных поисков мастера за сорок лет его творческой деятельности в период с 1985 по 2024 годы.
Перед зрителем Вагиз Шайхетдинов раскрылся как великолепный мастер портретного жанра. Два его автопортрета, созданные в разные годы, говорят о творческом становлении мастера, о выборе того или иного современного направления, которые интересны ему, как живописцу («Автопортрет в тигровой шкуре» 1997 и «Круглый год. Автопортрет» 2009). Реалистично переданы психологические характеристики башкирских художников – Михаила Назарова, Виктора Суздальцева и Георгия Прокшина, а также советского и российского поэта, переводчика и журналиста Владимира Денисова. В особенности поражает внимательный и пронзительный взгляд этих героев, устремлённых на зрителя.
Глубокая философия заложена в его сюжетных композициях. Так, в диптихе «Памяти матери» (1996–1997) образ родного человека представлен во всех красках жизни: вот она с охапкой зелёных трав ступает по рыжей земле, её окружение – это деревенский пейзаж, утопающий под лунным сиянием в изумрудно-оливковом небе. Правая часть диптиха олицетворяет её духовную жизнь в другом мире – нематериальном. Он светлый, почти прозрачный, где царит покой и тишина.
Диптих «Рудольф Нуреев. Возвращение» (2011–2012) автор посвятил знаменитому советскому, британскому и французскому артисту балета, балетмейстеру, блиставшему когда-то на сцене знаменитого Мариинского театра, Королевского балета, Венской и Парижской оперы. Художник противопоставил роскошные заграничные апартаменты Нуреева деревянному дому в старой Уфе, в котором он провёл детство. Его возрастные изменения мастерски переданы в галерее портретов в верхней части диптиха.
Здесь же монументальное полотно «Сон Шихана» (2008). По гипотезе художника, что на месте Шихана когда-то был океан, свидетельствуют отпечатки моллюсков и осколки камней, сохранившихся на изломах горы. Таким образом, представляя эту величественную гору, вместе с вершиной, образующую песочные часы, автор изобразил две его жизни – море и сушу.
Ярким, декоративным колоритом отмечены произведения художника 1990-х – начала 2000-х годов. Это было время активного поиска нового содержания и соответствующего ему художественного языка. Использование в форме стилизации, цветовой экспрессии, элементов башкирского национального орнамента, обращение к духовно-нравственным проблемам в жизни общества, многие работы Вагиза Шайхетдинова этого периода обрели философско-интеллектуальное начало («Внеочередное затмение», «Осенний двор», «Иман», «Капова пещера», «Смотритель Каповой пещеры, «Ночной двор с красным деревом», «Наследие»).
С середины 2000-х годов цветовая палитра живописца осветляется, она становится более жизнерадостной, изысканной. В рисунке появляется мягкая пластика, утончённость, филигранность. Меняется и тематика картин: на смену философского размышления приходит восторженное созерцание природы и передача тончайших светотеневых переходов и цветовых нюансов, как в пейзажах, так и в натюрмортах и тематических композициях («К дождю. Ярославль», «Утро на Урале», «Голубой день», «Букет сирени», «Букет черёмухи и лимон», «Грачи прилетели», «Осень под Уфой», «Бабье лето»).
Часто выезжая на пленэр, Вагиз Шайхетдинов создаёт большое количество этюдов, позже воплощая их в пейзажные картины. В зимних вариантах он выбирает окраины Уфы на берегу Уфимки, когда всё вокруг затихает, и на землю спускаются ранние вечерние сумерки. Художник любит изображать зиму, белый снег, причём используя разные стилевые направления – от тонкого лиризма до возвышенного романтизма. При этом он не боится смелых пластических решений в рисунке и композиции, а также разнообразных цветовых соотношений в пастозной живописи. Таковы в этом отношении его «Окраина Уфы. Сипайловская гора» (2005), «Улица Салавата» (2014), «Лёг первый снег» (2016), «Зимний Шихан» (2019). Один и тот же мотив, представленный в разные годы в композициях «Вечер на Уфимке. Окраина Уфы» (2014) и «На Уфимке весна» (2022) не теряет своей свежести восприятия. Тот же пологий склон горы, с лесистым берегом в фиолетовой дымке завершающегося дня, узкая полоска прозрачной реки, лодки, небольшие мизансцены с рыбаками и животными, вносящими в пейзажный мотив оживление.
Великолепны его пленэрные пейзажи 2009 года, созданные в творческих поездках по России. Без предварительного рисунка, написанные широким пастозным мазком, они несут в себе заряд положительной энергии, представляя зрителю величественные и прекрасные архитектурные памятники в окружении изумрудного лета и золотой осени в тихий вечерний час или в предрассветное утро («Солнечный день. Тутаев», «Со двора батюшки. Курба», «Осень. Елабуга», «После дождя», «Уже вечер. Село Мыт», «Темнеет. Ярославль», «Утро. Курба», «Утренний пейзаж. Плёс»).
В ряде произведений живописца звучат ностальгические ноты, возвращающие его в родные края, где он провёл своё детство, с интересом наблюдая за своими близкими людьми во время работы на пасеке; с наслаждением слушая мелодичные звуки народных инструментов – курая и кубыза («Натюрморт из детства», «На пасеке», «Пчелиная семья», «На пасеке. Портрет сестры», «Мелодия Урала»).
Как отметила искусствовед, хранитель фонда живописи БГХМ им. М. В. Нестерова, заслуженный работник культуры РФ и РБ, лауреат премии имени П. М. Третьякова, куратор выставки Валентина Мефодьевна Сорокина: «Искусство художника во все времена сохраняло и сохраняет свою современность, ибо в его основе лежат общечеловеческие духовные ценности и крепкое мастерство, основанное на высоких традициях русской, башкирской реалистической школы».
С 1980 года Вагиз Шайхетдинов является участником республиканских, зональных, региональных, всероссийских, всесоюзных, зарубежных, международных выставок.
Произведения художника хранятся в собрании Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова (Уфа), Госсобрания Республики Башкортостан (Уфа), галереи мэрии города Уфы, Академии наук Республики Башкортостан, музея Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан, Министерства геологии СССР (Москва), Рудгеофизики (Санкт-Петербург), музея Рудольфа Нуреева Башкирского государственного академического театра оперы и балета (Уфа), Уфимского государственного татарского театра «Нур», Башкирского государственного академического театра драмы им. М. Гафури, Уфимского университета науки и технологий, Башкирского государственного медицинского университета (Уфа), Уфимского государственного нефтяного технического университета (Уфа), Башкирского государственного университета (Уфа), Буздякского районного историко-краеведческого музея, Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, художественного музея «Aрт-Донбасс» (Донецк), Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника (Республика Татарстан, Болгар), штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже (Франция), Ближневосточного университета Северного Кипра (Лефкос), Муниципального центра искусств Северного Кипра (Никосия) и в частных коллекциях в России, Германии, Франции, Англии, США, Кипра, Турции, Сербии и других.
Выставка продлится по 28 июня 2025 г.